Урок литературного чтения в третьем классе
учителя начальной школы МАОУ гимназии №144
Куликовой Анны Леонидовны
Тема: Г. Фаллада « История про мамину сказку», В. Драгунский «…Бы…»
Цель: Обеспечить понимание нравственного смысла читаемых произведений
( Необходимость взаимопонимания между детьми и родителями).
Задачи:
-
Познакомить с биографией немецкого писателя Г. Фаллады;
-
Продолжить знакомство детей с юмористическим направлением в литературе на примере рассказа Драгунского … «Бы»..;
-
Учить определять и оценивать мотивы поступков героев произведений;
-
Учить сопереживать героям;
-
Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;
-
Развивать воссоздающее воображение;
-
Формировать нравственное представление о необходимости взаимопонимания между детьми и родителями;
-
Вызвать смех и удовольствие от чтения.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность детей | |
IОрганизационный момент | Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста! |
|
II Сообщение темы и цели урока | -Как называется, раздел, произведения, которого, мы сейчас читаем? — Сегодня мы подробнее поговорим произведение «История про мамину сказку», которое вы прочитали дома, а также познакомимся с новым рассказом из этого раздела. | — Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
|
III Анализ прочитанного дома произведения
1) Рассказ об авторе |
— Ребята, кто (кто запомнил) сможет назвать очень интересную, необычную фамилию автора произведения, с которым вы познакомились дома? — Вы встречались раньше с этим автором? Хотели бы узнать о нём? Слушайте внимательно! Сейчас я немного расскажу о нём. Ганс Фаллада — немецкий писатель. Годы жизни 1893 — 1947 (настоящее имя — Рудольф Дитцен); Родился Германии. Ганс Фаллада в основном писал романы для взрослых, но всё же создал сборник сказок под названием «Истории из Бедокурии». В книгу вошли веселые истории и сказки, рассказанные Гансом Фалладой своим детям. «История про мамину сказку» одна из них. — Что интересного вы узнали об авторе?
(Где родился? Кто по национальности Ганс Фалда? А кто запомнил, как назывался сборник его детских рассказов?)
— Ребята, а как вы думаете, на каком языке написал сказку Ганс Фаллада? — А кто же перевел нам эту сказку? Давайте откроем учебники и посмотрим имя переводчика? — В учебнике не написали переводчика, потому что её переводили очень много раз и различные авторы. Они предлагали разные названия для этого произведения. Например: «Сказка про мамину сказку». А как она называется у нас в учебник?
|
— Фаллада
— Нет
— Родился в Германии, немецкий писатель, «Истории из Бедокурии»
— На немецком
-Не написан
— История про мамину сказку
|
2)Проверка первичного восприятия
3) Анализ
4) Обобщение
|
— Интересно ли было читать? — Что вам понравилось?
— Ребята, а какую сказку рассказывала мама? -О чем она? — Почему?
— Когда вы читали, вам хотелось узнать, о чем эта мамина сказка?
— О ком же тогда эта история?
— Что вы можете сказать про девочку?
— Как девочку называет автор? Найдите в тексте
— Почему же она не слушала сказку?
— За что она была наказана?
— Как она была наказана?
— Что стала делать девочка, кода её отправили в другую комнату? Почитайте.
-А что сделала мама? — Сколько раз это происходит? Сколько раз мама обращается к девочке?
— Как вы думаете, зачем мама несколько раз обращалась к девочке?
— Почему она давала ей возможность?
-Девочка согласилась? Что она сделала? — Что значит заупрямилась?
— В чем заключается её упрямство? Прочитайте
— Что значит во весь голос?
— Как вы думаете, почему же девочка не вышла?
— Что произошло потом? Зачем?
— И что предложила ей девочка?
— Что мы можем сказать о девочке? Почему она просит мышку подслушать сказку?
— Мышка согласилась? Почему?
— Девочка стала ждать, когда вернется мышка?
— Как характеризует это девочку? Почему она не стал ждать мышку?
— К кому еще она обращается?
— Что она говорит мухе? Прочитайте.
— Как она обращается к мухе?
— Докажите. Найдите в тексте.
— Что девочка обещает взамен своей просьбы?
— Почему она так вежливо обращается к мухе, всё ей объясняет, предлагает вознаграждение? — У неё получилось договориться?
— Значит, что мы можем сказать о девочке? Как это характеризует девочку?
— Если девочка знает правила поведения, умеет договариваться. Почему же тогда она отказывалась идти за стол? ( Потом что она маленькая? Или потому что она не знает как себя следует вести? ) Да, она просто-напросто капризничала.
— Никто — ни мышка, ни муха, ни муравей, к девочке не возвращаются и что же она делает? — Почему она перестает капризничать? Прочитайте.
— Почему мама не зовет больше девочку?
