Урок литературного чтения в третьем классе

учителя начальной школы МАОУ гимназии №144

Куликовой Анны Леонидовны

Тема: Г. Фаллада « История про мамину сказку», В. Драгунский «…Бы…»

Цель: Обеспечить понимание нравственного смысла читаемых произведений

( Необходимость взаимопонимания между детьми и родителями).

Задачи:

  • Познакомить с биографией немецкого писателя Г. Фаллады;

  • Продолжить знакомство детей с юмористическим направлением в литературе на примере рассказа Драгунского … «Бы»..;

  • Учить определять и оценивать мотивы поступков героев произведений;

  • Учить сопереживать героям;

  • Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • Развивать воссоздающее воображение;

  • Формировать нравственное представление о необходимости взаимопонимания между детьми и родителями;

  • Вызвать смех и удовольствие от чтения.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

IОрганизационный момент

Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста!

II Сообщение темы и цели урока

-Как называется, раздел, произведения, которого, мы сейчас читаем?

— Сегодня мы подробнее поговорим произведение «История про мамину сказку», которое вы прочитали дома, а также познакомимся с новым рассказом из этого раздела.

— Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

III Анализ прочитанного дома произведения

1) Рассказ об авторе

— Ребята, кто (кто запомнил) сможет назвать очень интересную, необычную фамилию автора произведения, с которым вы познакомились дома?

— Вы встречались раньше с этим автором? Хотели бы узнать о нём? Слушайте внимательно! Сейчас я немного расскажу о нём. Ганс Фаллада — немецкий писатель. Годы жизни 1893 — 1947 (настоящее имя — Рудольф Дитцен); Родился Германии. Ганс Фаллада в основном писал романы для взрослых, но всё же создал сборник сказок под названием «Истории из Бедокурии». В книгу вошли веселые истории и сказки, рассказанные Гансом Фалладой своим детям.

«История про мамину сказку» одна из них.

— Что интересного вы узнали об авторе?

(Где родился? Кто по национальности Ганс Фалда? А кто запомнил, как назывался сборник его детских рассказов?)

— Ребята, а как вы думаете, на каком языке написал сказку Ганс Фаллада?

— А кто же перевел нам эту сказку? Давайте откроем учебники и посмотрим имя переводчика?

— В учебнике не написали переводчика, потому что её переводили очень много раз и различные авторы. Они предлагали разные названия для этого произведения. Например: «Сказка про мамину сказку». А как она называется у нас в учебник?

— Фаллада

— Нет

— Родился в Германии, немецкий писатель, «Истории из Бедокурии»

— На немецком

-Не написан

— История про мамину сказку

2)Проверка первичного восприятия

3) Анализ

4) Обобщение

— Интересно ли было читать?

— Что вам понравилось?

— Ребята, а какую сказку рассказывала мама?

-О чем она?

— Почему?

— Когда вы читали, вам хотелось узнать, о чем эта мамина сказка?

— О ком же тогда эта история?

— Что вы можете сказать про девочку?

— Как девочку называет автор? Найдите в тексте

— Почему же она не слушала сказку?

— За что она была наказана?

— Как она была наказана?

— Что стала делать девочка, кода её отправили в другую комнату? Почитайте.

-А что сделала мама?

— Сколько раз это происходит? Сколько раз мама обращается к девочке?

— Как вы думаете, зачем мама несколько раз обращалась к девочке?

— Почему она давала ей возможность?

-Девочка согласилась? Что она сделала?

— Что значит заупрямилась?

— В чем заключается её упрямство? Прочитайте

— Что значит во весь голос?

— Как вы думаете, почему же девочка не вышла?

— Что произошло потом? Зачем?

— И что предложила ей девочка?

— Что мы можем сказать о девочке? Почему она просит мышку подслушать сказку?

— Мышка согласилась? Почему?

— Девочка стала ждать, когда вернется мышка?

— Как характеризует это девочку? Почему она не стал ждать мышку?

— К кому еще она обращается?

— Что она говорит мухе? Прочитайте.

— Как она обращается к мухе?

— Докажите. Найдите в тексте.

— Что девочка обещает взамен своей просьбы?

— Почему она так вежливо обращается к мухе, всё ей объясняет, предлагает вознаграждение?

— У неё получилось договориться?

— Значит, что мы можем сказать о девочке? Как это характеризует девочку?

— Если девочка знает правила поведения, умеет договариваться. Почему же тогда она отказывалась идти за стол? ( Потом что она маленькая? Или потому что она не знает как себя следует вести? ) Да, она просто-напросто капризничала.

— Никто — ни мышка, ни муха, ни муравей, к девочке не возвращаются и что же она делает?

— Почему она перестает капризничать? Прочитайте.

— Почему мама не зовет больше девочку?

— О чем сообщили девочке вернувшиеся посланцы?

