9

Лазарева Лидия Андреевна,

учитель начальных классов,

Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,

Рига, Латвия.

КОНСПЕКТ УРОКА для 4 класса

«Осенние картины и настроения в поэзии»

4 класс

Тема урока

.

Цели урока

  • Продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста.

  • Учить ребят соотнесению словесного и зрительного образа природы через рассматривание картин русских художников и чтение лирических текстов.

  • На изучаемом материале закреплять и конкретизировать понятие о теме художественных произведений.

  • Вести подготовительную работу по формированию навыков художественного описания картин природы в написании детских сочинений.

Оборудование урока

  • Картины И.И. Левитана и И.С. Остроухова «Золотая осень».

  • Рисунки детей об осени.

  • Таблица «Словарь настроений».

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Работа с детскими рисунками.

(Учитель предлагает детям нарисованные дома рисунки подписать строчками из текста стихотворения. Затем дети прикрепляют свой рисунок к магнитной доске и кратко сообщают, почему они выбрали такие стихотворные строчки для его названия.)

III. Работа над новым материалом

1. Беседа с учащимися по картинам русских художников И. И. Левитана и

И. С. Остроухова «Золотая осень» в соотнесении с личными впечатлениями детей от наблюдений во время осенней прогулки.

Учитель. Мы продолжаем наблюдать осенние картины и настроения в стихотворениях русских поэтов.

Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами картины известных русских художников Ильи Семеновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана, которые имеют одинаковое название: «Золотая осень». Рассмотрите эти картины, чтобы ответить на вопросы, записанные на доске:

1. Одинаковую осеннюю пору изобразили этих художники на своих картинах?

2. Почему картины так называются?

3. Какая картина тебе больше нравится? Почему?

4. Чем они отличаются?

5. Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки?

(После рассмотрения картин ребята обмениваются своими мнениями.)

Учитель. – С какими чувствами художники писали свои картины? Выберите из таблицы «Словарь настроений» слова, определяющие эти чувства. Чем вы можете это доказать?

Сумели художники передать свое настроение вам?

Хотели бы вы еще побывать в осеннем лесу?

2. Знакомство учащихся с содержанием стихотворения.

Чтение его учителем.

Учитель. Сейчас мы будем читать еще одно стихотворение об осени. Написал его И. А. Бунин. Прослушайте текст и определите выраженные автором чувства.

3. Беседа по содержанию после чтения.

Итак, какое настроение выражено автором?

Чем восхищается автор?

4. Чтение стихотворения с анализом:

Учитель. А сейчас будем читать текст еще раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как.

Чтение 1-й части стихотворения.

Учитель. Были в тексте слова или выражения, малознакомые вам?

(Выясняется значения слов: лиловый, багряный, лазурь и др.)

Учитель. А теперь давайте найдем в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины?

Дети. – В начале стихотворения автор рисует лес.

И он сравнивает его с теремом.

Учитель. А почему лес расписной? Кто его расписывал?

Глеб. Его расписала осень разными цветами красок: желто-золотыми, лиловыми, багряными.

Учитель. А как вы понимаете выражение: лес «стоит» «веселой, пестрою стеной»?

Дети. – Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.

В картине Левитана мы тоже видим на дальнем плане изображение леса, – и он тоже похож на стену.

А я хочу сказать, что автор стихотворения тоже, наверное, наблюдал лес со стороны, с поляны:

«Стоит над светлою поляной».

Учитель. Вычитаем другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины.

Дети. – Желтые березы, у них листочки резные и блестящие, – мы наблюдали такие, когда были на прогулке. Желтый цвет берез очень красиво сочетается с голубизной неба, – на странице 46 есть такая картинка, и мы видим, какое это чудо:

«Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой».

Поэт еще говорит о елочках, сравнивает их с темными вышками, – они не меняют цвет осенью и четко выделяются на золотом фоне берез:

«Как вышки, елочки темнеют».

А я увидел очень похожие картины у Бунина и Остроухова, – я могу их прочесть:

«А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца»…

И на картине мы видим эти голубые просветы сквозь золотую листву кленов.

Очень интересно: и поэт, и художник изобразили одну и ту же картину, словно договорились…

Учитель. Нет, они не договаривались, – просто красивое в природе привлекает любого человека, – мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.

Работа над II частью.

Учитель. А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

Дети. – Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:

«Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть, из серебра».

А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток.

Это последний мотылек, – уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

«И точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом».

День солнечный, яркий:

«Сегодня так тепло кругом»…

Учитель. А теперь прочитайте последнее четверостишие: какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

Виталий. – Он услышал «мертвую» тишину: «…такое мертвое молчанье»…

Учитель. – А разве тишину можно услышать?

Катя. Можно, – вы нам тоже иногда говорите: «Давайте послушаем тишину».

Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она – «мертвая»?