— О чем сообщили девочке вернувшиеся посланцы?
— Чем же девочка «расплатилась» за свой каприз? — Как вы думаете, что будет в следующий раз, кода мама позовет девочку к столу?
— Какой совет автор даёт девочке?
— Что имеет в виду автор? (Чтобы произошло « если бы она вовремя одумалась» ? ) Получается , что девочка наказала сама себя.
— Ребята как вы думаете, какое бы название подошло больше этому произведению «Сказка о маминой сказке» или « История»? Можно ли назвать сказкой это произведение? Почему? А можно ли сказать что это настоящая жизненная история?
Тогда мы можем сделать вывод о том, что в этом произведении сказка переплетается с настоящим рассказом.
— Ребята, подумайте, почему же автор дал название своему произведению «История про мамину сказку», хотя саму сказку, которую рассказывала мама мы так и не узнали? ( Почему он не назвал произведение История о капризной девочке?) ( Почему мама начала рассказывать ту сказку?)
— Можно сказать, что мама нашла правильное наказание для своей непослушной дочки. И что же явилось наказанием для девочки.
|
— Да -..
— Очень интересную.
— Не знаем — Потому что одна из девочек её не слушала.
— Да, очень
-О девочке
— Она была очень капризная
— Непослушная девочка
— Потому что мама её наказала -Когда её звали за стол, она принималась капризничать. — Её отправили в другую комнату инее разрешили послушать мамину сказку.
— Только мама начала, непослушная девочка заплакала, потому что ей страшно захотелось узнать, о чём эта сказка.
— Мама крикнула через дверь: — Если будешь слушаться, сможешь послушать сказку. — Три раза
— Она давала ей возможность вернуться, чтобы поужинать и послушать сказку. — Потому что она очень любит свою девочку
— Заупрямилась и заревела во весь голос -Не соглашалась, противилась, сопротивлялась, проявляла упорство. -…и заревела во весь голос, хотя ей очень хотелось послушать сказку.
— Очень громко, еще сильнее
— Она думала, что она будет плакать еще громче и мама её выпустит — Вылезла мышка , девочка напугала её мышат.
— Предложила подслушать сказку и рассказать ей — Девочке очень интересно, её хочется услышать мамину сказку, она очень любопытная.
— Да, чтобы девочка не пугала её детишек.
— Нет
-Девочка нетерпеливая
— К мухе и к муравью
— Уважаемая муха-хлопотуха, я послала в столовую мышь, чтобы она подслушала сказку, которую мама рассказывает моим сестрёнкам. Но мышь всё не возвращается. Будь добра, пролезь через замочную скважину и посмотри: что там происходит? А я тебе за это завтра утром подарю сахар, который мне дадут к какао.
— Вежливо, предлагает ей вознаграждение. — Уважаемая, будь добра.
— Сахар
— Она пытается договориться с мухой
— Да
— Она умеет договариваться, знает вежливее обращения , т.е. знает правила поведения.
— Это просто её каприз — Поэтому мама ее справедливо наказывает
— Перестает реветь.
— Во- первых горло устало ; во- вторых , подумала: что сказка очень интересная и муха , муравей заслушались сказку и забыли про неё.
— Мама звала её три раза, давала девочке шанс избежать наказания а девочка всё капризничала
— О том, какой вкусный ужин она пропустила очень интересную сказку.
— Не услышала сказку и не поужинала вкусным шоколадным пудингом.
— Девочка больше не будет так капризничать
— «Да, куда лучше было бы для неё, если бы она вовремя одумалась …»
— Она попробовала бы пудинг и послушала сказку.
— Можно назвать сказкой, потому что в ней животные разговаривают , помогают девочке.
— Да, потому что такая ситуация может случиться в настоящей жизни.
— Потому что мама знала, что девочка очень любопытная и её захочется услышать сказку.
— Сказка. Не услышать мамину сказку. |
IV Чтение и анализ сказки В.Драгунского «…Бы..»
1) Подготовка к восприятию
2) Первичное восприятие
3)Проверка первичного восприятия
4) Чтение и анализ
5) Обобщение
|
— Ребята, следующее произведение из этого раздела написано русским писателем с которым, вы уже хорошо знакомы.
— Автор этого произведения Виктор Драгунский. Что пишет этот автор? Дайте вспомним, с какими произведениями вы уже знакомы?
— О ком эти рассказы?
— Какие эмоции вы испытывали, когда читали эти рассказы? Какое у вас было настроение?
— Как называют рассказы, которые вызывают улыбку на лице?
Сейчас мы узнаем еще одну историю из жизни Дениса. Прочитайте название рассказа? Как вы думаете, почему такое название? О чем этот рассказ, предположите? — Очень сложно сделать предположение, неправда ли? Какое загадочнее произведение. Давайте узнаем, о чем же оно! Сейчас я его прочитаю, а вы внимательно будете слушать.
