Конспект урока литературного чтения
«Школа России»
в 4 – ом классе
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей — сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей школа — интернат №96
Дата проведения: 6 февраля 2012 года
Учитель: Сайфуллина Эльвира Равильевна
Тип урока: Изучение нового материала
Тема: Зощенко «Ёлка».
Цель:
Образовательная: познакомить учащихся с содержанием рассказа М.Зощенко «Ёлка»;
формировать умение анализировать текст.
Развивающая: развивать способность высказывать свою точку зрения по прочитанному;
развивать литературный вкус и логическое мышление.
Воспитательная: подвести учащихся к пониманию нравственного содержания прочитанного, осознанию мотивации поведения человека.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с начатанными словами на каждого ученика.
Ход урока:
Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||
1.Самоопределение к деятельности (Организационный момент) 1 минута | Включение детей в деятельность. | – Весело звенит звонок. Начинается урок. К нам пришли сегодня гости. Мы им, конечно, очень рады! Повернитесь к ним и улыбнитесь! Поделитесь своей радостью. Они вам тоже улыбнуться. От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно. -Ребята, все настроились на работу? |
Дети улыбаются и садятся за парты. | ||||||||||||||||||||
2. Мобилизующий этап 4 минуты
| Развитие концентрации внимания.
Подготовка органы речи к чтению.
| 1. Логически-поисковое задание кёлкайтснегывц (ёлка, снег) щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)
а) Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их. (слайд 2)
Задание: Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?
2.Артикуляционная гимнастика. Скороговорки -Для чего нам нужны скороговорки?
-1 раз читаем по слогам. -2 раз читаем с убыстрением темпа -3 раз читаем в нормальном, спокойном темпе.
У елки иголки колки. Сыплет снегопад с неба снег. (слайд 2) -Кто прочитает в ускоренном темпе, любую скороговорку. -Молодцы! – После таких упражнений мы должны читать и говорить чётко, внятно и понятно. | Дети находят слова среди буквенного текста на карточках.
Объясняют понятия и находят лишнее, объясняют почему?
Ответы детей: чтобы научиться чётко, правильно, внятно говорить, чтобы всем было понятно, что мы говорим.
Произношение скороговорок.
| ||||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. 2 минуты | Воспроизведение необходимых и достаточных знаний для введения новых знаний, выявить проблему. | —Сегодня на уроке, мы заканчиваем работать по разделу «Страна детства» и познакомимся с новым произведением М.Зощенко «Ёлка», откройте учебники на стр. 59 -Предположите по названию, о чём будет идти речь в этом произведении? -Молодцы, но о чём же рассказывается в этом произведении, мы узнаем, прочитав этот рассказ. |
Предположения детей. | ||||||||||||||||||||
4. Подготовка к первичному восприятию 5 минут
| Эмоционально настроить учащихся на восприятие нового текста, пополнить словарный запас учащихся, уточнить значения некоторых слов | -Сегодня на уроке у меня есть помощники. Они подготовили небольшое сообщение о писателе М.Зощенко 1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958) (Слайд 3,4,5) Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана, был ранен и был демобилизован. Новая война — гражданская — позвала Михаила добровольцем в Красную Армию. Он провоевал всего год и снова демобилизовался. Кем только ему не пришлось работать после войны: сапожником, телефонистом, счетоводом, актёром… Но всю жизнь он стремился к литературе. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия, и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. Зощенко был писателем — сатириком. Он высмеивал недостатки, или, как он сам говорил, «печальные черты человеческих характеров». В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек может достойно пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. Автора обвинили в неуважении к народу, запретили печатать свои произведения.
Учитель: Для писателя это было равносильно смерти. Михаил Михайлович Зощенко тяжело заболел. Михаил Зощенко прожил большую творческую жизнь, 64 года и оставил в наследство замечательные рассказы. Сегодня его книги печатаются большими тиражами. (Слайд 6) Читая его рассказы, написанные более пятидесяти лет назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней…
-Прежде чем мы начнём читать рассказ, поработаем над трудными словами, которые встретятся в рассказе.
2. Словарно-лексическая работа (Слайд 7) —Посмотрите внимательно на карточку и подумайте, какое задание можно выполнить с этими словами?
