1

Литературное чтение

4 класс

Тема урока: Осенние картины и настроения в поэзии.

И. А. Бунин «Листопад».

Цели урока:

Продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста.

Учить ребят соотнесению словесного и зрительного образа природы через рассматривание картин русских художников и чтение лирических текстов.

На изучаемом материале закреплять и конкретизировать понятие о теме художественных произведений.

Вести подготовительную работу по формированию навыков художественного описания картин природы в написании детских сочинений.

Оборудование урока:

Картины И.И. Левитана и И.С. Остроухова «Золотая осень».

Рисунки детей об осени.

Таблица «Словарь настроений».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Работа с детскими рисунками.

(Учитель предлагает детям нарисованные дома рисунки подписать строчками из текста стихотворения. Затем дети прикрепляют свой рисунок к магнитной доске и кратко сообщают, почему они выбрали такие стихотворные строчки для его названия.)

III. Работа над новым материалом.

1. Беседа с учащимися по картинам русских художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова «Золотая осень» в соотнесении с личными впечатлениями детей от наблюдений во время осенней прогулки.

— Мы продолжаем наблюдать осенние картины и настроения в стихотворениях русских поэтов.

— Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами картины известных русских художников Ильи Семеновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана, которые имеют одинаковое название: «Золотая осень». Рассмотрите эти картины, чтобы ответить на вопросы, записанные на доске:

1. Одинаковую осеннюю пору изобразили этих художники на своих картинах?

2. Почему картины так называются?

3. Какая картина тебе больше нравится? Почему?

4. Чем они отличаются?

5. Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки?

(После рассмотрения картин ребята обмениваются своими мнениями.)

— С какими чувствами художники писали свои картины? Выберите из таблицы «Словарь настроений» слова, определяющие эти чувства. Чем вы можете это доказать?

— Сумели художники передать свое настроение вам?

— Хотели бы вы еще побывать в осеннем лесу?

2. Знакомство учащихся с содержанием стихотворения.

Чтение его учителем.

2

Сейчас мы будем читать еще одно стихотворение об осени. Написал его И. А. Бунин. Прослушайте текст и определите выраженные автором чувства.

3. Беседа по содержанию после чтения.

— Итак, какое настроение выражено автором?

— Чем восхищается автор?

4. Чтение стихотворения с анализом.

— А сейчас будем читать текст еще раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как.

Чтение 1-й части стихотворения.

— Были в тексте слова или выражения, малознакомые вам?(Выясняется значения слов: лиловый, багряный, лазурь и др.)

-А теперь давайте найдем в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины?

+В начале стихотворения автор рисует лес.

+И он сравнивает его с теремом.

— А почему лес расписной? Кто его расписывал?

+Его расписала осень разными цветами красок: желто-золотыми, лиловыми, багряными.

— А как вы понимаете выражение: лес «стоит» «веселой, пестрою стеной»?

+Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.

+В картине Левитана мы тоже видим на дальнем плане изображение леса, — и он тоже похож на стену.

+А я хочу сказать, что автор стихотворения тоже, наверное, наблюдал лес со стороны, с поляны: «Стоит над светлою поляной».

— Вычитаем другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины.

+Желтые березы, у них листочки резные и блестящие, — мы наблюдали такие, когда были на прогулке. Желтый цвет берез очень красиво сочетается с голубизной неба, — на странице 46 есть такая картинка, и мы видим, какое это чудо:

«Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой».

+Поэт еще говорит о елочках, сравнивает их с темными вышками, — они не меняют цвет осенью и четко выделяются на золотом фоне берез:

«Как вышки, елочки темнеют».

+А я увидел очень похожие картины у Бунина и Остроухова, — я могу их прочесть:

«А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца»…

И на картине мы видим эти голубые просветы сквозь золотую листву кленов.

-+Очень интересно: и поэт, и художник изобразили одну и ту же картину, словно договорились…

— Нет, они не договаривались, — просто красивое в природе привлекает любого человека, — мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.

Работа над 2частью.

-А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

+Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:

«Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть, из серебра».

+А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток.

3

+Это последний мотылек, — уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

«И точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом».

+День солнечный, яркий:

«Сегодня так тепло кругом»…

— А теперь прочитайте последнее четверостишие: какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

+Он услышал «мертвую» тишину: «…такое мертвое молчанье»…

— А разве тишину можно услышать?

+Можно, — вы нам тоже иногда говорите: «Давайте послушаем тишину».

— А почему о тишине автор говорит, что она — «мертвая»?

+ Чтобы мы поняли, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и в синей вышине»…

+ А еще чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

«Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье».

