Урок развития речипо русскому языку
в 5-м классе.
(обучение сжатому изложению)
Урок рассчитан на 90 минут (сдвоенный урок)
Тема урока. Сжатое изложение по рассказу В.П.Катаева «Пень».
Тип урока: урок развития речи.
Основные дидактические цели урока.
-
Основная образовательная:
— способствовать формированию представления обучающихся понятию «текст», способам сжатия исходного текста,
— способствовать формированию умений обучающихся формулировать основную мысль текста, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста, писать сжатое изложение.
-
Воспитательная:
— обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся на уроке,
— способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности,
— обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету,
— создать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся навыков самоконтроля.
-
Развивающая:
— способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы,
— способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы,
— обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
Формы и методы работы на уроке.
-
Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная; сочетание этих форм.
-
Методы:
— речевая деятельность: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо;
— метод монологического изложения;
— метод эвристической беседы (эвристический метод);
— метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);
— работа с учебником;
— словарно-лексическая работа.
Оснащение занятия.
-
Учебно-методическое: учебник, таблица-алгоритм.
-
ЭОР: презентация, фонограмма детской песни «Какой чудесный день…», фонограмма произведения В.П. Катаева «Пень».
-
ТСО: компьютер, проектор.
Краткая технологическая карта урока.
Этап урока | Время проведения | Формы и методы работы | Оснащение | |
1 | Организационный момент | 1 мин | Фронтальная |
|
2 | Актуализация знаний учащихся | 13 мин | Фронтальная форма.
| ЭОР: презентация, фонограмма детской песни «Какой чудесный день…». ТСО: компьютер, проектор |
3 | Усвоение новых знаний | 65 мин | Методы: — речевая деятельность: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо; — метод монологического изложения; — метод эвристической беседы (эвристический метод); — метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод); — работа с учебником; — словарно-лексическая работа. Формы: фронтальная, индивидуальная; сочетание этих форм | Учебно-методическое: учебник, таблица-алгоритм. ЭОР: презентация. ТСО: компьютер, проектор |
| Физкультминутка | 22-23 мин. каждого урока | Фронтальная | ЭОР: презентация. ТСО: компьютер, проектор |
4 | Подведение итогов урока | 7 мин | Фронтальная.
| ЭОР: презентация. ТСО: компьютер, проектор |
5 | Информация о домашнем задании | 1 мин | Фронтальная | ЭОР: презентация. ТСО: компьютер, проектор |
|
|
|
|
|
Ход проведения урока.
-
Организационный момент.
-
Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания).
-
Готовность учителя к уроку — наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, состояние классной доски, мел, освещение и т.д.
-
Психологический настрой учащихся.
-
Актуализация знаний учащихся.
*Звучит детская песенка «Какой чудесный день…»
Учитель:
Посмотрите в окно: на улице тоже ярко светит солнце, день чудесный. Посмотрите вокруг: вас окружаю друзья. Итак, мы начинаем с этой веселой песни урок. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Все помнят, что прилагательное классная пишется с удвоенной –нн-. Прежде чем перейти к теме урока посмотрите на экран.
*(Презентация слайд 1- проецируются иллюстрации к сказкам В.П.Катаева «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», «Пень».)
— Известны ли вам данные сказки?
— Кто автор?
*(презентпция слайд 2 — В.П.Катаев)
— Какая сказка неизвестна?
Недавно мы писали с вами изложение, которое назвали «Хитрый заяц». Какое это было изложение по объему? Как мы излагали материал?
*(Презентация слайд 3 — .Сжатое изложение по рассказу В.П.Катаева «Пень».)
Сообщить тему и цели урока.
-
Усвоение новых знаний.
-
Вводная беседа.
Учитель:
Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева «Пень».
— Как вы понимаете этот термин? (ответы учащихся).
— Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.
— Какие же кратко, а какие — подробно? (ответы учащихся).
Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.
-
Работа с текстом.
-
прослушивание фонограммы произведения В.П. Катаева «Пень»;
-
выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником
(текст в учебнике упр. 137) (см. приложение №1);
-
осмысление текста.
