МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 Г. БЕЛГОРОДА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
М. Пришвин «Деревья в лесу»
(2 класс, «Начальная школа XXI века»)
Выполнили:
Четверикова Ирина Витальевна,
учитель начальных классов,
Демченко Ирина Григорьевна,
учитель начальных классов
Белгород
2013
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Четверикова Ирина Витальевна,
Демченко Ирина Григорьевна
Класс: 2
Дата:
Предмет: литературное чтение
Тема урока: М. Пришвин «Деревья в лесу»
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме (урок изучения нового материала).
Деятельностная цель: осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера; ориентирование в нравственном содержании прочитанного; участие в обсуждении произведения.
Содержательная цель: овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения; расширение представлений о произведениях М.Пришвина для детей.
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с произведением М.Пришвина «Деревья в лесу»; формировать умение работать с текстом, выделять заголовок произведения; обогащать словарь детей словами по теме чтения; наблюдать за выразительными средствами языка;
развивающие: способствовать развитию связной речи, осознанного, правильного и выразительного чтения, умения анализировать прочитанный текст; создать условия для развития элементов творческой деятельности как качеств мышления и развития эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
воспитательные: развивать умение видеть суть окружающих предметов, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к родному краю.
Личностные УУД: развивать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; понимать цель и смысл выполняемых заданий; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий.
познавательные УУД: читать текст, понимать фактическое его содержание, находить в тексте ответ на заданный вопрос, формулировать несложные выводы.
коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Оборудование: проектор, презентация к уроку, экологическое панно «Сказки зимнего леса», слова для меток, опорные слова, кружки разного цвета.
Время, мин | Задачи | Методы, приемы работы | Используемые технологии | Средства обучения
| Форма организации учебной деятельности обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
I. Организация начала урока | 1 мин. | Подготовка уч-ся к работе на уроке: — обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии; — психологически подготовить уч-ся к общению | Беседа | Здоровьесберегающие |
| Фронтальная работа | — Доброе утро, ребята! Мне очень приятно снова с вами встретиться. Давайте пожелаем друг другу доброго дня, улыбнемся и начнем наш урок. — С какой целью мы приходим на урок литературного чтения (учиться бегло и выразительно читать, пересказывать, составлять рассказы, выразительно читать стихотворения) | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель |
II. Динамическая разминка (чтение с убыстрением темпа) | 2 мин | Обеспечить установление обучающимися внутрипредметных и межпредметных знаний | Беседа, обобщение | Технология критического мышления, продуктивного чтения | Запись текста на доске | Чтение по слогам, словами, предложениями с убыстрением
| — С какой целью мы занимаемся динамической разминкой? «Многие любуются природой. Но не многие её принимают к сердцу. Даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается почувствовать в ней свою собственную душу».
| Слушают учителя. Отвечают на вопросы, читают текст |
2 мин | Определить автора текста | Анализ, сравнение, рассуждение | Игровая технология. Технология критического мышления | Карточки для работы в парах (Приложение 1) | Работа в парах: «Найди лишнее», ответ на вопрос
| — Кто автор этих строк? — Ответить правильно на вопрос вы сможете, выполнив задание. (Пришвин) -Что по-вашему значит: «…не многие принимают её к сердцу»?
| Работают в парах. | |
III. Работа с произведениями и книгами по теме
| 2 мин | 1.Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний 2.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий | Беседа, обощение, обобщение, анализ | Технология опорных сигналов, здоровьесберегающие технологии | Книги по тематике | Выставка книг по тематике | Ребята, с какой большой темой мы сегодня работаем? (Снежок порхает, кружится….) Какие произведения о зимней природе вы уже читали? (К. Ушинский «Мороз не страшен», И. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С, Иванов «Каким бывает снег») -Что объединяет эти произведения? (они все написаны о природе) | Слушают учителя. Отвечают на вопросы |
IV. Проверка домашнего задания
| 3 мин | 1. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з 2. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения 3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы | Беседа, обобщение, рассуждение | Технология опорных сигналов, критического мышления | Таблички на стенах с моделям произведений | Фронтальная работа. Выразительное чтение. | — Для чего мы выполняли домашнее задание? — Дома вы читали произведение о зиме. Как оно называется? (Дети Деда Мороза) — Кто его написал? — Вокруг вы видите модели к разным произведениям. Вам необходимо подобрать модель, которая соответствует произведению, прочитанного вами дома. (Приложение 2) — Какая модель подходит? Почему? Выразительное чтение сказки по ролям. — Сумели ли ребята передать содержание рассказа? (Показали выразительное чтение, артистичность)
