Краткосрочный план по русской литературе в 9 «Б» классе

учитель СШ имени Асета Бейсеуова с ДМЦ Корчагина Л.Ю.

Тема: Иван Сергеевич Тургенев. Личность писателя.

Общедидактические цели: создать условия для осознания и осмысления творческого пути И.С. Тургенева, способствовать осмыслению связи нового материала с жизненным опытом учащихся.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Модули, используемые на уроке: новые подходы в преподавании и обучении, использование ИКТ в преподавании и обучении, учёт возрастных особенностей, работа с одарёнными учащимися, оценивание для обучения и оценивание обучения, обучение критическому мышлению, управление и лидерство в обучении.

Триединая дидактическая цель:

  • Образовательный аспект: создать успешные условия для самостоятельного изучения учащимися теоретического материала о жизни выдающегося писателя 19 века И.С.Тургенева.

  • Развивающий аспект: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения.

  • Воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).

Прогнозируемый результат.

Учащиеся в процессе групповой работы самостоятельно углубят знания о жизни и творчестве И.С.Тургенева, а на основе полученных знаний сделают вывод о пользе урока и практическом применении полученных на уроке знаний.

Формы работы учащихся: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: заслушивание, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оборудование: интерактивная доска, метод деления на группы «Мозаика», учебник, тетрадь, таблица с правилами работы в группах, дерево достижений, иллюстрации к произведениям, стикеры, яблоки, цветы, лепестки, цветик-семицветик, изображения музеев, ватман, аппликация.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Время

I.Организационный момент

Нацеливаю учащихся на урок: провожу психологический настрой «Дерево достижений». Раздаю стикеры 4 цветов и прошу учащихся выбрать понравившийся.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

Учащиеся выбирают один из четырёх цветов и крепят их к дереву достижений. Затем к доске по одному выходят ученики, выбравшие тот или иной цвет. Отрывают лепесток цветка и на обратной стороне лепестков ученик (-ца) вслух читает то, что обозначает каждый цвет. Затем говорит ребятам, на что они настроены и чего достигнут на уроке. Те, кто выбрал: Зеленый лист — ожидает успех на сегодняшнем занятии. Красный — желают общаться. Желтый — проявят активность. Синий — будут настойчивы.

Учащиеся называют имя И.С.Тургенева и героев иллюстрации – Герасима и Асю.

На данном этапе урока акцентирую внимание на сплочённости коллектива, пытаюсь заинтересовать учащихся, погрузить в атмосферу сотрудничества и взаимопонима-ния.

2 мин.

II.Стадия вызова

В начале урока создаю проблемную ситуацию. Показываю иллюстрацию с героями, учащиеся должны назвать автора самостоятельно. Задаю вопрос: назовите писателя, изобразившего русского крестьянина не только как подневольного, социально униженного человека, но и как личность, несущую в себе самые высокие человеческие качества: доброту, душевную чистоту, искренность. 

Значит, сегодня на уроке мы поговорим о?

Делю учащихся на 3 группы: 1 – биографы, 2 – литературоведы, 3 – лоцманы. Метод деления «Мозаика». Учащиеся 1-ой группы акцентируют внимание на биографии, 2-я группа знакомит с произведениями писателя, 3 группа – уделяет внимание значению творчества.

Учащиеся называют имя И.С.Тургенева и героев иллюстрации – Герасима и Асю.

Ответы учащихся. Ребята самостоятельно формулируют тему урока.

Далее получают три иллюстрации в виде мозаики и собирают, объединяясь в группы.

На партах лежат правила работы в группах, учащиеся акцентируют на них своё внимание.

Погружаю учащихся в проблемную ситуацию.

Подвожу к теме урока.

Знакомлю с правилами работы в группах, раздаю критерии оценивания творческих работ.

3 мин.

  1. мин.

III. Осмысление

Дома ребята должны были самостоятельно подготовить биографию и творчество И.С.Тургенева.

Пока учащиеся одной команды рассказывают материал, учащиеся двух других команд готовят исследовательскую работу в виде 3-х слайдов в программе Power Point. (Введение. Основная часть. Заключение).

Проверка готовности команд.

Учащиеся рассказывают материал, изученный и подготовленный самостоятельно.

Активная работа каждого участника группы, составление презентации, использование Интернет-ресурсов.

Учащиеся оповещают о готовности проектов при помощи сигнальной карты зелёного цвета.

Работа с одарёнными учащимися, опережающее задание.

Внедряю модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении»

Направляю учащихся.

Корректирую исследовательскую работу учащихся.

10 мин.

7 мин.

Разминка

Ребята, буквально час назад приходил почтальон и принёс для нас письма, но буквы в этих письмах перемешаны, нужно собрать слова. Затем прошу выйти к доске участников команд и показать полученные слова. Это словосочетание и будет являться темой синквейна. Ребята получают творческие задания с элементами декупажа: Биографы – из имеющихся вырезанных картинок составить постер о том, с чем они ассоциируют жизнь писателя, литературоведы – показать знание произведений Тургенева (над чем заставляют задуматься рассказы писателя), лоцманы – значение творчества писателя.

Учащиеся получают письма, встают и собирают из данных им букв получившиеся слова: Иван Сергеевич Тургенев.

Ребята поочерёдно выходят и называют полученные слова, а затем составляют один синквейн от группы.

Затем работа продолжается.

Выполнение учащимися творческих заданий

Раздаю дополнительный материал.

Создаю ситуацию-интригу.

Погружаю в творческий процесс.

2 мин.

10 мин.

IV. Взаимооценивание

Ребята, урок у нас заканчивается. Оцените работу друг друга. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока (яблоки, листья, цветы). Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны — прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

Оценщики комментирует работу каждого участника другой группы, ссылаясь на лист оценивания.

Ребята подходят к дереву и крепят соответствующие их настроению предметы.

Интересуюсь оцениванием урока.

2 мин.

2 мин.

V.Домашнее задание

Прочитать рассказ И.С.Тургенева «Вешние воды», выписать из словаря л./з. слова ВЕШНИЕ.

Запись домашнего задания в дневник.

Даю рекомендации по выполнению заданий.

1 мин.

VI.Рефлексия

Интерес –Что интересно было на уроке? Творчество – Какие творческие работы вы выполняли?

Обучение – Чему вы научились? Главное – Что урок принес мне?

Учащиеся подходят, одевают шляпу, соответствую-щую их настроению, позиции на уроке и высказывают свои мнения.

Использую метод

«6 шляп мышления»

3 мин.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here