Литература. 9 класс.

Тема: Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792)

Комедия «Недоросль».» (2 часа)

Герои и события. Проблемы гражданственности. Нравственные проблемы.

Цели урока:

-знакомство с пьесой Фонвизина как произведением классицизма, показать обличительную силу ее, выход за рамки классицизма.

создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию

воспитание стремления быть понастоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедииНедоросль”, рабочие тетради по литературе, “Словарь литературоведческих терминов” (редакторы составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев)

Оформление доски: портрет писателя, тема урока, проблемы, словарь к теме.

Волшебный край. Там в стары годы,

Сатиры смелый Властелин, … Блистал Фонвизин, друг свободы…

А.С.Пушкин.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, цели.

1). Вступительное слово учителя.

Д.И.Фонвизин принадлежал к числу крупнейших русских писателей.

Лучшая его комедия «Недоросль» до сих пор не сходит со сцены, а имя одного из героев – Митрофана – давно уже стало нарицательным и обозначает ленивого, невежественного, грубого человека.

Творчество Фонвизина развивалось в тяжелое для России время.

Чем характеризуется жизнь русского общества 18 века?

2). Сообщение подготовленного ученика о бесправном положении крепостных крестьян, о вопиющих злоупотреблениях дворян, о произволе.

3)Беседа.

Давайте вспомним, каким жанром классицисты считали комедию?

Низким.

Почему?

Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти.

В 18 веке комедия была очень популярна. Из 334 театральных пьес, шедших на русской сцене во 2-1 половине 18 века , было 188 комедий, 52 трагедии, 39 драм, 32 комические оперы. Комедий было больше половины.

Почему?

Комедия была теснее связана с жизнью, могла реальнее отразить общественнополитические проблемы. Живая жизнь все больше проникала в произведения.

В среде вельмож, в придворном кругу Фонвизин видел чудовищное злоупотребление властью, взятки, обман, раболепие перед знатью и богатством.

Правящее сословие – дворянство – коснело во мраке невежества.

Простаковы и Скотинины растили своих детей Митрофанов. Молодые дворяне, прошедшие школу у фр. кучеров и парикмахеров, не имели понятия о национальном достоинстве. Погоня за иностранными модами разоряла помещичьи гнезда. В своих стихах этой поры Фонвизин высмеивает придворную лесть и подхалимство, сомневается в целесообразности существующего на земле порядка.

Он разоблачал корыстолюбие, дикость, невежество дворян, тем самым выступая против политики правительства.

Дополнение: в комедии «Недоросль» Фонвизин выводит на сцену представителей некультурного, развращенного помещичьей властью дворянства,

показывает, каким испорченным вырастает молодое поколение в этой среде и заявляет свой протест против засилья Скотининых.

4) Работа над пьесой.

Учитель: Вспомним особенности пьес 18 века.

А) чтение 1-4 явления д.1

— Как раскрываются в первых сценах характеры Простаковых,

Митрофана, Скотининых ? Как они ведут себя, как говорят?

Простакова: варварское отношение к простым людям, властолюбие,деспотизм, «слепо любит сына».

Скотинин: жестокий помещик, тупой грубиян.

Митрофан: избалованный и бессовестный.

— Где видна насмешка автора над ними?

явл. 4 – 2дрянь»

явл. 5 – свиньи

— Какая тема является главной в комедии Фонвизина «Недоросль»?

Учитель: Тема помещичьего произвола главная в пьесе.

В темном мирке Простаковых и Скотининых все человеческие чувства, сговоры, подчинены корысти, стяжательству, жажде наживы.

Б). Пересказать до конца первое действие.(1 группа учащихся)

Итак, соотношение сил меняется не в пользу Простаковой.

В). Кратко пересказать второе действие.(2 группа учащихся)

Выразительное чтение: явление 4.( Читают заранее подготовленные

ученики).

Г). Комментарий 3 действия, явление 1.(3 группа учащихся)

Разговор Правдина и Стародума знакомит нас с мировоззрением передовых дворян, остро критикующих век Екатерины Второй, ее праздных вельмож, невежественных помещиков-крепостников.

-Спокойные, мудрые, благожелательные беседы, которые ведут Стародум с Правдиным и Софьей, составляют резкий контраст с отвратительной сценой потасовки Простаковой и Скотинина.