Беседа:
— Понравился ли вам рассказ?
— Докажите, что данный отрывок является текстом?
(учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана)
*(презентация слайд 4 – Докажите, что это текст)
Учитель:
— Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.
*(презентация слайд 5)
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА
-
чтение текста учащимися
(установка учителя: прочитайте текст вполголоса, подумайте о чем он?).
— О чем этот рассказ, т.е. его тема?*(презентация слайд 6- Какова тема…)
— Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел? (ответы учащихся: осуждение гордого пня)
Учитель:
Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?
( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)
— Какой урок можно извлечь из данного текста? (ответы учащихся)
*(презентация слайд 7 – Как можно озаглавить текст)
— Как бы вы назвали этот рассказ? ( Варианты: «Старый пень», «Притча о гордом человеке», «Ты не царь»).
— Какое название отражает в большей степени основную мысль?
4) словарно-лексическая работа.
*(презентация слайд 8 – Какое слово…)
— Какое слово в этом тексте является ключевым? (уч-ся отвечают: гордость).
— Подберите синонимы к слову гордость (гордость, зазнайство, высокомерие).
— Понимаете ли вы разницу в значении слов?
*(презентация слайд 9)(учащимся помогают словари)
— Что вы знаете о приставке воз-? (при добавлении к глаголам образует глаголы со значением направления действия вверх ). Обратите внимание, что пень не гордился, а возгордился.
— О таком пороке, как зазнайство, высокомерие говорили еще в древние времена, вот послушайте, что писал древний комедиограф Менандр (342 до н.э.- 291 до н.э.): « Выше высокомерия нет гнуснее порока». А Лопе де Вега, испанский драматург, сказал так: «Учтивость отомкнет везде Расположенье и доверье, А глупое высокомерье – ключ к неприязни и вражде».
*(презентация слайд 10)
Учитель:
— Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?
— Прочитайте каждую часть и дайте ей название.
— Что мы составили для рассказа? (План. 1.Грибники вокруг старого пня. 2.Старый пень возгордился. 3. Молчание деревьев. 4. «Я ваш царь!». 5.» Ничего ты не царь»).
*(презентация слайд 11 – Составим план)
Учитель:
— Задумаемся… *(презентация слайд 12- «Задумаемся»)
*(презентация слайд 13) ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА
-
сжатый пересказ.
Учитель:
— Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста (обобщение, исключение, упрощение).
*(презентация слайд 14)
-
отбор нужной информации.
Учитель:
*(презентация слайд 15)
— Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать? (ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2-го абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше).
— Учитель:
*(презентация слайд 16)
— Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?
*(презентация слайд 17)
— Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную).
*(презентация слайд 18)
— Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3-го абзаца полным или его можно упростить.
— Верно, его можно сделать покороче.
(например: Но деревья стояли молча. — Деревья молчали.)
*(презентация слайд 19)
— Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4-йабзац? Подумайте.
(учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы).
— Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)
— Выберите ключевые фразы из последней части.
(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты:
Прилетела синичка и сказала:
— Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят).
— Давайте теперь прочтем то, что у нас осталось после сжатия текста.
*(презентация слайд 20)
(В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и сказал деревьям, что раз люди ему кланяются, значит он главный, поэтому и деревья пню тоже должны кланяться.
Но деревья стояли в безмолвной тишине.
Рассердился старый пень и ну кричать.
Прилетела синичка и сказала:
— Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят).
— А теперь попробуем пересказать (ученики пересказывают текст).
— Теперь вам нужно изложить то, что вы пересказали письменно (учащиеся приступают к сжатому изложению текста).
-
Подведение итогов урока.
-
Чему мы учились на сегодняшнем уроке?
-
По какому произведению работали. Кто его автор?
-
Что вы понимаете под понятием «сжатое изложение»?
-
Что вы не поняли из материала сегодняшнего урока ?
-
Информация о домашнем задании.
*(презентация слайд 21)
1. Для тех, кто не успел написать изложение в классе: дописать дома.
2. Повторить словарные слова §1 – 10.
*(презентация слайд 22) заканчиваем урок.