Вульферт Ольга Александровна,
МКОУ «Куйбышевская СОШ»
Краснощёковского района
Алтайского края,
учитель русского языка и литературы
А.П.Чехов. «Хамелеон». В мастерской художника слова
-
Организационный момент
Сообщение темы, целей, задач урока (слайды 1-3).
Эпиграфами к нашему уроку могут служить слова М.Горького: «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно…» и слова А.П.Чехова: «Краткость – сестра таланта» (слайды 4-5).
-
Актуализация знаний учащихся
-
Что мы знаем по данной теме?
Учащиеся отвечают, что на прошлом уроке они обогатили свои знания о биографии А.П.Чехова, прочитали рассказ «Хамелеон».
-
Давайте проверим знания о биографии писателя.
-
В каком городе родился и провёл свои детство и юность А.П.Чехов? (Слайд 7)
-
Как называется подпись, которой авторы произведений заменяют свою настоящую фамилию? (Слайд 8)
-
Какие псевдонимы Чехова вы знаете? (Слайд 9)
-
Какие из данных утверждений верные, а какие – нет? (Слайд 10)
Комментарий учителя по первому утверждению: утверждение неверное. Чехов родился в XIX веке, в 1860 году.
Комментарий учителя по второму утверждению: утверждение верное. Рассказ «Хамелеон» был написан в 1884 году.
Комментарий учителя по третьему утверждению: утверждение верное. Чехов окончил медицинский факультет Московского университета и всегда считал себя врачом. Став известным писателем, Антон Павлович продолжал быть доктором, помогал каждому, кто нуждался во врачебной помощи, причём делал это бесплатно.
Комментарий учителя по четвёртому утверждению: утверждение верное.
Комментарий учителя по пятому утверждению: утверждение неверное. Хамелеон – это пресмыкающееся отряда ящериц.
-
Приглашаю вас в бюро литературных находок. Сюда попали отрывки из рассказов Чехова и иллюстрации к ним. Предлагаю вам угадать, из каких рассказов эти отрывки. (Слайды 11-15)
-
Работа с терминами «юмор» и «сатира» (слайд 16).
Комментарий учителя: юмор – это мягкий, добродушный смех, обличающий человеческие недостатки. Сатира – это злой, обличительный смех, с помощью которого писатель борется с общественными пороками.
«Хамелеон» — это рассказ юмористический или сатирический? (Сатирический.)
Какие юмористические рассказы хранятся в нашем бюро литературных находок? («Пересолил», «Лошадиная фамилия».)
Физкультминутка (слайд 17).
Если автор произведения Чехов, наклон вправо, не Чехов – наклон влево.
-
Работа с деформированным текстом.
Вставить в отрывки из рассказа пропущенные слова (слайды 18-21).
-
Изложение нового материала.
-
Беседа о смысле заглавия рассказа (слайды 23-24).
-
Беседа о композиции рассказа (слайды 25-27).
-
Что такое композиция художественного произведения?
-
Что такое экспозиция?
-
Что такое завязка?
-
Что такое кульминация?
-
Что такое развязка?
-
Что мы узнаём из экспозиции рассказа «Хамелеон»?
-
Проверка выполнения учащимися домашнего задания (выразительное чтение рассказа в лицах). (Слайд 28)
-
Изложение нового материала.
-
Беседа о роли детали в рассказе «Хамелеон» (слайды 29-31).
-
Что такое художественная деталь?
-
Назовите говорящие детали в рассказе «Хамелеон» и определите их роль.
Физкультминутка для глаз.
-
Слово учителя о секретах создания комического (слайды 33-34).
-
Подведение итогов учебного занятия.
-
Какое человеческое качество высмеивает А.П.Чехов? (Слайд 35)
-
Работа с термином стиль писателя, определение особенностей стиля А.П.Чехова (слайд 36-37).
-
Рефлексия.
Что нового узнали на уроке? (Слайд 38)
-
Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «Что вам показалось смешным в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»? (слайд 39)