-Проверка выполненного задания. (Слайд 7). — Кому удалось выполнить задание без ошибок? -Те, кто допустили ошибки, теперь вы знаете, что обозначают эти слова.
|
Рассказ подготовленных детей о писателе. (2 ученика)
— Нужно для слов из первого столбика найти толкование (объяснение) из второго столбика. Слова во втором столбике записаны в разном порядке. Карточка для учеников
Поднимают руки.
| ||||||||||||||||||||
5.Работа с текстом 10 минут
| Знакомство с произведением М.Зощенко «Ёлка», формировать умение анализировать текст, уметь отвечать на вопросы по тексту, выбирать нужные словосочетания для составления характеристик героев. | 1.Чтение первой части произведения учеником. 1.Беседа по содержанию прочитанного. -Ребята мы прочитали первую часть. Что вы узнали из этой части? Какое важное событие должно произойти в жизни героев? -Назовите главных героев рассказа? -Какая была Лёля?
2.Чтение второй части учителем. -Как дальше развивались события?
-Чем наряжали елку в то время?
-Узнали ли из второй части как зовут брата Лёли? -За что Минька обиделся на свою сестру?
-Почему Миньке досталось мало угощений?
-Только ли поэтому?
-Из каких слов вы поняли, что Минька обиделся на сестру? -Какие подарки достались Лёле? -А Миньке? -А почему? -Я хочу обратить ваше внимание на то, что Лёля вставала на цыпочки, и она поедала угощения своим большим ртом, а Минька только помаленечку откусывал, т.к. он был маленький. -Лёля даже не дожидалась Миньку, когда он съест. -Какие она ему говорила слова?
-Что предпринял Минька, чтобы исправить ситуацию? -Чем всё закончилось? -Подарки, которые получали раньше дети, в те годы отличались от тех подарков, которые получаете вы. (Показ фарфоровой куклы) Куклы были очень хрупкими, т.к. они были изготовлены из стекла. -Давайте сделаем вывод: Что же из себя представляли Лёля и Минька. У вас на партах имеются таблички, давайте их заполним. (слайд 8) —Расскажите, какой была Лёля? -Каким был Минька?
-Задумывались ли дети о последствиях своих поступков? -Дети поступили так, почему? | Читает ученик.
Ответы детей: рассказ про ёлку, про детей, которые подглядывали в щелку и т.д. Новогодний утренник.
-Сестра Лёля (Оля) и брат. -Ей было 7 лет, она была бойкая девочка.
-Однажды Лёля предложила войти в комнату, где стояла красивая ёлка … -Бусами, флагами, фонариками, золотыми орехами, пастилками, крымскими яблочками -Минька (Миша — Михаил) -Он был ещё маленького роста, ему было не дотянуться, как Лёле. -Лёля была долговязой (высокой).
-Нет, она была исключительно (очень) бойкой девочкой, а Минька был тихим. -Он назвал её Лелища …
-Две пастилки, орех, хлопушки … -Он всего два раза яблоко откусил! -Подарки висели высоко.
-Ах, ты второй раз …, я с тобой церемониться не буду. -Он начал двигать стул. -Испортил подарки. Разбилась рука куклы.
Заполняют таблицу.
-Нет.
-Потому что были жадными, не способными оценить то, что они делали.
| ||||||||||||||||||||
Физкультминутка, упражнение для глаз 2 минуты | Охрана здоровья детей, снятие мышечного и зрительного напряжения. | Выполнить несколько физических упражнений, а затем упражнение для глаз (Слайд 9) -Внимательно смотрите на слайд и не поворачивая головы ведите глазами за теми или иными предметами, которые появляются на слайде. | Выполняют упражнения. | ||||||||||||||||||||
Продолжение работы над текстом 10 минут
|
| 3.Чтение третьей части учащимися (цепочкой) (Задаёт учитель вопросы по ходу чтения) -Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет …? -Как хотела наказать мама Лёлю? -Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? -Как понимаете эту пословицу?
-Что хотела мама подарить Миньке? -Что сделал Минька? -Чему удивилась мама? -Почему поссорились мамы? -Найдите и прочитайте, как мамы защищали своих детей? -А чтобы вы предложили сделать маме Миньки?
-А мамы-гостьи, правильно повели себя, оскорбляя Лёлю и Миньку? -Но Лёля и Миньку действительно провинились! Что нужно было сделать маме?
-Верно, ребята, маме Лёли и Миньки нужно было просто поступить по-другому, ничего бы не произошло. Все бы остались друзьями. 4.Чтение четвёртой части рассказа -А как папа повёл себя в этой ситуации?
-Какое решение он принял?
-Папа очень переживал, что дети останутся одни, без друзей. -Как вы думаете, какие чувства испытали дети?
