Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад № 55 «Золотой ключик»

_____________________________________________________________________________

Конспект урока литературы для 1 класса «Заюшкина избушка»

подготовил воспитатель

Колбина Елена Владимировна

Озерск, 2013

Цель: развитие у детей интереса к театрализованной деятельности, через различные виды кукольного театра (театр «живой руки», театр марионеток, настольный театр, театр «Петрушки»).

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Коммуникация: совершенствовать диалогическую форму речи, расширять словарный запас («клочки по закоулочкам», лубяная).

Социализация: продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Учить передавать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.

Чтение художественной литературы: закреплять знание русской народной сказки «Заюшкина Избушка», помогать выразительно, с естественными интонациями воспроизводить отрывок из сказки. Обратить внимание детей на оформление книги.

Музыка: развивать интерес к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

Художественное творчество: вовлекать к просмотру иллюстраций художника Рачева Е.М.

Материал: куклы живой руки, куклы театра «Петрушки», куклы марионетки, элементы костюмов, макеты домиков, иллюстрация к сказке Рачева Е.М., музыка.

Ход совместной деятельности

Дети заходят в группу, здороваются и знакомятся.

Воспитатель. — Ребята вы любите ходить в театр?

Ответы детей: — Любим.

— В какие театры вы ходили в нашем городе?

Ответы детей: — В кукольный театр «Золотой петушок», драматический театр.

— Сегодня я вас познакомлю с разными видами театра. И мы будем учиться быть актерами. Что нужно, чтобы быть актерами?

Ответы детей: — Нужны костюмы, герои.

— Сегодня вы сможете быть и актерами и зрителями. Актеры очень хорошо знают свою роль, слова наизусть, говорят громко, выразительно, меняют голос характерно своим героям. А как ведут себя в театре зрители?

Ответы детей: — Тихо, не кричат, внимательно слушают.

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем разыгрывать сказку, а какую вы узнаете по картине. (Показ картины)

Ответы детей: — Это русская народная сказка «Заюшкина избушка».

Воспитатель. Правильно, это русская народная сказка «Заюшкина избушка». Давайте, вспомним какие герои в этой сказке?

Ответы детей: — Заяц, лиса, собаки, медведь, петух.

Воспитатель. — Давайте, как актеры, попробуем сказать:

грустно как зайчик — «Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная; пришла весна избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне погреться и меня и выгнала»;

хитро, коварно как лиса — «Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».

Дети повторяют за воспитателем.

По ситуации объяснить детям значение слов: лубяная, клочки, закоулочки.

Грубо, медленно как медведь — «О чем заинька плачешь, пойдем, я ее выгоню»;

смело, громко как петух — «Кукареку, несу косу на плечи, хочу лису посечи, поди лиса вон».

Дети повторяют за воспитателем.

— Актеры, чтобы показать героев меняют свои движения. Давайте попробуем, как ходит лисичка, как двигается зайчик, медведь, петух.

Дети изображают движения зверей, стараясь передать характер героев.

Воспитатель предлагает детям подойти к домикам «лубяной» и «ледяной».

Воспитатель: — В каком доме жил заяц?

Ответы детей: — Заяц жил в лубяном доме.

— А какой это дом лубяной?

По возможности дети объясняют значение слова.

— В старину деревянный дом называли лубяным. Воспитатель показывает макет деревянной избушки.

— А в какой избушке жила лиса?

Ответы детей: Лиса жила в ледяной избушке.

Воспитатель: — Посмотрите, что я вам приготовила. Это куклы. Куклы из театра «живой руки». Давайте, все вместе, повторим, как называются куклы.

Дети хором повторяют.

— Сейчас я вам покажу, как действует кукла живой руки.

Воспитатель берет куклу и показывает действия с ней.

— Кем я стала?

Ответы детей: — Лисой.

— И вы так сможете, хотите?

Ответы детей: — Очень хотим.

Воспитатель выбирает двух детей для ролей лисы и зайца; герои проходят в домики.

— А мы с вами становимся зрителями (обращается к остальным детям), присаживаемся на ковер.

Воспитатель: — С каких слов начинается сказка? Давайте вместе со мной начнем сказку.

«Жили – были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Лиса дразнила зайца «У тебя избушка темная, у меня светлая». Пришла весна, избушка у лисы растаяла, попросилась лиса к зайцу погреться, да и выгнала его.

Воспитатель имитирует, как растаяла избушка.

Дети актеры показывают движения, заяц плача уходит.