Чтение рассказа учителем
— Я слышала, что вы смеялись. (Я видела, что вы улыбались) — Когда было смешно? — Почему же рассказ называется «… Бы…»?
Давайте прочитаем рассказ еще раз. Алина начинает читать, остальные -внимательно следят. После чтения:
1 абзац
— Что придумал на сей раз Дениска? — О чем мечта мальчик? Прочитайте.
Возможно , Дениска об этом подумал после того , как мама велела сделать что-то, чего исполнять ему не хотелось.
2 – 3 абзацы.
-Почему слово «понравилось» заключено в кавычки ? Что оно означает?
-Что узнали о семье Дениски ?
— Почему Дениска такие слова сказал бы маме ? -О каких привычках Дениса вы узнали ?
-Хорошие это привычки или плохие ?
— Как надо читать слова в адрес мамы ?
4 – 5 абзацы.
— Как Дениска встретил бы папу ?
-Что чаще всего слышал Дениска от папы ?
-О какой папиной привычке вы узнали ?Как вы к ней относитесь ?
— Интересно , а где бабушка ? Как к ней относится Дениска ?
6 -7 абзацы.
— Что значит, «как шёлковые»?
-Как Дениска встретил бы бабушку ?
— Что значит «заголосил» -Вы представили эту сцену ?
-Как бабушка относится к внуку ?( Она любит Дениску а, заботится о его здоровье ).
8 абзац.
-Мы узнаём , чему Дениска завидовал ? Чему ?
-Сравнимо ли кино и мороженое ? 9 -10 абзацы .
-Вы догадались , что говорили родители на настойчивые упрашивания Дениски ?
11 абзац.
-Кто прервал мечты мальчика ?
-Как это произошло ?
-Знакомы ли слова мамы ? Откуда?
— Подумайте, какова цель и причина нотаций взрослых людей?
— Какие слова из текста, ставшие пословицей, доказывают, что родители хотят, чтобы вы вели себя правильно?
О чём же этот рассказ? ( Только о мечтах мальчика? ) Не только о мечтах мальчика , но и о взаимоотношениях в семье между взрослыми и ребёнком.
— О чем в начале рассказа мечтал Денис? Почему он начал фантазировать?
— Денис мечтает о том, чтобы им не командовали. А сам как начинает себя вести во время своих фантазий? — Да, правильно, ведёт себя так же как и его родители. Поучает, говорит, как и что нужно правильно сделать. — Почему так получилось?
-Только ли для детей написан этот рассказ?
-Кому бы вы посоветовали его прочитать?( Как вы думаете полезно ли будет прочитать этот рассказ родителям?
— Что они узнают из этого рассказа? Что они смогут увидеть?
-Почему?
— О чем этот рассказ?
— Зачем же Драгунский написал этот рассказ?
-А В.Драгунский понимает детей?
|
— Рассказы для детей
— « Всё тайное становится явным» « Кот в сапогах» « Заколдованная буква» -.О мальчике по имени Денис.
— Смех, весёлое настроение.
— Смешные , юмористические.
— «… Бы…»
— ….
— Мальчик часто повторял эту частицу, мечтал о том, чего не бывает на самом деле
— Поменять местами детей и взрослых
— …дети были бы во всех делах главными и взрослые должны были их во всём слушаться — Ему не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им
-Он повторяет мамины слова , которые она не раз говорила Дениске.
-Решительно, энергично , в приказном тоне.
-?Громко , заговорил с причитаниями.
-Нет . Родители думают , что мороженое для Дениски желаннее , чем кино. Дениска хотел бы вместе с родителями пойти в кино.
-Взрослые несут ответственность за детей, хотят, чтобы вы вели себя правильно, беспокоятся , переживают. Учат как правильно себя следует вести.
— Когда я ем, я глух и нем
-…..
— Мечтал, чтобы им не командовали
-И сам же в своих фантазиях начинает командовать.
— Родителям
— Увидеть себя со стороны. Денис вел себя словно зеркальное отражение своих родителей.
— О взаимопонимании между детьми и родителями ( Взаимоотношении между д . и р.)
— Чтобы дети и родители понимали друг друга.
— Да
|
V Итог урока | -Ребята, как вы считаете, что значит взаимопонимание? — Что значит взаимное? — Что вы можете сказать о взаимопонимании между родителями и детьми после того как мы прочитали «Историю о маминой сказке» и рассказ Драгунского…Бы…?
| Спросите: что объединяет эти произведения? — Взаимное понимание, согласие — Понимание с обеих сторон.
— Нужно понимать родителей они желаю нам добра, переживают за нас и заботятся. |
6 Д.з. | Прочитать рассказ «…Бы.» стр. 54- 55 родителям ( бабушке, дедушке) |
|