-Такое поведение Лёли и Миньки делает семью крепкой?
-Вывод: Можно ли брать чужие вещи, обижать маленьких, огорчать взрослых?
|
-Разбойником. -Поставить носом в угол.
-С вами водиться, что в крапиву садиться. -Зачем с вами дружить, если не получать от этой дружбы удовольствия, радости. -Паровозик. -Он ударил четырёхлетнего мальчика. -Что мы остались одни! Гости ушли. -Они защищали своих детей. -Они начали оскорблять детей.
-Извиниться перед гостями за своих невоспитанных детей. -Нет. Они не должны были этого делать, они ещё — дети! -Их можно было наказать позже. Затеять какую-нибудь игру, сходить на горку покататься, можно было пойти в другую комнату и попить там чай.
Читает ученик. -Такое воспитание губит моих детей… они умрут в одиночестве. -Ложитесь спать, завтра я отдам все игрушки гостям.
-Стыд, сожаление о неполученных подарках, страх одиночества. -Нет. Взрослые все перессорились. От поведения детей в семье тоже многое зависит. -Нет. | ||||||||||||||||||||
6.Обобщение 5 минут | Выяснение главного смысла рассказа | – В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения? Прочитайте.
-Ребята, а от чьего имени написан рассказ? -Чему учит этот рассказ?
—(Слайд 10) Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. Очаг — это дом. Вся семья дома. В доме тепло, уютно, спокойно. Вспомните, как вам бывает хорошо, когда вся семья вместе. -Как же сберечь тепло в родном доме, как сделать его по-настоящему теплым, уютным, привлекательным? -Тепло, забота, уют дома зависят только от поведения взрослых?
Работа с пословицами. Давайте ещё разберём несколько пословиц: —На что и клад, если в семье лад. (если в семье ты живешь счастливо, дружно, то никакого богатства не нужно, как говориться: не в деньгах счастье) -В рассказе об этом говориться? (все перессорились и подарки никому не нужны стали, ни клада, ни лада) -Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены. (если взрослое дерево будешь гнуть, что получиться — оно сломается; взрослого человека будешь воспитывать — он не перевоспитается. Воспитывать детей нужно пока они маленькие! Миньку воспитали в детстве, что чужого брать нельзя!) —Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами. (расстроились родители Лёли и Миньки, оттого, что их дети плохо себя ведут, значит они плохо их воспитали, что дети у них невоспитанные; родители расплатились ссорой с другими семьями) -Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям, учителям, воспитателям было стыдно за ваши поступки. —А какая пословица подходит к рассказу? | -И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный. -От имени самого писателя М.Зощенко. -Не брать ничего чужого, не обижать маленьких, слабых. Стремиться к тому, чтобы стать хорошим человеком.
-Хорошим поведением, послушанием. -От поведения детей.
-Все. | ||||||||||||||||||||
7.Итог урока 3 минуты | Формирование умения делать выводы. | -Кем был М.Зощенко? -Можно ли назвать рассказ сатирическим? -Что такое сатира?
-Что высмеивает М.Зощенко в рассказе? -Давайте вернёмся к началу урока и вспомним. Совпали ли наши предположения об этом рассказе, о его героях? -Почему рассказ называется «Ёлка»? -Как детская история повлияла на автора произведения? «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился» (слайд 11) -Это произведение М.Зощенко написал не только для того, чтобы высмеять «печальную черту характера человека» жадность, а еще сказать о том, что мир, благополучие в семье зависит не только от взрослых, но и от детей. -Кто — то узнал себя в этом произведении? -Чему каждый научился на уроке? | -Писателем — сатириком. -Да. -Злой смех, над «печальными чертами характеров людей» -Жадность, злость детей.
-Совпали или не совпали???
-В рассказе говорится о праздновании Н Г Он, стремился, всю жизнь быть хорошим человеком.
-Чтобы рассказать читателю, что
| ||||||||||||||||||||
8.Домашнее задание 1 минута | Учиться самостоятельности | Подготовиться к выборочному чтению по иллюстрациям презентации. | Запись домашнего задания в дневники. | ||||||||||||||||||||
9.Рефлексия 2 минуты | Учиться самооцениванию | Самооценивание. (слайд 12) — А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый.
-Пожалуйста, покажите свой выбор на доске (прицепить магнитами к доске). -Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Я благодарю вас за работу на уроке. -Выставить оценки за урок каждому!!! |
|