Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2

Школа: МБОУ СОШ № 8, г.Туймазы Республика Башкортостан

Учитель: Ташбулатова Лена Шагитовна

УМК: Образовательная система «Школа 2100»

Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Тема: Сказка – сценарий. Современные сказки о животных. (А. Курляндский «Ну, погоди!»)

Цель урока: познакомить с новым видом сказки – сценарием, продолжить работу над развитием читательской деятельности.

Планируемый результат обучения:

В результате изучения темы ученики

-познакомятся со сказкой – сценарием как одним из видов литературного жанра,

-научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий, формулировать собственное мнение и позицию, осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Формируемые УУД

Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию в учебнике, понимать заданный вопрос и уметь строить ответ в соответствии с вопросом, уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать результаты своих действий.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, в группе.

Личностные УУД: способствовать к самооценке на основе критериев деятельности.

Ресурсы:

1.Учебник Р.Н.Бунеев «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»)

2.Презентация к уроку

3.Запись мультфильма «Ну, погоди!» 21 серия

4.Наглядные пособия (таблицы слогов, чистоговорок, таблица: жанр, тема, герой, название сказки)

5. ТСО (компьютер, телевизор, интерактивная доска)

Межпредметная связь: русский язык, окружающий мир.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Ι. Мотивация к учебной деятельности.

II.Речевая разминка.

III.Актуализа-ция знаний, постановка учебной задачи

IV. Открытие новых знаний.

V.Развитие умений.

VI.Итог урока. Рефлексия.

VII.ОцениваниеДомашнее задание.

Начат день, первым делом гоним лень.

На уроке не молчать, всем работать, отвечать.

  • чтение слогов

  • чтение чистоговорок со звуками [c] и [с,]

  • работа над скороговоркой

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

Проверка домашнего задания. (Слайд 2)

жанр

автор

название произведения

главные герои

-Кто написал сказку, которую мы читали на прошлом уроке?

-Как называется сказка?

-Назовите главных героев сказки

-Из скольки частей состоит сказка?

-Как озаглавили каждую часть сказки? Почему?

-Какими качествами обладает братец Кролик?

-Чему учит эта сказка?

-Какие виды сказок вы знаете?

-Кого подразумевает автор под животными?

-Какими качествами наделены эти животные в сказках? (Слайд 3)

Лиса – хитрая, ловкая, обманщица

Медведь – сильный, неуклюжий, косолапый

Волк – злой, хищный, простоватый

Заяц – трусливый, робкий

Прочитайте девиз урока («Друг познаётся в беде»)

-Почему такой девиз нашего урока?

-Сформулируйте цель нашего урока.

— Составим план действий по работе с текстом.

Дети делятся на подгруппы. Раздаются листочки, где указаны пункты плана в любом порядке. Дети восстанавливают план по порядку, исключая пункт, не относящийся к уроку.

(1.Ответить на вопросы. 2.Прочитать текст. 3.Решить пример. 4.Прочитать название произведения. 5.Рассмотреть иллюстрацию. 6.Сделать вывод.)

1. Работа с текстом до чтения.

-Кого вы видите на экране? (заяц из мультфильма «Ну, погоди!») (Слайд 4)

— Рассмотрите иллюстрацию учебника.

-Какие действующие лица изображены? Чем они заняты?

-Что необычного вы видите?

-Можно ли предположить, кто они сейчас: друзья или враги?

-Как вы думаете, какой жанр у этого произведения? Почему?

-Какая это сказка: авторская или народная?

По жанру, произведение с которым мы знакомимся не просто сказка, а сказка – сценарий. ( Продолжается заполнение таблицы)

-Что такое сценарий?

(Слайд 5)

Сценарий – это литературное произведение, по которому создаются представления в театре или в кино.

-Кто автор произведения? (Информацию выдаёт заранее подготовленный ученик)

Автор произведения Александр Ефимович Курляндский детский писатель, сатирик родился 1 июля 1938 года в Москве. С 1964 года Александр Курляндский профессионально занимается литературой. Известность он получил как автор сценариев к мультфильмам, главное — как создатель популярнейшего сериала «Ну, погоди!». Стоит отметить, что именно этот мультфильм стал его дебютом в мультипликации. Кроме того, Александр Курляндский придумал таких персонажей, как Великолепный Гоша и Блудный Попугай, он — автор сценариев «Только для взрослых», «Спасибо, аист!», «Баба-Яга против», «Встречайте бабушку» и целого ряда книг и произведений для детей. (Слайд 6, 7)

2.Словарная работа.