— Чем же девочка «расплатилась» за свой каприз?

— Как вы думаете, что будет в следующий раз, кода мама позовет девочку к столу?

— Какой совет автор даёт девочке?

— Что имеет в виду автор?

(Чтобы произошло « если бы она вовремя одумалась» ? ) Получается , что девочка наказала сама себя.

— Ребята как вы думаете, какое бы название подошло больше этому произведению «Сказка о маминой сказке» или « История»? Можно ли назвать сказкой это произведение? Почему? А можно ли сказать что это настоящая жизненная история?

Тогда мы можем сделать вывод о том, что в этом произведении сказка переплетается с настоящим рассказом.

— Ребята, подумайте, почему же автор дал название своему произведению «История про мамину сказку», хотя саму сказку, которую рассказывала мама мы так и не узнали?

( Почему он не назвал произведение История о капризной девочке?)

( Почему мама начала рассказывать ту сказку?)

— Можно сказать, что мама нашла правильное наказание для своей непослушной дочки. И что же явилось наказанием для девочки.

— Да

-..

— Очень интересную.

— Не знаем

— Потому что одна из девочек её не слушала.

— Да, очень

-О девочке

— Она была очень капризная

— Непослушная девочка

— Потому что мама её наказала

-Когда её звали за стол, она принималась капризничать.

— Её отправили в другую комнату инее разрешили послушать мамину сказку.

— Только мама начала, непослушная девочка заплакала, потому что ей страшно захотелось узнать, о чём эта сказка.

— Мама крикнула через дверь:

— Если будешь слушаться, сможешь послушать сказку.

— Три раза

— Она давала ей возможность вернуться, чтобы поужинать и послушать сказку.

— Потому что она очень любит свою девочку

— Заупрямилась и заревела во весь голос

-Не соглашалась, противилась, сопротивлялась, проявляла упорство.

-…и заревела во весь голос, хотя ей очень хотелось послушать сказку.

— Очень громко, еще сильнее

— Она думала, что она будет плакать еще громче и мама её выпустит

— Вылезла мышка , девочка напугала её мышат.

— Предложила подслушать сказку и рассказать ей

— Девочке очень интересно, её хочется услышать мамину сказку, она очень любопытная.

— Да, чтобы девочка не пугала её детишек.

— Нет

-Девочка нетерпеливая

— К мухе и к муравью

— Уважаемая муха-хлопотуха, я послала в столовую мышь, чтобы она подслушала сказку, которую мама рассказывает моим сестрёнкам. Но мышь всё не возвращается. Будь добра, пролезь через замочную скважину и посмотри: что там происходит? А я тебе за это завтра утром подарю сахар, который мне дадут к какао.

— Вежливо, предлагает ей вознаграждение.

— Уважаемая, будь добра.

— Сахар

— Она пытается договориться с мухой

— Да

— Она умеет договариваться, знает вежливее обращения , т.е. знает правила поведения.

— Это просто её каприз

— Поэтому мама ее справедливо наказывает

— Перестает реветь.

— Во- первых горло устало ; во- вторых , подумала: что сказка очень интересная и муха , муравей заслушались сказку и забыли про неё.

— Мама звала её три раза, давала девочке шанс избежать наказания а девочка всё капризничала

— О том, какой вкусный ужин она пропустила очень интересную сказку.

— Не услышала сказку и не поужинала вкусным шоколадным пудингом.

— Девочка больше не будет так капризничать

— «Да, куда лучше было бы для неё, если бы она вовремя одумалась …»

— Она попробовала бы пудинг и послушала сказку.

— Можно назвать сказкой, потому что в ней животные разговаривают , помогают девочке.

— Да, потому что такая ситуация может случиться в настоящей жизни.

— Потому что мама знала, что девочка очень любопытная и её захочется услышать сказку.

— Сказка. Не услышать мамину сказку.

IV Чтение и анализ сказки В.Драгунского «…Бы..»

1) Подготовка к восприятию

2) Первичное восприятие

3)Проверка первичного восприятия

4) Чтение и анализ

5) Обобщение

— Ребята, следующее произведение из этого раздела написано русским писателем с которым, вы уже хорошо знакомы.

— Автор этого произведения Виктор Драгунский. Что пишет этот автор? Дайте вспомним, с какими произведениями вы уже знакомы?

— О ком эти рассказы?

— Какие эмоции вы испытывали, когда читали эти рассказы? Какое у вас было настроение?

— Как называют рассказы, которые вызывают улыбку на лице?

Сейчас мы узнаем еще одну историю из жизни Дениса. Прочитайте название рассказа? Как вы думаете, почему такое название? О чем этот рассказ, предположите?

— Очень сложно сделать предположение, неправда ли? Какое загадочнее произведение. Давайте узнаем, о чем же оно! Сейчас я его прочитаю, а вы внимательно будете слушать.

