Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №65»
Конспект урока по литературе для 6 класса
Тема: «Календарно-обрядовый фольклор».
Урок разработала
Майорова Тамара Викторовна
учитель русского языка
и литературы
Кемерово 2013
Тема: «Календарно-обрядовый фольклор».
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .
Цель:
Знакомство учащихся с понятием «календарно-обрядовый фольклор»
Задачи:
-
раскрыть основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия.
-
Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией.
-
Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
(слайд 2)
Ход урока:
1.Организационный момент.
Постановка целей урока, запись даты, темы в рабочих тетрадях.
2.Слово учителя:
До возникновения
. (слайд 4)
4.Групповая работа. Каждая группа изучает свой фрагмент статьи учебника «Календарно-обрядовые песни» и работает по общему плану: 1.Какой праздник сопровождался исполнением данных обрядовых песен? 2.Какие обряды при этом совершались? С какой целью? 3.Выразительное чтение песен, сопровождающих данный обряд. 1-я группа. ( материал работы группы в приложении) Зимние праздники –Колядки (слайд 5) 2 группа. ( материал работы группы в приложении) Масленица (слайд 6) 3 группа. ( материал работы группы в приложении) Весенние праздники. (слайд 7) 4 группа. ( материал работы группы в приложении) Летние праздники . (слайд 8-9) 5 группа. ( материал работы группы в приложении) Осенние праздники . (слайд 10) Слово учителя: Итак, календарная поэзия — это художественное обобщение трудового опыта крестьянина — земледельца.
Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией. (слайд 11) 5.Подведение итогов урока: После чтения песен проводится беседа по вопросам. — Какой фольклор называется обрядовым? — Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми? — Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен? — Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? — Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах? ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК.
6.Домашнее задание.
Приложение 1 группа. Главный зимний языческий праздник — Коляда, совместившийся позже со Святками. Слово “коляда” родственно слову “calare” (лат.) — выкликать. Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники связаны с зимним солнцестоянием – одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря – сочельник, и сопровождалось праздничным обходом домов соседей с пением песенок-колядок, в которых славились хозяева с пожеланиями добра, здоровья и благополучия. В качестве благодарности хозяева должны были одарить гостей гостинцами. Веселая молодежная компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду, появившуюся на небе в момент рождения Иисуса Христа. Древняя вера человека в существование сверхъестественных сил порождала необходимость их изображения в песнях. “Заклинательные”, магические песни, исполняемые на Коляду, назывались колядками. Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста;
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того! Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение — признак полноты дома. Колядка — песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков. Композиция колядок проста: формула прихода праздника, потом — формула поиска дома, его описания (с преувеличением), формула восхваления хозяев, просьба и в финале — пожелание или угроза. 2 группа Масленичные песни – исполнялись
во время Масленицы. Масленица — праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой. Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Поэтому на Масленицу катались на лошадях вокруг села, носили на шестах горящие колеса (символ солнца), главную роль на праздничном столе отводили блинам (изображению солнечного диска). На масленичном костре сжигали Масленицу — соломенное чучело. Проводы-похороны сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действием. Смех должен был утвердить жизнь, весну, тепло. “В праздничную неделю старались как можно больше съесть и выпить. По пословице, надо «есть до икоты, пить до перхоты», петь до надсады, плясать до упаду”. Комичен в народном представлении и образ Масленицы: “широкорожая”, “курносая”, “кривошеея”, “голошеея”, “кургузая” баба, грязнуля, обжора (“блиноеда”, “полизуха”), забияка (“колотуха”), воровка (“обируха”), врунья (“обмануха”), “которую ждут. Масленница изображалась в песнях как богатая, красивая и щедрая гостья, которую народ встречал с радостью и весельем:
Наша масленница годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешая к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает,
Чтоб коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.
Исполнители масленичных обрядов своеобразно «заклинали солнце» и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее «разгорание».Традиционными стали катание «по солнцу», по кругу и устойчивый обычай печения и поедания блинов, круглая форма которых была как бы символическим «знаком» солнца.
Обряды проводов масленицы сопровождались традиционными песнями. В одних — обращались с просьбами подольше не уходить:
А мы свою маслену провожали,
Тяжко — важко да по ней вздыхали:
-А масляна, масляна, воротися,
До самого великого дня протянися!
В других — выражение любви к масленице сменялось проявлением радости, что её проводили:
А мы свою маслену прокатили,
В ямочку закопали,
Лежи, масленица, до налетья…
Масляница — мокрохвостка!
Поезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
3 группа. Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера. Главный весенний жанр — веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой. Синицы, синицы, Принесите по спице! Канарейки, канарейки! Принесите по швейке! Четочки, чечёточки, Принесите по щеточке! Тогда утки дуйте в дудки, тараканы – в барабаны. Радостно встречаемая весна должна была принести свои дары — богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах.
-Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!
Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костёр, который символизировал весеннее «разгоранье» и водили вокруг него хоровод.
4 группа. Летние праздники – открывались широким праздником Троицы. Яркой и поэтичной была троица — седьмое воскресенье после пасхи. Это время в народе называлось «русальной» неделей или «зелёными святками». Этот праздник отмечал расцвет природы. Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами, а чаще — свежими березовыми ветками. Центром праздника была берёзка, которую «завивали» и «развивали». Берёзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу:
Завивайся, берёзонька,
Завивайся, кудрявая!
Мы пришли к тебе, приехали,
С вареницами, со яишницами,
С пирогами со пшеничными!
Завитую и украшенную «берёзку» срубали и носили по деревне. Если «завивали берёзки» в лесу, то к этому присоединялся обряд «кумовства»: девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились «кумами». День Ивана Купалы — кульминация земельного годичного круга — ночь на 25 июля. Сводился к обрядовой подготовке людей к близкой жатве, к сбору
урожая. В его честь производились, главным образом два традиционных обряда: купание и прыганье через костёр ( очистительные обряды ). Купала представляется живым существом то мужского, то женского пола. Он ходит по сёлам, как поётся в песнях, и приносят людям радость. Основная цель купальских обрядов — отогнать злых духов, чтобы они не испортили урожай перед жатвой. Средствами для этого служат огни и костры. Молодёжь ночь накануне Купалы проводила в поле. Купальские обряды включают в себя и гадание по венкам. В купальскую ночь собирают целебные травы и ищут клады (цветёт папоротник).
А на Купалу
Рано солнце играло.
Рано солнце
Играло на добрые годы,
На добрые годы,
На щедрые росы,
На щедрые росы, На хлебные урожаи.
5 группа. Осенние праздники Жатва, сенокос. В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Во время сбора урожая пели житные песни .
В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа «именинника» или снопа — «деда». Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. А также «живой матке» — колосу или колосьям с особенно крупными зёрнами. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки.
Восстановить плодородие почвы помогал обряд «завивание бороды козлу». «Козёл упоминался только символически, как олицетворение плодородия. Последняя ещё не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на корню в сноп, а в середину этой завязанной «бороды козла» клалось угощение — краюшка хлеба с солью. Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые! Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.
Источники: Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия / Сост. К. Чистов, Б. Чистова. — Л., 1984; Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. — М., 1982; Поэзия крестьянских праздников. — Л., 1970; Коринфский А.А. Народная Русь. М., 1995. Русские народные песни. М., 1988. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М.Забылиным. М., 1989 (репринтное издание). Русская народная словесность // Книга для чтения в 5–9-х классах гимназий, лицеев и школ с углублённым изучением гуманитарных предметов / Авт.-сост. Н.Н. Костанян. М., 1994.