Перед чтением текста выясняем значение некоторых слов. (Слайды 8-17)

(Кипятильник, вольный стиль, кроль, баттерфляй, средняя полоса, лианы, джунгли, блаженство, заиндевелый.)

3.Первичное восприятие текста.

«Чтение за диктором» — учитель читает вслух.

-После чтения выскажете свои впечатления.

Вопросы после чтения текста.

-Так кто же Заяц и Волк: друзья или враги? Почему?

-Что значит «как друзья» смотрели телевизор?

-Что увидели герои на экране телевизора?

-Как отреагировали на происходящее Волк и Зайчик?

-Вычитайте нужный эпизод. Передайте голосом нужную интонацию во время чтения.

Динамическая пауза.

1. Чтение текста по «цепочке» стр. 84-85.

Вопросы после чтения:

  • Что решил сделать волк?

  • Проследите, как меняется настроение у Волка?

  • Что значит: Водичка – блеск! Парное молоко!

  • Какое настроение у Зайчика?

  • Откуда взялись крокодилы?

  • Как Зайчик помог Волку?

  • Поблагодарил ли Волк Зайчика? Что он сказал?

  • За что наказан Волк?

2.Работа с текстом по рядам.

-Найти в тексте ответы на вопросы и подготовьтесь вычитать. ( Слайд 18)

1ряд — Какие интересные превращения происходят на экране?

2ряд – Почему происходят превращения?

3ряд – Какое настроение у Волка?

3.Работа с иллюстрацией учебника.

Игра «Озвучка»

-Найти подходящие строки для описания иллюстрации на странице учебника.

  • Всё ли правильно нарисовано?

  • Как Зайчик предупредил Волка об опасности?

Физкульминутка.

5.Просмотр мультфильма.

По сценарию А.Курляндского режиссёр В.Котёночкин поставил многосерийный мультфильм «Ну, погоди!» на киностудии «Союзмультфильм».

-После просмотра поработаете в парах и скажете, все ли эпизоды совпадают со сценарием

-Много ли в сказке диалогов?

-Как называются возгласы, которые издают герои? (междометия)

Героев озвучивали актёры: Анатолий Папанов и Клара Румянова. (Слайды 19-21)

-Как относится автор к своим героям? Почему автор говорит не Заяц, а Зайчик?

-Почему Зайчик и Волк написаны с заглавной буквы, это же не имена?

-Докажите, что это произведение сказка – сценарий.

Напомните, пожалуйста, эпиграф 5 раздела учебника.(Слайд 22-23)

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!»

  • Какой намёк дан в этой сказке? (Не обижай маленьких, иначе сам попадёшь в неловкое положение)

  • Чему учит сказка? (Не надо хвастаться, нужно помогать друг другу, быть сообразительным)

  • Сможем ли мы сейчас сказать, почему девиз нашего урока «Друг познаётся в беде»?

  • Докажите, что Заяц и Волк – друзья.

  • Было ли вам жаль Волка?

  • Как поступил Заяц? О чём это говорит?

  • Чем отличается этот Зайчик от других героев – зайцев? (находчивостью и сообразительностью)

  • Почему все выпуски мультфильма называются «Ну, погоди»!?

  • Что делает сказку А.Курляндского современной?

Закончите предложения:

— Я взял для себя с сегодняшнего урока…

-Я научился…

-Я смог…

Домашнее задание по выбору:

1.Подготовить план пересказа.

2.Проиллюстрировать понравившийся эпизод.

3.Подготовить вопросы по тексту.

Ученики проговаривают хором.

Чтение хором по таблице.

Читают про себя, вслух постепенно повышая темп чтения.

Ученики отвечают на вопросы по сказке афро– американского народа США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну». По ходу урока заполняется таблица.

Ученики перечисляют качества животных.

Ученики высказывают свои предположения.

Дети работают в группах.

Дети оценивают свою работу.

Ученики отвечают на вопросы.

Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Один ученик ищет в толковом словаре значение слова, прочитывает всему классу.

Рассказ ученика.

Ученики следят за чтением.

Ученики отвечают на вопросы.

Ученики читают текст по «цепочке» вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

Ответы на вопросы.

Работа по рядам.

Чтение с правильной интонацией.

Ученики находят сходства и отличия сказки от мультфильма.

Ответы на вопросы.

Ответы учеников.

Ученики оценивают себя и друг друга.

11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here