Конспект урока литературного чтения в 3 классе
Тема урока: И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица».
Цели урока: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»; вспомнить изученное ранее; донести юмор и иронию басни; учить «видеть» и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; формировать умение выражать свое отношение к прочитанному; работать над выразительным чтением басни; развивать художественный вкус, память, творческие способности, деловое сотрудничество; воспитывать интерес к чтению.
Ход урока
-
Организационный вопрос.
Проверка домашнего задания.
П | |
Рассказ | П |
Басня | ? |
(Ответ: баснописец, т.к. стихи пишет поэт, рассказы – писатель, басни – баснописец).
— Вспомним, что такое басня. (Басня — это небольшой насмешливый рассказ, чаще всего в стихах. В басне обычно действуют животные и даже вещи. Но ведут они себя как люди: разговаривают, работают, ссорятся. Басня высмеивает пороки и недостатки людей.)
— Как называется литературный прием, когда изображают животных, а подразумевают поступки людей? (Иносказание)
— С именем какого великого русского баснописца мы знакомились на предыдущем уроке? (Иван Андреевич Крылов)
— Проверим, как вы внимательно слушали мой рассказ о жизни Крылова
Внимание!
1) Какую информацию содержат эти цифры?
17691302
21111844
— Где родился Крылов? Что вы помните о его жизни? (Ответы детей).
2) На этом этапе урока мы применяем один из ТРИЗовских приемов, который называется ситуативные задачи.
Догадайтесь, о какой басне идет речь?
а) Они трудились, но не договорились. (Лебедь, Рак и Щука)
б) Услыхав от людей, как избавиться от недуга, она не смогла правильно воспользоваться нужной вещью. (Мартышка и Очки.)
в) В предмете этом она видит кого угодно, только не себя. (Зеркало и Обезьяна.)
г) Она думала только о сегодняшнем дне. (Стрекоза и Муравей.)
-
Подготовка к восприятию новой басни.
На доске рисунок вороны, закрытый листком бумаги, в котором в середине вырезано отверстие. Учитель водит этим листком по всей картинке. Ученики должны догадаться, кто скрывается за листком.
— Ворону в жизни видели все. Опишите, какова ворона по внешнему виду.
— Можно ли назвать ворону самой красивой птицей леса?
— Кто слышал ворону? Какой у нее голос? Умеет ли она петь?
— О вороне мы говорим неслучайно. Может вы догадались, какую басню мы будем читать на уроке.
— Тема нашего урока: Басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица».
Приготовьтесь слушать. (На доске иллюстрация к басне.)
3. Чтение басни. (Учитель и ученица читают басню по ролям.)
— Понравилась ли вам басня?
— О ком она?
— Что заставило вас улыбнуться?
4. Самостоятельное чтение басни.
Анализ и подготовка к выразительному чтению басни.
— Выясним значение некоторых слов и выражений.
Как вы понимаете:
«бог послал» — нашла случайно, без особого труда;
«пленил» — привлек внимание, манил, привел в восторг;
«газ не сводит» — смотрит, не отрываясь;
«во все горло» — громко;
«вскружилась голова» — утратила способность здраво рассуждать;
«дыханье сперло» — трудно стало дышать;
«была такова» — исчезла, скрылась.
— Как Крылов называет лисицу? (Плутовка). Подберите синонимы к слову «плутовка». (Обманщица, мошенница.)
— Найдите в тексте, что и как автор говорит о ее действиях. (На цыпочках подходит, вертит хвостом, глаз не сводит, говорит сладко, чуть дыша.)
— А какие слова говорит Лисица Вороне? (Все с ласковым значением.)
— Охарактеризуйте Лисицу. Какая она?
На доске:
-
льстивая
коварная
вероломная
добрая
изворотливая
— Прочитайте. Вы согласны? Все ли определения подходят? (Лишнее слово «добрая»).
— Для чего же Лисица так расхваливала Ворону? (Чтобы отнять сыр.)
— Как Крылов передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (Вскружилась голова, дыханье спёрло.)
— А Ворона какая? (Ответы детей)
На доске:
-
глупая
доверчивая несообразительная тщеславная
— Как вы понимаете слово «тщеславная»?
— Если бы Лисица расхваливала так кого-нибудь, кто не стремится к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Нет.)
— Кого же больше всего высмеивает и осуждает автор? (Тщеславных людей, ограниченность умственных способностей, несообразительность, и в то же время Крылов осуждает изворотливость, обман, хитрость, скрытность своих истинных намерений.)
— В каких словах заключена мораль басни? Прочитайте.
— Что значит «уж сколько раз твердили миру»? (Говорили не раз), «но все не впрок» (Не на пользу, все без толку), «и в сердце льстец всегда отыщет уголок» (Пока будут любители лести, как Ворона, будут и льстецы, как Лисица.)
— Какой смысл имеет мораль басни? (Лесть гнусна, вредна)
— Почему лесть гнусна? Ведь каждому приятно, когда его хвалят?
— Закройте глазки. Представьте на несколько секунд то, о чём говорится в басне. Добавьте краски, звуки. Что увидели? Расскажите. (Словесное рисование.)
— А теперь попробуем изобразить наших героев. Встаньте.
5. Физкультминутка.
6. Работа над выразительностью чтения.
1) Возьмите карандаши. Расставим паузы и логические ударения. (Партитура произведения).
2) Выразительное чтение в парах после предварительной подготовки.
— Выскажите мнение о своем исполнении.
— А как думают ребята? Удалось ли передать характеры Лисицы и Вороны?
7. Обобщающая беседа.
— Какие чувства вызывают у вас герои этой басни? Выскажите ваше отношение.
— Как автор относится к своим героям. (Он сожалеет, что сколько раз твердили миру, да только всё не впрок.)
— Подумайте, какую сказку напоминает басня «Ворона и Лисица»? (Сказку Гаршина «Лягушка-путешественница»)
— Что общего вы заметили в этих произведениях? (В этих произведениях осуждается честолюбие. И Ворона, и Лягушка «пострадали из-за своего стремления к почестям, из-за чрезмерной любви к похвалам.)
На доске пословицы:
Верь очам своим, а не речам.
На языке — медок, а на сердце — ледок.
У лести нет чести.
— Прочитайте. Объясните, какие из них подходят басне.
8. Итог урока.
— Какую басню мы читали сегодня?
— Подводя итог урока, я хочу спросить: «Полезным ли для вас оказался урок? Чем?»
— Что показалось наиболее интересным?
— Нужно ли изучать басни?
— Чему они учат? (Учат узнавать самих себя, помогают увидеть свои недостатки, подсказывают, как надо поступить, учат видеть чужие ошибки.)
9. Домашнее задание.
1) Выучить басню наизусть.
2) Попытаться нарисовать без помощи красок, карандашей и листа бумаги героев сегодняшней басни.