Воспитатель: — Понравилось, как играли актеры.

Ответы детей: Понравилось.

А чем понравилось?

— Что же случилось дальше?

Ответы детей: – «Идет заинька и плачет».

Воспитатель предлагает детям пройти к театральной ширме (играет музыка).

Воспитатель: — Дети, что вы видите?

Ответы детей: — Это театральная ширма для показа театра.

— Да, это театральная ширма, для показа кукольного театра, а куклы называются театром «Петрушки», кукла легко надевается на руку и оживает с помощью руки.

Воспитатель выносит кукол на стойке: собак, зайца, лису.

Каких кукол вы видите?

Ответы детей: — Собака, заяц, лиса.

Воспитатель распределяет роли (роль одной собаки берет на себя).

Воспитатель: — За ширмой видно актеров?

Ответы детей: — Нет не видно актеров.

— А что видно?

Ответы детей: — Только куклы на руке.

— Чтобы играть куклой за ширмой, нужно хорошо владеть голосом, говорить громко, выразительно, двигать куклой (воспитатель показывает детям). Воспитатель выбирает героев и приглашает пройти за ширму, а остальные дети зрители.

Воспитатель: — «Идет заинька и плачет».

Заяц. Показывает куклу.

Все дети: — «А навстречу ему собаки».

Собаки: — «О чем заинька плачешь?»

Заяц: — «Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная; пришла весна избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне погреться, меня и выгнала».

Собаки: — «Пойдем, зайчик, мы ее выгоним. Выходи лиса вон».

Лиса: — «Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».

Воспитатель: — «Испугались собаки и убежали».

(Дети – актеры выходят из-за ширмы, дети-зрители благодарят аплодисментами).

Воспитатель. — Кто из героев вам понравился?

Ответы детей: — Все.

— Ребята, а какой сюжет сказки мы еще не разыграли? Кого еще встречал заяц? Ответы детей: — Медведя.

Посмотрите, что я вам еще приготовила. Показывает кукол – марионеток (лиса, заяц, медведь).

-Я расскажу вам об этих театральных куклах. Это куклы марионетки. Давайте повторим хором.

Дети повторяют вместе с воспитателем.

— А вы хотите научиться владеть этими куклами.

Ответы детей: — Очень хотим.

Выбираем актеров.

— Вспомните, как должен говорить медведь, лиса, заяц. Воспитатель предлагает актерам и зрителям занять свои места.

Все дети: — «Идет заинька и плачет».

Ребенок ведет куклу зайца и всхлипывает.

Все дети: — «А навстречу ему медведь».

Медведь: — «О чем зайчик плачешь?»

Заяц: — «Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная; пришла весна избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне погреться, меня и выгнала».

Медведь: — «Пойдем, я ее выгоню».

Заяц: — «Не выгонишь. Собаки гнали, гнали, не выгнали. И ты не выгонишь».

Медведь: — «А я выгоню (подходит к лисе). Поди, лиса вон».

Лиса: — «Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».

Все дети: — «Испугался медведь и убежал».

Воспитатель: — Понравилось, как играли актеры?

Ответы детей: — Понравилось.

Воспитатель собирает детей в круг.

Воспитатель: — Какой сюжет сказки мы еще не разыграли?

Ответы детей: — Когда пришел петух.

— Я вам приготовила элементы костюмов, чтобы вы смогли сами стать героями сказки. (Воспитатель выбирает актеров).

Сколько раз петуху нужно произнести свои слова.

Ответы детей: — Три раза.

Предлагает актерам и зрителям занять свои места.

Воспитатель: — Предлагают разыграть конец сказки.

Воспитатель надевает на актеров шапочки – элементы костюмов.

Драматизация сказки.

Воспитатель: — Ребята, скажите трудно быть актерами?

Ответы детей могут быть разнообразными.

— Почему?

Каждый ребенок высказывает свое мнение.

— Какие виды театров вы сегодня узнали?

Ответы детей: — Театр «живой руки», театр марионеток, настольный театр, театр «Петрушки».

При затруднении воспитатель показывает кукол, задает наводящие вопросы.

— Вы сегодня были настоящими актерами (оценка деятельности детей). Я вам приготовила в подарок кукол из настольного театра, с помощью которых вы сможете еще раз разыграть эту сказку.

Список использованной литературы

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: Мозаика – Синтез, 2010

  2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2005

  3. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2010

  4. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006

  5. Книга для чтения в детском саду и дома5-7 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей. / Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2007

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here