МБОУ «Приуральская средняя общеобразовательная щкола Новоуральского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области»

Учебный проект по литературе (конспект)

Учитель русского языка и литературы: Гусева Влада Александровна

Класс: 6

Тема: «Длинные вещи» в рассказах А. П. Чехова»

Основополагающий вопрос: « О каких « длинных вещах» говорит Чехов в своих рассказах?»

Оборудование: презентация, иллюстрации учащихся, схема «ССК» (способы создания комического), термины.

Межпредметные связи: литература, русский язык, изобразительное искусство, драматургия, история.

Литература, интернет — ресурсы: Громов М.П. Чехов –М,1993

Чудаков А. П. Поэтика Чехова -М ,1971

Чехов в школе . Под ред. Бурдиной И. Ю.

-М, Дрофа, 2001

Сайт: http:// antonchekhov. ru

Сроки реализации: 1 неделя

Цель проекта:

— знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова;

-развитие навыка анализа художественного. текста через рассмотрение способов создания комического;

— формирование личностных качеств и нравственных ценностей учащихся.

Задачи:

— познакомить с краткой биографией писателя;

-изучить рассказ « Толстый и тонкий», используя при анализе схему «ССК»

-подготовить групповые презентации по рассказам А. Чехова ( внеклассное чтение);

— формировать личностные ориентиры.

План реализации

Первый этап. Подготовительный (внеурочный) -2ч.

Консультации. Формирование групп. Распределение ролей: «аналитик», «актер», «иллюстратор», « речевед». Выбор рассказов: 1гр.- «Лошадиная фамилия» ; 2гр. — «Пересолил»; 3гр.- « Толстый и тонкий»; 4гр.- «Беззащитное существо». Чтение рассказов осуществляется каждым учеником в период зимних каникул. Функция учителя: консультирующая и направляющая (анализ текста, инсценировка, ССК, иллюстрирование, подготовка презентации).

Второй этап . Деятельностный -1ч .

Урок по теме :« А. П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»».

Цель урока:

знакомство с биографией Чехова А. П. (коротко) и рассказом «Толстый и тонкий»;

-развитие навыков анализа худ. текста через рассмотрение способов СК (создания комического);

-формирование личностных качеств и нравственных ориентиров;

-развитие презентационных умений и речевых навыков.

Задачи урока:

познакомиться с биографией Чехова (кратко) и воспоминаниями о нем;

— проанализировать рассказ «Толстый и тонкий», доказывая тезис Чехова: «Умею коротко говорить о длинных вещах!»;

-рассмотреть способы СК, развивая понятие юмора;

-формировать личностные ориентиры.

Ход урока

1. Организационный этап. Цели ,задачи.

2. Повторение изученного ранее.

Актуализация: обращение к теме «Длинные вещи в рассказах А.П. Чехова»

3. Изучение нового материала .

а) Слово учителя о А.П.Чехове. Презентация

б) Чтение воспоминаний о Чехове (учебник).

в) Беседа о писателе.

-Какие рассказы читали? Что запомнили о писателе?

Повторение теории: юмор, сатира, ирония. Запись определения худ. деталь.

г) выразительное чтение рассказа «Толстый и тонкий» учителем.

д ) анализ рассказа (с учетом основополагающего вопроса проекта)

-беседа ( впечатления);

-чтение в лицах отрывков рассказа (прием антитезы);

-работа в группах (самостоятельно):

1гр. – вопр.1 с 302 учебника, аналитическая работа с текстом (несоответствие причины и следствия);

2гр.- вопр. 2 с.302 – аналитическая работа ( речь автора и персонажей, прием антитезы).

«Толстый»: «воскликнул», «облобызались», «восторженно глядя» —«поморщился», «стошнило»;

«Тонкий»: «изумился», «облобызались» — «побледнел, окаменел», «лицо искривилось», «захихикал…съеживаясь» и т.п.

3гр.- вопр.3 ,нарисовать словесные портреты героев, используя антитезу. Доказать текстом наличие приема.

4гр.- вопр.4, найти худ. детали в тексте (запах хереса и флердоранжа — от толстого , запах ветчины и кофейной гущи- от тонкого и др.

Работа со словарем ( толковый) С. И. Ожегова .Слова: «лютеранка», «коллежский асессор».

-презентация ответов групп. Вопросы групп друг другу.

