Урок-взгляд по повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

Тема « У кого нет памяти, нет жизни».

Эпиграф: «Прости нам, господи, что слабы мы, разорены душой. С камня не спросится, что камень он, а с человека же спросится».

В. Распутин.

Оборудование урока: тексты повести, эпиграф на доске, портрет писателя, музыкальный фон, видео слайды, фрагмент из художественного фильма « Прощание с Матерой», стенды-напоминания « Умей правильно рассказывать», « Правила работы в ходе дискуссии», толковый словарь С. И. Ожегова, высказывания В. Распутина о повести «Прощание с Матерой».

Ход урока

Организационный момент.

Слово учителя о В. Распутине.

Игра-разминка « Нравственные ценности личности ».

Беседа-установка на восприятие темы.

Вопрос по психологии.

Беседа по содержанию повести « Прощание с Матерой».

Работа со словарными статьями (словарь С. И. Ожегова).

Устное словесное описание Дарьи, создание психологического портрета Дарьи, подбор элементов к характеристике Дарьи. Комментарии к фрагменту из художественного фильма.

Чтение в лицах эпизода «Спор Дарьи и её внука Андрея.

Работа по группам.

Наблюдение над лексикой повести. Выразительное чтение и анализ эпизодов . Первая группа- эпизод «Отъезда Насти и Егора». Вторая группа — эпизод «Прощание бабки Дарьи с избой ».

Индивидуальное задание: Образы-символы в повести «Прощание с Матерой».

Работа с пейзажными зарисовками в повести, сопоставление с известными репродукциями картин художников-сибиряков.

Обобщение. Первая группа – сочинение-миниатюра «Чему нас учит повесть В. Распутина? », вторая группа « О чем заставила задуматься повесть?».

Комментирование оценок.

Домашнее задание

Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном русском советском писателе, нашем современнике, лауреате советской премии СССР- Валентине Распутине.

Цель:

На материале повести будем формировать умение разбираться в психологии личности (на образе бабки Дарьи).

Продолжим работу над развитием речи, устанавливая причинно-следственные связи,- вместе с вами мы постараемся понять внутренний мир Распутина и нравственный мир его героев,- мы будем учиться вырабатывать собственное мнение, чувство ответственности за свои поступки, за отношение к родине.

1.Тема нашего урока: « У кого нет памяти, нет жизни ». .Выделите в теме ключевые слова.

. Кому принадлежат эти слова?

. Как они отражают основную мысль повести « Прощание с Матерой»? 2.Обратимся к эпиграфу. Прочитаем его

.Что объединяет тему урока и эпиграф?

Слова учителя: Земляк Распутина, писатель М. Сергеев рассказывает «Стоит на Ангаре между Иркутском и Братском рабочий поселок, районный центр Усть-Уда, вверх поднимается бугристая дорога, кажется, начинается она прямо в реке, по бокам её многочисленные избы. В 1937 году, когда родился В. Распутин, река была поуже, улица подлиннее, а там, где голубеют разливы Братского моря, степенностью своей, заметив стремительность тогдашней Ангары, были в те дни колхозные пашни речных заводей, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров.

Учитель.- Дома вы знакомились биографией писателя

— Что нового и интересного вы узнали о жизни В. Распутина?

Биография Распутина. Моменты из жизни. Слайды о Матере, портрет писателя, фото его семьи.

Учитель.- Екатерина Трунова посвятила замечательные слова В. Распутину. (Музыкальный фон, слайд).

Великие нужны России люди,

Вас в мире знает каждый человек.

Поверив в вас — жива Россия будет

И твёрдым шагом вступит в Новый век.

Дана Россия русским людям свыше,

Её мы с Вами уберечь должны.

Мы все живём , чтоб возродить Россию,

Чтоб засветилась русская заря,

И чтоб у русских появились силы.

С надеждой вместе , что живём не зря.

И я уверена , что так оно и будет,

Что правды час в стране у нас пробьёт.

Ваш русский слог богатырей разбудит

И свято будет слово – ПАТРИОТ!

Учитель. – Почему мы вправе назвать В. Распутина патриотом своей родины?

Вопросы по психологии.

Учитель.— О каких общественных ценностях говорит вам Распутин?

— Обратимся к толковому словарю и посмотрим значение слов: ценность

— Каждый из нас выбирает ценностные ориентации, исходящие из личной культуры.

— Радикально ли отличаются ценности, принятые, скажем сегодня?

— Как вы понимаете ценности современного человека?

4.Вывод. Учитель, – Каждый человек не только выбирает ценности, но и придает им различную значимость, т.е. выстраивает их для себя в определённой системе. Ценности определяют наше поведение.