Д). /Чтение явл.3, д 3/

-Что вас поражает в этой сцене?

/Полная утрата родственных чувств

Е) Речевые характеристики героев – большое достижение Фонвизина.

— Как говорит Простакова?

/Отрывисто, повелительно, переходит на крик, искажает слова,

оскорбляет окружающих, ласково — с сыном/

— Как говорит Стародум?

/Образован, выражения меткие и остроумные/

5.Обобщение.

Через всю комедию Фонвизина наряду с главной темой проходит тема

воспитания и обучения молодых дворян, которых глубоко волновала

драматурга. Фонвизин показывает, что воспитание, которое дает Простакова своему сыну, убивает в нем душу человеческую. Митрофан никого не любит, кроме себя, ни о чем не задумывается, с отвращением относится к учению и ждет только часа, когда станет хозяином имения и будет также, как и его матушка помыкать своими близкими и распоряжаться судьбами крепостных.

Приезд Стародуба заставляет Простакову приспосабливаться к его требованиям и менять свою тактику. Она прикидывается радушной гостеприимной хозяйкой дома, старается понравиться почтенному гостю. В разговоре с ним Простакова не упускает случая расхвалить и себя и Митрофана. В резких переходах от грубости и преувеличенной любезности сказываются коварство и лицемерие Простаковой. Даже ее обычно грубая речь становится приторно слащавой, когда она старается завоевать расположение Стародума: «Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд посмотреть , как он у нас выучен?». Но смехотворная ее попытка похвалиться «ученостью» сына терпит крах.

6.Прочитаем сцену «экзамен Митрофана» и дадим краткие пояснения к ней.

.(4 группа учащихся)

7.Затем перейдем к пересказу – анализу последних частей комедии, .(5 группа ) помогая учащимся понять, что цели Простаковых – Скотининых ничтожны и низменны /обогащения за счет страдания других людей/.

А положительные персонажи пьесы борются за торжество справедливости и подлинно человеческих чувств.

8.Под этим углом зрения рассматриваем дальнейшее движение сюжета и развитие конфликта пъесы.

9. Знаменательна последняя сцена(Д 5). Чтение, комментарий.

Простакова, потерпевшая поражение, обращается за сочувствием к сыну. Но Митрофан грубо отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка. Как навязалась…». На горестный вопль Простаковой : «Нет у меня сына.» – Стародум отвечает словами, полными глубокого смысла: «Вот злонравия достойные плоды.».

10.В итоге обзора комедии напоминаю, что согласно правилам классицизма, действующие лица сценического произведения подразделяются на «порочных» и «добродетельных», а в финале пьесы злые наказывались, добрые же торжествовали победу. У Фонвизина противопоставление «злых» и «добродетельных» — не только дань классицизму; в этом столкновении отражен глубокий социальный и нравственный конфликт передовой дворянской интеллигенции с реакционными помещиками – крепостниками. А концовка комедии? Это только мечта писателя, урок и внушение власть имущим.

И можно ли утверждать, что комедия кончается полным посрамлением порока?

Неизвестно, какие выводы сделает Митрофан из того наказания, которое постигло его мать. Да и Скотинину удается уйти от возмездия. И наконец, по словам крепостной няни Еремеевны, Простакова «очнется».

Страхом и горечью проникнуты эти слова забитой женщины.

11. Вопрос о реализме. Созданные Фонвизиным яркие, жизненно достоверные типы помещиков, правдивость, «потрясающая очевидность» изображения крепостничества, выход за рамки классицистических схем в обрисовке человеческих характеров, мастерское использование разговорной речи – все это говорит о том, что Фонвизин – один из предшественников реализма в русской литературе.

Комедия «Недоросль» была настоящим событием как литературного, так и общественного значения. В ней драматург преднамеренно заострил отрицательные образы, достигнув этим большой убедительности в обличении крепостничества. Сатирическое звучание комедии предваряет критическую направленность будущих произведений русской реалистической литературы.

Комедию Фонвизина ценили Пушкин, Гоголь, Белинский. За смешными ситуациями пьесы они увидели беспощадную сатиру на угнетателей народа. А сатира – это не «невинное зубоскальство веселеньких остроумцев», а «гроза духа, оскорбленного позором общества» /Белинский/

VII. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: «Кто страшней : Простакова или Митрофан

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here