Дети. – Чтобы мы поняли, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и в синей вышине»…

А еще чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

«Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье».

Учитель. А можете вы услышать эти звуки в стихотворении? Вспомните, в 1-м классе мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах. Можете вы их найти в этом четверостишии?

Дети. – Да, здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

«молчанье» – [ч];

«вышине» – [ш];

«можно» – [ж];

«тишине» – [ш];

«расслышать» – [ш];

«шуршанье» – [ш].

5. Наблюдение над цветовой гаммой изображения

осеннего пейзажа на картинах и в стихотворении.

Учитель. А теперь еще раз посмотрите на картины: какие цвета использовал в них художник? Какие цвета здесь преобладающие?

(Ребята описывают картину.)

А теперь давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина.

(Ребята вычитывают:

«лиловый»;

«золотой;

«багряный»;

желтый – «желтою резьбой»;

голубой – «в лазури голубой»;

синий – «в синей вышине»;

серебристый – «как есть из серебра»;

белый – «белый лепесток».

6. Подготовка к выразительному чтению текста:

наблюдение над чувствами и настроением поэта.

Учитель. А теперь давайте посмотрим, в наших словах автор выражает свои чувства и настроения. Подчеркните эти слова в тексте и подумайте, как мы должны их прочитать.

(Ребята самостоятельно с карандашом в руках перечитывают текст и определяют авторские чувства, а также слова и выражения, которыми он о них рассказывает, после чего идет акцентное вычитывание.)

Чтобы палитра чувств, названная детьми, была более богатой и разнообразной, учитель отсылает их к таблице «Словарь настроений». В результате проделанной работы дети «вычитали» из текста следующие настроения автора:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть, из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом.

торжественное;

восторженное;

очарованное;

радостное;

радужное;

веселое;

светлое;

восхищенное;

восторженно- радостное;

легкое;

светлое;

нежное;

игривое;

нежное;

светлое;

умиротворенное;

теплое;

светлое;

Сегодня так светло кругом

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

светлое;

спокойное;

умиротворенное;

нежное.

7. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

Учитель. А теперь попробуем прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам.

(Дети читают стихотворение, отмечают достоинства интонационного чтения, дают рекомендации и советы друг другу.)

8. Определение главной мысли стихотворения,

конкретизация темы подбором заглавий.

Учитель. А теперь скажите, о чем это стихотворение?

Дети. – Об осени…

О красоте осенней природы.

О чувствах от увиденной красоты.

Учитель. А как вы думаете, для чего Бунин написал его?

Дети. – Чтобы обратить наше внимание на красоту природы.

Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею.

Чтобы выразить свои чувства и настроения, свое душевное состояние.

И свою любовь к природе.

Учитель. Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено в этом названии основное содержание, т.е. основная тема стихотворения? Выскажите свое мнение.

Дети. – Я думаю, что нет, потому что о листопаде упоминается только в последней картине: «Расслышать листика шуршанье»…, а во всем стихотворении говорится о красочных картинах осени.

А я считаю, что соответствует. Я понял, что автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем, как упасть с деревьев, необыкновенно красивые.

А я обратила внимание на подзаголовок: это ведь не все произведение, а отрывок, в котором главное внимание обращается на красоту и разнообразие осенней природы в пору листопада.

Учитель. Попробуйте подобрать свое заглавие к этому тексту.

(Ребята придумывают названия: «Осень», «Осенние картины», «Осенний день», «Осенний пейзаж», «Звуки осени», «Краски осени», «Осенние настроения» и др.)

(Учитель записывает эти названия на доске.

Ввиду того, что в придуманных детьми заглавиях тема осени отражена «неоднозначно, в одних широко («Осень», «Осенний день»), а в других – более узко («Звуки осени»), следует воспользоваться случаем и обратить на это внимание учащихся и конкретизировать понятие темы, т. к. эти знания пригодятся вскоре при написании сочинений.)

Учитель. Всеми этими заглавиями можно выразить тему данного стихотворения? Подумайте.

Дети. – Да, всеми.

В стихотворении говорится об этом.

Учитель. Я с вами согласна, но среди этих заглавий есть такие, которые отражают тему осени широко, – т.е. обращается внимание на несколько картин, а другие ограничивают изображение отдельных, конкретных деталей. Например, как вы думаете, какое из этих двух заглавий более точно раскроет тему данного текста: «Осенний день» или «Звуки осени»?

Дети. – Я думаю «Осенний день», потому что в содержании нарисованы сразу несколько картин.

А « Звуки осени» подойдет только к последнему четверостишию.

Ведь стихотворение не только о звуках, а и о красках осени, и о лесе, о мотыльке.

Учитель. Молодцы. Дома подготовите выразительное чтение стихотворения, по желанию выучите наизусть. Напишите небольшой рассказ о прогулке в осенний лес и о том, что вы там видели.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here