Проведём игру — разминку «Нравственные ценности личности » (один из участников называет своё качество и рукопожатием передает очередь). В результате – все участники должны назвать те качества, которыми они обладают.

Учитель. – Давайте подведём итог. – Какие нравственные ценности являются для вас приоритетными, что ближе вам по духу? – Какие нравственные ценности выбрали наши гости?

Давайте подведём итоги игры.

Учитель. — Ценности родились в истории человеческого рода как некий духовный опыт, помогающий устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний.

Учитель. – А теперь я предлагаю вам непосредственно перейти к содержанию повести «Прощание с Матерой»

— Как вы считаете, если писатель постоянно думает о совести, о душе человека, о нравственности, вправе ли мы ожидать выражения этих забот в творчестве?

— Какие беспокоящие вопросы писателя он доверяет своим героям? ( Покажи их на примерах).

Писателя волнуют такие вопросы: « Для чего живёт человек? Зачем? Для какой пользы? ». Так думает и рассуждает главная героиня повести Дарья. Пример: старая Дарья спрашивала себя и не могла ответить: «кто знает правду о человеке? Зачем он живёт? Ради жизни самой, ради детей, чтобы дети оставляли детей, и дети оставляли детей? Вечным ли будет это движение?

6. Давайте же попробуем вместе описать облик Дарьи.

(устное словесное рисование)

— Попытаемся создать её психологический портрет.

— подберите эпитеты к характеристике Дарьи.

— Прослушайте, пожалуйста, стихотворение. -Кому из героев его можно отнести, какой смысл оно несёт?

Хлопотала. Копошилась

Вынесла немало бед..

Даровала божья милость

Этой бабе сотню лет.

Вместе с солнце просыпалась,

Молча солнцу улыбалась,

И крестилась на восход.

Больше как-то всё молчала,

Ну а если и ворчала,

Не от сердца, от забот.

В день единый отстрадала-

Не оставила хлопот.

И ушла в небытиё.

Словно не было её.

Посреди светелки тесной-

Гроб, одетый в цвет небесный,

Сыновья толпятся, внуки.

« Попрощайся, подойди…»

И лежат сухие руки,

Днем впервые эти руки

Отдыхают на груди…

— А теперь посмотрим кадр из художественного фильма, где изображена Дарья.

-Что дополнительного вы можете сказать о Дарье, посмотрев кадр из фильма?

Учитель,- Мы видим Матеру глазами автора, Дарьи, хозяина острова.

— А какой вы запомнили распутинскую Матеру?

-В повести мы видим приметы времени, которые показывают неразрывную связь прошлого, настоящего, грандиозные перемены. В чём они?

. Казаки оставили на реке Ангаре Иркутский острог .

. Матера -свидетельница жестокого боя между колчаковцами и партизанами .

.Матера создала «коммуну- колхоз».

.посылала защищать родину в годы войны.

.Масштабы новостроек коснулись и острова: при строительстве ГЭС Матера подлежит затоплению.

— Посмотрите, какие примеры прошлого и настоящего вы упустили? ( на слайде),

7. Учитель. — Ребята, если остров должен быть затоплен, зачем же автору нужно рассказывать об этом читателю?

-Почему он считает, что мы, читатели, должны об этом знать?

Автор хотел показать, что научно-техническая революция связана с такими переменами,

которые глубоко переживаются старшим поколением. Нелегко расставаться со своей родной землей. И мы, читатели, должны знать и хранить память о Матере.

Вывод.

Учитель – Гибель Матеры — это время испытаний для человека. Характеры и души обнажаются и сразу видно, кто есть кто.

-А что такое душа?

-Есть ли душа у человека?

-Где она?

Вам дома необходимо было найти значение понятия «душа»

-Какое значение слова «душа» подходит к повести Распутина? (Душа-понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания)

-Как же обнажаются души героев повести в связи с затоплением Матеры?

Учитель – Давайте же вместе с автором разрешим изначальный вопрос: необходимо ли

затопление Матеры? Ради кого и чего это делается?

— Вспомним отношение к этому автора?

— А вы уверены, что надо было затапливать Матеру?

8. А чтобы разрешить наш вопрос, обратимся к сцене разорения кладбища. (Выразительное чтение сцены)

— Как бы вы назвали то, что происходит на кладбище?

— Как к этому относиться? Так можно поступать?

— Как вы думаете, благо для миллионов и кощунство над десятками – вещи совместимые?

— Чем страшна позиция таких исполнителей: как Жук, Воронцов. Чем является Матера для них?

