Душевная щедрость учительницы. Ее роль в жизни мальчика (по рассказу В.Распутина « Уроки французского»).

6 класс

Наталья Андреевна Михайлова , учитель русского языка и литературы гимназии № 343 Санкт-Петербурга.

Цели:

1. раскрыть духовный мир героя;

2. показать неординарность учительницы, ее влияние на судьбу мальчика;

3. обозначить нравственные проблемы, поднятые в рассказе;

4. развивать речь детей, их умение задавать вопросы героям произведения.

Оборудование урока:

1. портреты В.Распутина;

2. цитатный план (распечатывается и выдается каждому ученику);

3. рубрики к композиции урока («И это все о нем…», «Лидия Михайловна – человек необыкновенный»).

Эпиграф: «Хорошего сердца и правильной души

Так недостает нам…»

В.Распутин

I.Работа с эпиграфом. Согласны ли вы с Распутиным? Как понимаете выражение «правильная душа»? Что писал о душе Николай Заболоцкий? (« Обязана трудиться…») А Александр Яшин? (« Спешите делать добрые дела…») Подготовленные заранее дети читают эти стихи.

« Спокойствие – душевная подлость», — писал Л.Н.Толстой. согласны ли вы с его мнением?

II. Давайте вспомним, как жилось мальчику из рассказа В.Распутина вдали от родных, друзей? Назовем наш коллективный рассказ «И это все о нем…».

Используем цитатный план:

1). Выходят 5 человек и рассказывают о герое (первые 5 пунктов).

Остальные проверяют, задают вопросы.

2). О чем бы вы хотели спросить мальчика, если бы такая возможность представилась? Кто берет на себя смелость ответить за нашего героя?

ИНТЕРВЬЮ у героя .

Мир жесток к нашему герою… Но все-таки ему повезло, что он встретил Лидию Михайловну. Почему? ( Ему удалось встретить человека с хорошим сердцем и правильной душой).

Какой же была Лидия Михайловна?

Дети высказывают свои мысли.

III. Читаем 6-й пункт плана:

«Лидия Михайловна – человек необыкновенный»

1). Докажите, что это так. Почему через столько лет 36-летний Распутин вспоминает свою учительницу? (Оставила неизгладимый след в душе). Какой тип текста будем использовать? Из каких структурных элементов строится текст-рассуждение?

Тезис уже есть.

Приведите доказательства. Каков вывод?

2). Почему Лидия Михайловна решилась играть в «замеряшки»?

Как вы оцениваете странный поступок Лидии Михайловны? Осуждаете вы ее или одобряете? (Лидия Михайловна сделала свой нравственный выбор).

Почему Лидия Михайловна не стала объяснять директору школы свой поступок? (Другой человек, не понял бы; он из породы людей « в футляре»).

3). Чему научила Лидия Михайловна мальчика? Какова ее роль в судьбе нашего героя? (Она открыла ему другой мир, мир, где растут «замечательные красные яблоки», где живет взаимопонимание, выручка, доброта и красота. В этом чудном мире нет места одиночеству и предательству.)

4). Похожи ли наши герои друг на друга? Какие черты характера их сближают? После бурного обсуждения на доске появляется запись.

Сближают черты характера:

1. Стойкость.

2. Гордость.

3. Честность.

4. Скромность.

5. Чуткость.

6. Справедливость.

7. Чувство ответственности.

8. Выдержанность.

Помогли ли эти качества выжить мальчику? Нравятся ли вам люди с такими характерами? Почему? ( Не предадут, всегда придут на помощь и т.д.) Помогают ли герои В.Распутина стать лучше, добрее?

IV. Читаем высказывание В.Распутина о литературе (отпечатано).

Распутин как-то сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

Какие чувства вызвал у вас рассказ «Уроки французского»?

V. Слово учителя.

Прочитан рассказ… И мы расстаемся с полюбившимися героями с легкой грустью. Ведь вместе мы столько пережили, перечувствовали, передумали. А рядом с нами незримо присутствовал мудрый человек, талантливый писатель В.Распутин. Он мечтал стать учителем, но не стал, а стал писателем. Но и писатель Распутин продолжает учить…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here