Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №16
Кемеровской области
Конспект урока литературы для 1 класса
«Любимые сказки»
Подготовила воспитатель
Машнева Надежда Глебовна
г.Новокузнецк
Программное содержание:
-
Выявить у детей знание народных и авторских сказок, представления о жанровых особенностях сказки.
-
Помочь вспомнить названия знакомых сказок, действующих лиц и последовательность событий.
-
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, речь, помогать понятно излагать свои мысли.
-
Воспитывать любовь детей к сказкам.
Материал:
Колобок, цветик-семицветик с вопросами-заданиями, книги и иллюстрации по сказкам, картинки-таблицы, игрушки, разрезные картинки, сундучок с книжками.
Предварительная работа:
Чтение и прослушивание в аудиозаписи народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактические игры по теме «Любимые сказки», рисование и лепка сказочных героев и сюжетов по сказкам, игры-драмматизации знакомых сказок.
I. Вводная часть
1. В кругу. Передавать из рук в руки Колобок и называть свою любимую
сказку.
Дети садятся на стульчики
2. Внести сундучок (обыграть). Он откроется в том случае, если дети
ответят на все вопросы и выполнят все задания, которые спрятаны за лепестками
волшебного цветка.
II. Основная часть.
Внести цветик-семицветик. Дети находят задания, спрятанные за лепестками цветка и выполняют их.
1. «Как называется эта книга?»
-
Выставляются книги по одной, дети по обложке узнают и называют их.
-
В этих книгах напечатаны сказки или рассказы? Чем отличаются сказки от рассказов и других художественных произведений?
2. «Угадайте сказку». Загадать загадки.
• Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, Несет её домой.
Отгадай загадку
И скорей ответь,
Как названье этой сказки? (Маша и медведь).
* Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Она распростилась с зелёною кожей
И стала красивой и очень пригожей.
Как называется эта сказка? (Царевна-Лягушка).
* Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка,
В скорлупе ореха девочка спала.
В какой сказке чудо-девочка в том цветке жила? (Дюймовочка)
* Ох, ох, ох! Здесь такой переполох:
Все бегут, несутся, скачут…
Им кричат: «Куда, куда?»
Ну а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Но отлично все кончается
Все на место возвращается! (Федорино горе)
* В этой сказке именины,
Много было там гостей. И на этих именинах Появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, Чуть её не погубил. Но коварного злодея Кто-то смелый победил!
Как называется эта сказка… ? (Муха-Цокотуха)
3. I) «А знаете ли вы?» (картинки-таблицы).
Какую из этих рыб вытянул Емеля?
Какая птица помогла Дюймовочке?
Какой овощ вырос на грядке в сказке?
Какая из этих собак была другом Мальвины7
2) «Угадайте, из каких сказок чудеса?»
-
«Если ты пробудешь на балу, хоть одну лишнюю минуту, твоя карета превратится опять в тыкву, кони — в мышей, слуги — в ящерицу, кучер в большую крысу, а платье станет рваным и грязным, как прежде», — сказала волшебница.
-
«Прыгнула над огнем девочка и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе».
4. «Сделайте правильный выбор».
На подносе разложены игрушки. Нужно найти героев сказки «Краденое солнце».
Динамическая пауза «Волк и козлята»
5 . 1) Что случилось дальше?
Показ картинок, напоминающих интересные случаи из сказок, а дети
рассказывают, что случилось дальше.
2) «Верные друзья»
Дети называют друзей сказочных героев.
-
С кем дружил Буратино?
-
С кем дружил, Вини Пух?
-
Кто был другом у Карлсона?
-
Кто был другом у крокодила Гены?
-
С кем дружила Герда?
6. 1) «Чьи это вещи?» (таблица).
У каких сказочных героев были эти предметы?
-
Золотой ключик.
-
Хрустальная туфелька.
-
Скалочка.
-
Стрела.
-
Ореховая скорлупа.
-
Ступа с помелом.
-
Головка сыра.
2) «Сказочный портрет».
Дети складывают из частей портреты героев сказок (за столами).
7. «Отвечай правильно».
-
Посему один дед не мог вытащить репку из земли?
-
Где стоял теремок?
-
Какая курочка снесла золотое яичко?
-
Сколько комнат было в доме у трёх медведей?
-
Что помогла сделать мышка?
-
Что раздавил медведь?
-
Кто обратился за помощью к кузнецу?
III. Заключительная часть.
Сюрпризный момент
Сундучок, сундучок, Позолоченный бочок. Желтенькая крышка,
Крепкая задвижка.
Раз, два, три, четыре, пять Можно крышку открывать.
Дети получают книги и прощаются с Колобком.
Список используемой литературы
-
Гербова В.В. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга»: учебное пособие/ В.В.Гербова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.
-
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 224с. (Серия «Вместе с детьми»)
-
Литературно-художественное издание для дошкольного возраста (Родители читают детям) / по. Ред. Папикова Л.П. – М.: Оникс, 2006. – 126с. – (Серия «Сказка за сказкой»).
-
Елкин, Н. В. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Н.В. Елкин, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224 с.