Учитель. – Критик Ю. Селезнев говорит о земле – Родине и о земле территории «Если земля территория и только, то и отношение к ней соответственное. Землю — родную, родину освобождают, территорию захватывают. Хозяин на земле. На территории – завоеватель, покоритель. О земле, которая «всем принадлежит — кто до нас был, и кто после нас прейдет, не скажешь: «После нас хоть потоп». Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него».

— Для кого в повести земля – Родина, а для кого земля – территория? Почему?

— Как в чувствах, поступках героев проявляется отношение к малой родине? К памяти?

Учитель. – Дома вы выполняли задание по группам. Вам нужно было прочесть и проанализировать эпизод:

1-я. Группа. Вы можете посовещаться, обсудить эпизод «Отъезд Настасьи и Егора».

2-я Группа. Анализ эпизода «Прощания бабки с избой».

Выразительное чтение эпизода «Отъезд Настасьи и Егора»

Вопрос первой группе. — Как вы прокомментируете эпизод отъезд Настасьи и Егора, чем является для них Матера — родной землей или территорией?

9. Давайте выразительно прочитаем эпизод «Прощание бабки Дарьи с избой».

— Анализируя этот эпизод, о чем вы думали, к какому выводу пришли?

( Деревенская женщина — неграмотный человек бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире; ради чего мы живем, она уверена « У кого нет памяти, нет жизни»).

1-я группа оценивала поступки Петрухи и Клавки.

— Ваше отношение к этим героям повести. (Можете посовещаться, обсудить еще раз, если нужно поспорить, но четко нужно высказать свою точку зрения, подтвердить её аргументами из текста)

2-я группа давала оценку поступкам Андрея и Павла.

-Что вы можете сказать об их поступках, об отношении к родине, земле, памяти?

Учитель. – В чем смысл жизни по Распутину? А в чём видите смысл вы?

Здесь уместно привести слова Людмилы Татьяновой « Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? Делать людям хорошее – хорошеть самому ».

Учитель. – А сейчас я предлагаю вам провести наблюдение над лексикой повести В. Распутина.

— Чем она интересна?

-Как писателю удалось очень тонко подметить характерные приметы языка героев повести?

Большое обилие диалектов, историзмов, архаизмов. Много употреблено крылатых выражений, много слов, связанных с крестьянским бытом, народные приметы, много слов употреблено в переносном значении, большое количество слов, которые перешли в пассивный словарь.

Учитель.— Какую роль играют образы – символы в повести? Назовите их.

Учитель.— Велика роль пейзажных зарисовок в повести. Найдите их.

— Как они помогают понять внутренний мир героев, их поступки, поведение, красоту Сибири?

-Какие средства выразительности использует писатель при описании природы? Выразительно прочитайте их.

10.- Не только писатели , поэты восхищались природой Сибири, но и художники посвящали свои полотна этому замечательному краю.

— Я думаю, что репродукции картин известных художников расширят ваше представление о природе Сибири.

(Слайды об известных художниках Сибири. Репродукции их картин.)

Подведение итогов урока.

Завершая сегодняшний урок по повести В. Распутина «Прощание с Матерой», попытаемся для себя выделить главное: что дала нам встреча с Матерой? Заставила ли задуматься над вопросом нравственности, о бережном отношении к малой родине, Родине? Очень хорошо, что слова память, Родина, ценность, малая родина имеют для вас особое значение.

_ Спасибо вам, ребята, за урок, за то вы, что не остались равнодушными, за то, что имеете своё собственное мнение, уважаете мнение других. Пусть ваши мысли будут свежими, поступки — добрыми, сердца — горячими.

— Я хочу закончить урок стихотворением Станислава Куняева.

На родине, как в космосе, не счесть

Огня и леса, камня и простора,

Все не вместишь, не потому ли есть

У каждого из нас своя Матёра,

Своя Ока, где тянет холодок

В предзимний день от влаги загустевший,

Где под ногой ещё хрустит песок

Крупнозернистый и заиндевевший…

Прощай, Матера! Быть или не быть

Тебе в грядущей жизни человечьей –

Нам не решить, но нам не разлюбить

Твоей судьбы непостижимо вещей.

Я знаю, что необозрим народ,

Что в нем, как в море, света или муки,

Увы, не счесть…. Да будет ледоход,

Да будут после нас иные люди!

Прощай, матёра, боль моя, прощай,

Прости, что слов заветных не хватает,

Чтоб вымолвить все то, что, через край

Переливаясь, в синей бездне тает…

Домашнее задание. Первая группа: сочинение — миниатюра «Чем меня привлекла повесть Распутина «Прощание с Матерой?»

Вторая группа: Эссе «Над чем заставила меня задуматься повесть Распутина «Прощание с Матерой?»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here