| Слушают учителя. Отвечают на вопросы, рассуждают, выразительно читают |
V. Сообщение задач урока. Подготовка к чтению рассказа и первичная ориентация в нем
| 3 мин | Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока
| Беседа, обобщение, рассуждение | Технология критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие технологии
| Компьютер, презентация | Фронтальная работа, индивидуальная работа | — Сегодня у вас новая встреча с писателем и его произведением. (Приложение 3, слайды 1-4) -С каким произведением этого писателя мы познакомились в этом году («Недосмотренные грибы ») -Догадайтесь, какое название у произведения, которое мы будем сегодня читать. Посмотрите на буквы разного цвета и попробуйте составить слова. — Прочитайте название произведения. (М. Пришвин «Деревья в лесу») -Сформулируйте задачи, которые мы можем поставить перед собой на уроке. — Как вы думаете, о чем это рассказ? -Видели ли вы зимний лес? Красив ли он? Что вы там заметили интересного? — Писатель М. Пришвин по-своему увидел зимний лес, и его тоже поразила эта картина! Смена поз | Выступления учащихся, отвечают на вопросы, рассуждают |
VI. Первичное чтение рассказа М. Пришвина «Деревья в лесу»
| 5 | 1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное восприятие уч-ся изучаемого материала 2. Содействовать усвоению уч-ся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению) 3. Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала | Беседа, слушание, обобщение, рассуждение | Технология критического мышления, технология анализа художественного текста
| Учебник, тексты | Чтение хорошо читающими детьми | — С какой целью мы будем знакомиться с новым произведением? (Узнать новое, интересное) — Послушайте, ребята, рассказ М. Пришвина «Деревья в лесу» и постарайтесь ответить на вопрос « Что же поразило писателя в зимнем лесу? На что он обратил внимание?»
| Слушают, отвечают на вопросы, читают
|
VII. Эмоционально — оценочная беседа
| 2 | Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества | Беседа, рассуждение, анализ | Технология критического мышления | Учебники | Фронтальная работа | — Так что же поразило автора в лесу? — На что он обратил внимание? — Понравилось ли вам это произведение?
| Рассуждают, отвечают на вопросы |
VIII. Повторное чтение произведения, работа над содержанием, языком рассказа
| 4 | Установить правильность и осознанность изучаемого материала 2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся 3. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала | Беседа, чтение, рассуждение, анализ, наблюдение, ассоциации, сравнение
| Технология ритического мышления, технология анализа художественного текста
| Опорные матки на стенах, учебники
| Фронтальная работа, словарная работа, работа в парах | — Сейчас мы вместе будем читать рассказ о зимнем лесе. В процессе чтения будем наблюдательными. Итак, представьте: мы входим в зимний лес. Читаем первые два предложения. (Чтение по вызову) — Что мы заметили в лесу? ( Немного летит снег. Тихо и совсем тепло.) — Как вы понимаете значение слова «пороша»? (метка на стене) — Идем дальше. Читаем абзац до конца. — Среди каких же деревьев мы оказались вместе с писателем? — Ребята, ели какие? — Посмотрите, как описывает их автор. (Они « повесили громадные, тяжелые лапы».) — Посмотрите в тексте, как они стоят? (Они совсем прямые. Вот стоят они огромные, прямые, темно-зеленые, а лапы повисли вниз от тяжести снега.) — Давайте остановимся у березок. Какие они? (Березы совсем согнулись. Макушки внизу. Получились кружевные арки.) — Что такое арка? (метка на стене) (Дуговое покрытие проема в стене или пространства между двумя столбами, колоннами) — Посмотрите, вот арка. -Ребята, как вы думаете, почему писатель, говоря о березах под шапками снега, сравнивает их с кружевными арками? (сравнение метка на стене)
— Прочитайте, что пишет автор о березах и елях и обратите внимание на то, что они ведут себя по-разному. ( Ель, как царица, стоит такая гордая, а береза вся согнулась и как будто плачет) — Очень хорошо. Молодцы! — Вот такими разными и красивыми увидел их писатель, и мы вместе с ним среди снежной тишины. — А теперь продолжение рассказа я вам прочитаю. (Приложение 4) — А для чего я это буду делать? Словарная работа (мутовка-группа листьев, ветвей, расположенная на стебле на одной высоте) — Что мы сразу не заметили? Ведь ели и березы отвлекли нас. (Разные фигуры из снега.) — Что про них сказал автор? ( Они как живые, хотят говорить, но стесняются.) -Но вот в тишине леса что-то зашептало. Что же это? (Это снежинки полетели, снег пошел. Кажется, что фигурки зашептали). -Стоим мы вместе с писателем среди снежного царства, и не хочется нам уходить из сказочного леса. Так там хорошо и красиво. (чтение этого кусочка произведения в парах) — Давайте пройдем на полянку и отдохнем. | Выразительно читают текст, рассуждают, сравнивают |
IX. Физкультминутка
| 2 | Сохранение здоровья учащихся |
| Технология критического мышления, технология анализа художественного текста здоровьесберегающие | Офтальмотренажер Базарного
|
| Все ребята должны знать Жанр произведения Чтоб уметь их различать Точно, без сомнения. Басни, повести, рассказы, Пословицы и сказки Различить мы можем сразу Даже без подсказки. Как ритмичны, музыкальны Все стихотворения! Всем ребятам важно знать Жанр произведения!