е ) Подведение итогов урока .

Вывод по теме. Ответ на вопрос: «О каких длинных вещах говорит Чехов в рассказе?» Использование схемы

ж) Оценивание ответов. Рефлексия.

з) Домашнее задание: подготовка к уроку внеклассного чтения. Презентация групповой работы.

Третий этап. Презентация – 1ч.

Урок внеклассного чтения.

Тема: «Длинные вещи» в рассказах А.П. Чехова»

Цели:

— презентация рассказов , прочитанных учащимися;

-развитие навыка анализа худ. текста через рассмотрение способов создания комического, расширение понятия «юмор»,развитие речи учащихся, актерских способностей

— воспитание нравственных ценностей..

Задачи:

-презентовать групповую работу;

-повторить рассказ «Толстый и тонкий»;

-развивать умение самостоятельно анализировать худ. текст;

-развивать творческие способности и речь;

-формировать нравственные ценности.

Оформление: рисунки, слайды «Чехов. Иллюстрации к рассказам » ,схема «ССК», теоретические понятия.

Ход презентации

  1. Орг. момент. Цели задачи урока.

Анализ рассказов с учетом основополагающего вопроса через самостоятельно подготовленное выступление группы .

2.Презентация групповой работы.

Первая группа « Лошадиная фамилия»

План презентации

1.«Рассказ о рассказе»

2.Инсценирование отрывка.(поиск фамилии)

3.Ответы на вопросы

4.ССК: несоответствие причины ( болит зуб) — следствию (поиск фамилии, лечение по телеграфу); речь героев; портретные характеристики (невежда); художественная деталь- «прикладывал…табачную копоть …,скипидар…»

Вторая группа «Пересолил»

1.Аналитический рассказ ( «аналитик»).

2.Выразительное чтение монологов Смирнова.(трус делает из себя героя). Сопоставление чтения.

3.Работа со схемой «ССК»:

1)Причина- трусость Глеба. Следствие — испугать Клима.

2) Речевые характеристики: говорящие фамилии (деревня Гнилушки) и т.п.

3 )Портретные характеристики в речи.

4)Деталь (лошаденка «разбойника «…тощая с растопыренными ногами…»)

4.Ответы на вопросы групп

Третья группа. Рассказ «Толстый и тонкий»

План презентации

1.«Рассказ о рассказе». («аналитик»). ССК( встреча друзей- чинопочитание; речь до и после определения чина «толстого», портрет –антитеза, худ. деталь (сын с прищуренным глазом (хитрый), «Пожал 3 пальца» и т. п.

2.Инсценирование двух отрывков рассказа:

а ) встреча приятелей. Михаил и Порфирий

б ) встреча разных по статусу в обществе людей, с разным видением ситуации.

в ) ответы на вопросы

Четвертая группа «Беззащитное существо»

План презентации

  1. Рассказ о рассказе. ССК: выгнали с работы- идут в банк за компенсацией; антитеза в речи ( «пропела»- «взвизгнула»),портретная характеристика («говорящая» фамилия), деталь ( «похожая на большого навозного жука»).

  2. Инсценирование двух отрывков. Противопоставление «беззащитного существа» и Щукиной.

  3. Ответы на вопросы.

Выступление «иллюстраторов»

а ) презентация рисунков по рассказам.

б) вопросы к иллюстраторам.

в) показ слайдов «Иллюстрации к рассказам А. П. Чехова». Работа со словарем по истории искусства 20 века (толкование «Кукрыниксы»: творческая группа художников, графиков ( М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов).

4. Подведение итогов проекта. Обращение к словам Чехова: «Умею коротко говорить о длинных вещах

Рефлексия : О каких важных для меня вещах узнал я из рассказов Чехова?

5.Оценивание. Самооценка учащихся, руководителя групп, учителя.

6. Домашнее задание: написать юмористический рассказ, используя способы создания комического. Ответить на вопросы интернет-

-кроссворда, подобранного учеником (рассказ «Пересолил»).

Критерии оценивания проекта:

-знание биографических сведений о А. П. Чехове и содержания рассказов;

-умение анализировать рассказ с позиций основополагающего вопроса через рассмотрение способов создания комического;

-знание теоретических понятий;

— умение творчески интерпретировать текст ( инсценирование, иллюстрирование);

-развитие речи и уровня презентационных умений.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here