— А можете вы услышать эти звуки в стихотворении? Вспомните, в 1-м классе мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах. Можете вы их найти в этом четверостишии?

+Да, здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

«молчанье» — ч ;

«вышине» — ш ;

«можно» — ж ;

«тишине» — ш ;

«расслышать» — ш ;

«шуршанье» — ш.

5. Наблюдение над цветовой гаммой изображения осеннего пейзажа на картинах и в стихотворении.

-А теперь еще раз посмотрите на картины: какие цвета использовал в них художник? Какие цвета здесь преобладающие?

(Ребята описывают картину.)

-А теперь давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина.

(Ребята вычитывают:

«лиловый»;

«золотой;

«багряный»;

желтый — «желтою резьбой»;

голубой — «в лазури голубой»;

синий — «в синей вышине»;

серебристый — «как есть из серебра»;

белый — «белый лепесток».

6. Подготовка к выразительному чтению текста: наблюдение над чувствами и настроением поэта.

А теперь давайте посмотрим, в наших словах автор выражает свои чувства и настроения. Подчеркните эти слова в тексте и подумайте, как мы должны их прочитать.

4

(Ребята самостоятельно с карандашом в руках перечитывают текст и определяют авторские чувства, а также слова и выражения, которыми он о них рассказывает, после чего идет акцентное вычитывание.)

Чтобы палитра чувств, названная детьми, была более богатой и разнообразной, учитель отсылает их к таблице «Словарь настроений». В результате проделанной работы дети «вычитали» из текста следующие настроения автора:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть, из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом.

+торжественное;восторженное;очарованное;радостное;радужное;веселое;светлое;восхи­щенное;восторженнорадостное;легкое;светлое;нежное;игривое;нежное;светлое;умиротво­ренное;теплое;светлое;

Сегодня так светло кругом

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

+светлое;

спокойное;

умиротворенное;

нежное.

7. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

— А теперь попробуем прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам.

(Дети читают стихотворение, отмечают достоинства интонационного чтения, дают рекомендации и советы друг другу.)

IV.Итог.

Цель:определение главной мысли стихотворения, конкретизация темы подбором заглавий.

-А теперь скажите, о чем это стихотворение?

+Об осени…

+О красоте осенней природы.

+О чувствах от увиденной красоты.

5

-А как вы думаете, для чего Бунин написал его?

+ Чтобы обратить наше внимание на красоту природы.

+Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею.

+Чтобы выразить свои чувства и настроения, свое душевное состояние.

+И свою любовь к природе.

-Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено в этом названии основное содержание, т.е. основная тема стихотворения? Выскажите свое мнение.

+Я думаю, что нет, потому что о листопаде упоминается только в последней картине: «Расслышать листика шуршанье»…, а во всем стихотворении говорится о красочных картинах осени.

+А я считаю, что соответствует. Я понял, что автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем, как упасть с деревьев, необыкновенно красивые.

+А я обратила внимание на подзаголовок: это ведь не все произведение, а отрывок, в котором главное внимание обращается на красоту и разнообразие осенней природы в пору листопада.

— Попробуйте подобрать свое заглавие к этому тексту.

(Ребята придумывают названия: «Осень», «Осенние картины», «Осенний день», «Осенний пейзаж», «Звуки осени», «Краски осени», «Осенние настроения» и др.)

Учитель записывает эти названия на доске.

Ввиду того, что в придуманных детьми заглавиях тема осени отражена «неоднозначно, в одних широко («Осень», «Осенний день»), а в других — более узко («Звуки осени»), следует воспользоваться случаем и обратить на это внимание учащихся и конкретизировать понятие темы, т. к. эти знания пригодятся вскоре при написании сочинений.)

Всеми этими заглавиями можно выразить тему данного стихотворения? Подумайте.

+Да, всеми.

+ В стихотворении говорится об этом.

— Я с вами согласна, но среди этих заглавий есть такие, которые отражают тему осени широко, — т.е. обращается внимание на несколько картин, а другие ограничивают изображение отдельных, конкретных деталей. Например, как вы думаете, какое из этих двух заглавий более точно раскроет тему данного текста: «Осенний день» или «Звуки осени»?

+Я думаю «Осенний день», потому что в содержании нарисованы сразу несколько картин.

-+А » Звуки осени» подойдет только к последнему четверостишию.

+Ведь стихотворение не только о звуках, а и о красках осени, и о лесе, о мотыльке.

-Молодцы.

V. Домашнее задание.

(Задание на выбор).

Дома подготовите выразительное чтение стихотворения, по желанию выучите наизусть. Напишите небольшой рассказ о прогулке в осенний лес и о том, что вы там видели.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here