Найдите какая модель обложки подходит этому произведению? (Приложени 3, слайд 5)
| Выполняют упражнения с ренажёром для глаз Базарного |
X.Экспресс-исследование (работа в группах) | 4 | Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий | Исследование, рассуждение | Технология критического мышления | Карточки-задания (разноуровневые) | Групповая работа | Приложение 5 — С какой целью провели экспресс-исследование?
| Работа в группах: ответить на вопросы, восстановить деформированный текст |
XI. Подготовка к словесному рисованию
| 2 мин | Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий | Рассуждение, беседа, ассоциации | Технология критического мышления | Учебник, тексты | Фронтальная работа | — Теперь снова посмотрим на сказочный зимний лес М. Пришвина. Все, что мы увидели, ребята, в волшебном лесу, надо ясно себе представить и запомнить, потому что мы будем рисовать словесную картину. -Прочтение еще раз текста из учебника всеми учениками. (Приложение 6_ | Отвечают на вопросы, читают текст выразительно |
XII. Словесное рисование «Зима в лесу». | 3 мин | 1. Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самост. работы по новому материалу 2. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | Рассуждение, обобщение, наблюдение | Технология критического мышления, игровая технология | Карточки-задания (разноуровневые), учебник | Работа в творческих группах (3 гр.)
| — С какой целью мы будем заниматься рисованием словесной картины? (готовиться к пересказу, заучиванию наизусть, к написанию сочинений.) -Подумайте к какой картине могут относиться эти тексты (картины на стене) (Приложение 7) -Обратимся снова к учебнику. -Найдите в тексте учебника слова в которых есть буквосочетания еж, их, ья, ру, жё, ар. -Эта работа вам поможет в заучивании текста дома.
| Выполняют задание по карточкам: вставляют пропущенные слова |
XIII. Итог урока.
| 2 мин | Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся | Обобщение | Технология критического мышления, ИКТ | Презентация, учебник, иллюстрации | Фронтальная работа | -Сегодня мы работали над произведением великого мастера описания природы М.М.Пришвина -С какой целью мы сегодня выполняли все задания? -Чем занимались на уроке? -Что могли бы рассказать своим родителям и друзьям, когда придете домой. (Приложение 3, слайд 6) | Подведение итогов учащимися |
XIV. Домашнее задание
| 1 мин | 1. Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Обобщение, закрепление, вывод | Технология критического мышления | Дневник, учебник | Разноуровневые задания | — Дома каждый учащийся будет выполнять свое задание I группа: составить рассказ «Краски зимнего леса» II группа: выучить наизусть рассказ М. Пришвина «Деревья в лесу» III группа: прочитать любой рассказ М Пришвина о природе.
| Записывают задание в дневник |
XV. Рефлексия
| 2 мин | 1. Инициировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками 2. Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества | Обобщение, закрепление, вывод | Технология критического мышления, здорвьесберегающие технологии | Экологическое панно, кружки («снежки») разного цвета | Индивидуальная работа | — Мне очень приятно, ребята, было с вами работать. Вы умные, наблюдательные дети. А наблюдательность — ценное качество человека, который желает познать тайны природы. -Чем больше снега на полях и в лесу, тем легче переживет природа зиму, поэтому мы своими снежками ей поможем. -Каждый из вас может разместить на экологическом панно снежок того цвета, который соответствует его работе на уроке. Белый снежок- я все понял и могу помочь однокласснику. Голубой снежок — я все понял. Но помочь однокласснику не могу. Зеленый снежок — мне нужна помощь одноклассников.
