ГБС(К)ОУ школа – интернат № 7 станицы Казанской Краснодарского края
Конспект урока
по чтению и развитию речи
в 9 классе по теме:
Русская народная сказка
«Лиса и тетерев»
Подготовила и провела
учитель русского языка
ГБС(К)ОУ школы – интернат № 7
станицы Казанской
Краснодарского края
Недобега Наталья Ивановна
Чтение и развитие речи 9 класс
Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Цель урока:
— Систематизировать представление учащихся о жанрах сказки, через работу над текстом, наглядности.
Задачи:
— образовательные: выявить степень сформированности умения находить главную мысль, мораль в сказке, учить анализировать текст;
— коррекционные: развивать восприятие, мышление, память (зрительную, слуховую), речь детей, обогащать словарный запас.
— воспитывающие: формировать умение сравнивать поступки и характеры героев; воспитывать у учащихся искренность, честность, скромность на примере сказочных персонажей.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация, запись сказки в исполнении мастеров слова, иллюстрации, карточки.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Психологический настрой на урок.
Слайд 1
— Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать,
И расколоть его мы сможем,
Ведь мы хотим, как можно больше знать!
3. Сообщение темы и цели урока
— Ребята, на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой, научимся делать выводы, будем работать над выразительным чтением.
4. Беседа.
Прежде чем мы приступим к чтению, давайте вспомним, что называется сказкой.
Слайд 2
Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том чего не бывает.
Слайд 3
— А какие бывают сказки?
— Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые.
— Вспомните названия волшебных сказок, которые вы уже читали.
— «Волшебное кольцо», «Сказка про Василису Премудрую», «Морозко».
— Какие препятствия преодолевали герои этих сказок?
— На пути главных героев стоит много преград и опасностей, которые они преодолевают, для того чтобы обрести счастье, любовь, богатство и славу.
— Вспомните названия сказок о животных. Кто герои этих сказок?
— «Росомаха и лисица», «Лиса и волк», «Журавль и цапля».
— Какие отличительные особенности есть в сказках о животных?
— Животные говорят на человеческом языке, совершают невероятные поступки. Все, что происходит, кажется нам естественным, потому что это сказка.
— Какие бытовые сказки вы уже читали?
— «Чудесный клад», «Умный мужик», «Три дочери».
— Что особенного в бытовых сказках?
— В бытовых сказках не встречается волшебство. В них говорится о богатых и бедных. Как правило, богач обманывает бедняка, но справедливость всегда торжествует, и находчивый бедняк с честью выходит победителем из любой ситуации.
— А что остается неизменным во всех сказках?
— Добро всегда побеждает зло.
— Молодцы, ребята! А для того, чтобы узнать какую сказку мы будем сегодня читать, отгадайте загадки:
1. Я, сознаюсь, виновата,
Я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком. (Лисица).
— А как выглядит лиса?
— Рыжая, красивая, хвост пушистый.
Слайд 4
-Вспомните из сказок характер лисы
— Плутовка, хитрая, коварная.
2. Очень красивый лесной петушок:
Красные брови, как гребешок,
Хвостик косицами, чёрные перья,
Любит весною танцы, веселье.
Песни поёт, говорят, что токует.
Знаешь ли ты птицу такую? (Тетерев)
— А как выглядит тетерев?
—Птица средней величины. Большую часть жизни тетерев проводит на земле. Черный, с синим или зеленым блеском на голове. На крыле — белая поперечная полоса, крылья сильно загнуты наружу.
Слайд 5
— Как поет тетерев?
— Он не поет, а токует.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Лиса и Тетерев».
— Кто является главными героями нашей сказки?
— Лиса и тетерев.
— Значит, какого жанра эта сказка?
— Сказка о животных.
Слайд 6
5. Словарная работа.
— В сказке вам встретится слово указ, что же это такое? Подумайте и дайте ваши варианты ответов.
Указ — вид и название нормативного или индивидуального документа, обычно издаваемого главой государства.
6. Знакомство со сказкой.
— А теперь, ребята, послушаем сказку «Лиса и Тетерев» и узнаем, какая история приключилась с нашими героями.
Слайд 7
Прослушивание сказки в исполнении мастера слова.
— Какая же история приключилась с Лисой и Тетеревом?
— Удалось Лисе обмануть Тетерева?
Слайд 8
7. Работа с текстом сказки.
— Самостоятельное чтение сказки учащимися.
8. Чтение сказки вслух.
— Давайте попробуем прочитать эту сказку выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой мудрого Тетерева, а рядом хитрую лживую плутовку Лису.
9. Физкультминутка:
Я называю качества характера, если они положительные вы хлопаете в ладошки, а если — отрицательные, то вы топаете ногами.
(Хитрость, жадность, отзывчивость, доброта, лесть, злоба, зависть, прилежность, храбрость, лицемерие, скупость, аккуратность, правдивость, справедливость, эгоизм, назойливость, ложь, беспечность, зазнайство, хвастовство, подхалимство, лень, неблагодарность)
10. Чтение сказки по ролям. Передайте при чтении приторно – сладкий, ласковый, хитрый тон Лисы и размеренно – спокойный, уверенный тон Тетерева.
11. Закрепление материала.
1.Что придумала Лиса, для того чтобы выманить Тетерева?
-
Какие уменьшительно – ласкательные слова использовала для этого Лиса?
-
Каким тоном она их произносила?
-
Почему Лисе не удался её обман?
-
Каким, по вашему мнению, был Тетерев: хитрым или мудрым? В чем различие этих качеств?
Слайд 9, 10
-
Объясните смысл пословиц:
Речи, как мед, а дела, как полынь.
Не рой яму другому, сам в неё попадешь.
-
Подходят ли они к данной сказке? Докажите почему.
Слайд 11
12. Характеристика персонажей басни.
На доске карточки со словами, характеризующие персонажей сказки, а также иллюстрации с изображением Лисы и Тетерева. Учащиеся выбирают карточку, крепят под персонажем и обосновывают свой выбор.
(Мудрый, хитрая, льстивая, рыжая, догадливый, шустрая, прозорливый, недоверчивый, плутовка, уверенный, ласковая, спокойный).
13. Итог урока.
-
В сказках о животных всегда подразумеваются события, которые происходят в жизни людей, черты характера, которые свойственны человеку. Какие реальные события из жизни людей вы можете назвать, прочитав эту сказку?
-
Скажите, а встречали вы такие черты характера как у наших героев у знакомых вам людей?
-
Что вы возьмёте с урока и запомните на всю жизнь?
14. Домашнее задание (запись в дневники): 1 группа — читать по ролям, отвечать на вопросы стр. 30 -32, подготовить на черновиках изложение по сказке «Лиса и Тетерев»; 2 группа – читать, отвечать на вопросы с. 30 – 32.
Слайд 13
-
Выставление оценок.
Список использованных источников
-
Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Москва, Владос,1999
-
Аксенова А. К., Шишкова М. И. Чтение 9 класс, учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, Просвещение, 2006
-
Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. М.: АСТ, 2004
-
www . dityachi — zagadky . org . ua / tag /
-
http://www.google.ru/ ru.wikipedia.org/wiki