Чтение рассказа учителем

— Я слышала, что вы смеялись.

(Я видела, что вы улыбались)

— Когда было смешно?

— Почему же рассказ называется

«… Бы…»?

Давайте прочитаем рассказ еще раз.

Алина начинает читать, остальные -внимательно следят.

После чтения:

1 абзац

— Что придумал на сей раз Дениска?

— О чем мечта мальчик? Прочитайте.

Возможно , Дениска об этом подумал после того , как мама велела сделать что-то, чего исполнять ему не хотелось.

2 – 3 абзацы.

-Почему слово «понравилось» заключено в кавычки ? Что оно означает?

-Что узнали о семье Дениски ?

— Почему Дениска такие слова сказал бы маме ? -О каких привычках Дениса вы узнали ?

-Хорошие это привычки или плохие ?

— Как надо читать слова в адрес мамы ?

4 – 5 абзацы.

— Как Дениска встретил бы папу ?

-Что чаще всего слышал Дениска от папы ?

-О какой папиной привычке вы узнали ?Как вы к ней относитесь ?

— Интересно , а где бабушка ? Как к ней относится Дениска ?

6 -7 абзацы.

— Что значит, «как шёлковые»?

-Как Дениска встретил бы бабушку ?

— Что значит «заголосил»

-Вы представили эту сцену ?

-Как бабушка относится к внуку ?( Она любит Дениску а, заботится о его здоровье ).

8 абзац.

-Мы узнаём , чему Дениска завидовал ? Чему ?

-Сравнимо ли кино и мороженое ?

9 -10 абзацы .

-Вы догадались , что говорили родители на настойчивые упрашивания Дениски ?

11 абзац.

-Кто прервал мечты мальчика ?

-Как это произошло ?

-Знакомы ли слова мамы ? Откуда?

— Подумайте, какова цель и причина нотаций взрослых людей?

— Какие слова из текста, ставшие пословицей, доказывают, что родители хотят, чтобы вы вели себя правильно?

О чём же этот рассказ? ( Только о мечтах мальчика? ) Не только о мечтах мальчика , но и о взаимоотношениях в семье между взрослыми и ребёнком.

— О чем в начале рассказа мечтал Денис? Почему он начал фантазировать?

— Денис мечтает о том, чтобы им не командовали. А сам как начинает себя вести во время своих фантазий?

— Да, правильно, ведёт себя так же как и его родители. Поучает, говорит, как и что нужно правильно сделать.

— Почему так получилось?

-Только ли для детей написан этот рассказ?

-Кому бы вы посоветовали его прочитать?( Как вы думаете полезно ли будет прочитать этот рассказ родителям?

— Что они узнают из этого рассказа? Что они смогут увидеть?

-Почему?

— О чем этот рассказ?

— Зачем же Драгунский написал этот рассказ?

-А В.Драгунский понимает детей?

— Рассказы для детей

— « Всё тайное становится явным» « Кот в сапогах» « Заколдованная буква»

-.О мальчике по имени Денис.

— Смех, весёлое настроение.

— Смешные , юмористические.

— «… Бы…»

— ….

— Мальчик часто повторял эту частицу, мечтал о том, чего не бывает на самом деле

— Поменять местами детей и взрослых

— …дети были бы во всех делах главными и взрослые должны были их во всём слушаться

— Ему не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им

-Он повторяет мамины слова , которые она не раз говорила Дениске.

-Решительно, энергично , в приказном тоне.

-?Громко , заговорил с причитаниями.

-Нет . Родители думают , что мороженое для Дениски желаннее , чем кино. Дениска хотел бы вместе с родителями пойти в кино.

-Взрослые несут ответственность за детей, хотят, чтобы вы вели себя правильно, беспокоятся , переживают. Учат как правильно себя следует вести.

— Когда я ем, я глух и нем

-…..

— Мечтал, чтобы им не командовали

-И сам же в своих фантазиях начинает командовать.

— Родителям

— Увидеть себя со стороны.

Денис вел себя словно зеркальное отражение своих родителей.

— О взаимопонимании между детьми и родителями ( Взаимоотношении между д . и р.)

— Чтобы дети и родители понимали друг друга.

— Да

V Итог урока

-Ребята, как вы считаете, что значит взаимопонимание?

— Что значит взаимное?

— Что вы можете сказать о взаимопонимании между родителями и детьми после того как мы прочитали «Историю о маминой сказке» и рассказ Драгунского…Бы…?

Спросите: что объединяет эти произведения?

— Взаимное понимание, согласие

— Понимание с обеих сторон.

— Нужно понимать родителей они желаю нам добра, переживают за нас и заботятся.

6 Д.з.

Прочитать рассказ «…Бы.» стр. 54- 55 родителям ( бабушке, дедушке)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here