Вульферт Ольга Александровна,

МКОУ «Куйбышевская СОШ»

Краснощёковского района

Алтайского края,

учитель русского языка и литературы

А.П.Чехов. «Хамелеон». В мастерской художника слова

  1. Организационный момент

Сообщение темы, целей, задач урока (слайды 1-3).

Эпиграфами к нашему уроку могут служить слова М.Горького: «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно…» и слова А.П.Чехова: «Краткость – сестра таланта» (слайды 4-5).

  1. Актуализация знаний учащихся

  1. Что мы знаем по данной теме?

Учащиеся отвечают, что на прошлом уроке они обогатили свои знания о биографии А.П.Чехова, прочитали рассказ «Хамелеон».

  1. Давайте проверим знания о биографии писателя.

  • В каком городе родился и провёл свои детство и юность А.П.Чехов? (Слайд 7)

  • Как называется подпись, которой авторы произведений заменяют свою настоящую фамилию? (Слайд 8)

  • Какие псевдонимы Чехова вы знаете? (Слайд 9)

  1. Какие из данных утверждений верные, а какие – нет? (Слайд 10)

Комментарий учителя по первому утверждению: утверждение неверное. Чехов родился в XIX веке, в 1860 году.

Комментарий учителя по второму утверждению: утверждение верное. Рассказ «Хамелеон» был написан в 1884 году.

Комментарий учителя по третьему утверждению: утверждение верное. Чехов окончил медицинский факультет Московского университета и всегда считал себя врачом. Став известным писателем, Антон Павлович продолжал быть доктором, помогал каждому, кто нуждался во врачебной помощи, причём делал это бесплатно.

Комментарий учителя по четвёртому утверждению: утверждение верное.

Комментарий учителя по пятому утверждению: утверждение неверное. Хамелеон – это пресмыкающееся отряда ящериц.

  1. Приглашаю вас в бюро литературных находок. Сюда попали отрывки из рассказов Чехова и иллюстрации к ним. Предлагаю вам угадать, из каких рассказов эти отрывки. (Слайды 11-15)

  1. Работа с терминами «юмор» и «сатира» (слайд 16).

Комментарий учителя: юмор – это мягкий, добродушный смех, обличающий человеческие недостатки. Сатира – это злой, обличительный смех, с помощью которого писатель борется с общественными пороками.

«Хамелеон» — это рассказ юмористический или сатирический? (Сатирический.)

Какие юмористические рассказы хранятся в нашем бюро литературных находок? («Пересолил», «Лошадиная фамилия».)

Физкультминутка (слайд 17).

Если автор произведения Чехов, наклон вправо, не Чехов – наклон влево.

  1. Работа с деформированным текстом.

Вставить в отрывки из рассказа пропущенные слова (слайды 18-21).

  1. Изложение нового материала.

  1. Беседа о смысле заглавия рассказа (слайды 23-24).

  1. Беседа о композиции рассказа (слайды 25-27).

  • Что такое композиция художественного произведения?

  • Что такое экспозиция?

  • Что такое завязка?

  • Что такое кульминация?

  • Что такое развязка?

  • Что мы узнаём из экспозиции рассказа «Хамелеон»?

  1. Проверка выполнения учащимися домашнего задания (выразительное чтение рассказа в лицах). (Слайд 28)

  1. Изложение нового материала.

  1. Беседа о роли детали в рассказе «Хамелеон» (слайды 29-31).

  • Что такое художественная деталь?

  • Назовите говорящие детали в рассказе «Хамелеон» и определите их роль.

Физкультминутка для глаз.

  1. Слово учителя о секретах создания комического (слайды 33-34).

  1. Подведение итогов учебного занятия.

  1. Какое человеческое качество высмеивает А.П.Чехов? (Слайд 35)

  2. Работа с термином стиль писателя, определение особенностей стиля А.П.Чехова (слайд 36-37).

  1. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? (Слайд 38)

  1. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «Что вам показалось смешным в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»? (слайд 39)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here