| Размещают на экологическом панно цветные «снежки» в соответствии с самооценкой работы на уроке |
Литература:
-
Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. под ред. Л.А. Ефросинина. – М: Вентана – Граф, 2011. (Начальная школа ХХI века);
-
Ефросинина Л.А. Рабочая тетрадь «Литературное чтение» № 1, 2 класс учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М: Вентана – Граф, 2011. (Начальная школа ХХI века);
-
http ://882team .3dn .ru /publ /2-1-0-19
-
http ://nnm .ru /blogs /IGOREKTTPP /sbornik _proizvedeniy _mihail _prishvin /
-
http ://www .schlib .ru /2011/09/20/page /6/
-
http ://elite -home .narod .ru /naturalist 44.htm
-
http ://prishvin .lit -info .ru /review /prishvin /001/16.htm
-
http ://www .labirint .ru /screenshot /goods /188213/12/
-
http ://www .char .ru /books /1268990_Ohota _za _babochkoj _Rasskazy _o _zhivotnyh
-
http ://www .labirint .ru /books /130214/
-
http ://www .labirint .ru /screenshot /goods /188213/3/
-
http ://www .labirint .ru /screenshot /goods /130214/26/
Приложение 1
Прйлм –сонорные Рбпвф-парные согласные Икдбц-согласные Шаоуэ-гласные Вфптк-глухие Излмх-согласные Нгкзс-парные согласные |
Приложение 2
Стихотворение о природе |
Сказка о природе |
Приложение 4
«ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ»
Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.
В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.
Приложение 5
Исследование
— С приходом зимы стало холодно. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем снегу. В трудную пору жизнь отлично может притвориться мертвой. Замерзли травы, и кусты и деревья. Но сдались ли они морозам и метелям? Погибли ли они? А знаете, как зимуют деревья?
А) С деревьев опадает листва. Листопад – одно из приспособлений деревьев к зиме. Листья выделяют много тепла. Деревья сбрасывают их с себя, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло.
Б) С поверхности листьев испаряется влага. Если бы деревья не сбрасывали листву, то и в зимний период листья продолжали бы испарять влагу, которую корни деревьев не смогли бы восполнить из-за промерзания почвы.
В) Сброшенные листья образуют подстилку. Подстилка предохраняет почву и корни от промерзания.
Г) Под тяжестью снега ломались бы ветви. Это наносит вред деревьям и кустарникам. Весной много нужно будет сил, чтобы выросли новые веточки.
Д) У хвойных деревьев тоже происходит листопад, но постепенно не сразу. Один раз в 5-7 лет. Поэтому они всегда остаются зелеными.
Е) У каждого дерева есть панцирь, защищающий дерево от мороза. Под корой отмирают клетки и образуют пробковую ткань. Пробка не пропускает ни воду, ни воздух.
Деформированный текст
Зимой деревья стоят совсем голые. Темные, почти черные стволы, темные ветки. Издалека лес кажется неподвижной черной полосой на белом фоне снежного поля и неба. Если подойти ближе, то лес становится прозрачным. Деревья слегка похрустывают своими тонкими ветками на морозе. Жизнь в лесу замирает зимой. Приходишь в лес и такое ощущение, будто никого нет в лесу. Вся природа неживая.
В зимнем лесу царит покой и беззвучие, но это только на первый взгляд. Когда появляется солнце, весь лес преображается и блестит.
Приложение 6
Примерная словесная картина по рассказу
М. Пришвина «Деревья в лесу»
Вхожу в лес и поражаюсь: кругом тишина, тепло. А деревья стоят завороженные, заколдованные в этом белом безмолвии. Гордо смотрят на прямые царственные ели. Их лапы повисли под тяжестью снега. Лапы круглые, снег красиво улегся на них шапками. А вот рядом березки. Они согнулись, и верхушки касаются снега. Образовались кружевные ворота — арки. Красивые березы, но им грустно и хочется плакать: тяжело под снегом.
Но что это за существо? Дальше на небольшой поляне я увидела странные снежные фигурки, похожие на разных зверей. Они такие выразительные, как будто живые. А когда посыпались снежинки, то показалось, что они шепчутся. Так было красиво в лесу, что не хотелось уходить.
Приложение 7
Составление словесной картины. Вставить пропущенные слова
Тихо зимой в лесу. Деревья покрыты снежными __________, они как будто спят. Высокие _____________ елей украшены гирляндами шишек, которыми кормятся птицы.
На поляне красуются__________ елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи! Вьюга _____________ пышную прическу стройных сосен. Глубок зимний _______ природы.
Слова-подсказки: кружевами, вершины, крохотные, посеребрила, сон.
Составление словесной картины по опорным вопросам
-Чему поражаюсь при входе в лес?
-Какие деревья стоят вокруг?
-Какими вижу ели?
-Какими вижу березки?
-Что образуют собой березки?
-Что вижу на полянке?
-Какое впечатление вызвал зимний лес?
Составление словесной картины. Составить стихотворение
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям — пушистые шапки,
Ёлочкам — варежки вяжет на лапки.
Составление словесной картины. Подбор заголовка к тексту
Заботливой хозяйкой пришла в наши леса зима. Вот холм у опушки. Шаловливый ветер взял да и сдул с него белую шапку. Нужно ее надеть. В тяжелые снеговые шубы нарядила она ели и сосны, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, даже о веточках не забыла — дала им пуховые варежки. И рябине подарок — белая шаль. Из-под нее гроздья ягод, словно красные серьги, виднеются.