Урок по литературному чтению
Г.Х.АНДЕРСЕН « РУСАЛОЧКА»
Подготовила и провела:
Иванова О.В.
Цели урока:
образовательные: совершенствовать умение говорить по теме в монологической и диалогической речи, систематизировать учебный материал; расширение кругозора детей о жизни Г.Х.Андерсена,актуализировать литературоведческие термины: пейзаж, эпитет, сравнение
развивающие: развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность, наблюдательность, кругозор, память учащихся, умение работать с книгой, развивать интерес культуре других народов;
воспитательные: воспитывать честность, смелость, доброту, чувство товарищества и взаимопомощи, внимательное отношение друг к другу, умение прислушиваться к мнению одноклассников, поддерживать интерес к чтению.
Оборудование : учебник « Родная речь» Л.Ф.Климановой, презентация, таблица,
тест; тетрадь по литературному чтению
Ход урока
1.Организационный момент
Сегодня на уроке литературного чтения мы должны особенно постараться и показать все наши знания.
2. Актуализация опорных знаний
… Сказками увенчан, как цветами.
Строк его вкушаем благодать.
Наши папы, бабушки и мамы
Брали сказки в детскую кровать.
Открываю том его прекрасный
В поле, в доме, в школе и в лесу…
Сказок его радужные краски
Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!
А. Трофимов
-О ком написал свои строки поэт? (Об Андерсене)
Но кто это — Г.Х.Андерсен, что он за человек, когда родился и где жил?
Да. Г.К.Андерсен много писал для детей и для взрослых.
— Над каким произведением Андерсена мы работали на предыдущих уроках?
( Сказкой Андерсена « Русалочка»)
3.Сообщение цели и задач урока.
Сегодня мы заканчиваем работу над произведением Г.Х.Андерсена «Русалочка» и тема нашего урока «Анализ сказки Г.К.Андерсена «Русалочка».
4.Работа над сказкой «Русалочка»
Что такое АНАЛИЗ? (толковый словарь С.И.Ожегова )
АНАЛИЗ- всесторонний разбор, рассмотрение.
Я прошу вас дать характеристику этому произведению (сказка, авторская, зарубежная, волшебная).
Закройте глаза и мы совершим путешествие в самое глубокое место подводного мира, где стоит коралловый дворец морского царя. (МУЗЫКА)
Вот мы и на месте. Открывайте глаза. Скажите, кто вам понравился из морских обитателей больше, почему ?
— Составьте словесный портрет героя. (объясните значение выражения – СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ. )
(Толковый словарь С.И.Ожегова )
СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ — художественное изображение, образ литературного героя.
-Скажите, кто главный герой сказки?
Русалочка
Составим словесный портрет русалочки принца.
Самая младшая из шести сестер, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Ее волосы были подобно длинной серебристо-белой вуали, длинные и густые. У нее было прелестное лицо, чудная плавная походка.
Никого из сестер так не тянуло на поверхность, как самую младшую тихую, задумчивую русалочку. Русалочка любила кататься на волнах, когда начиналась буря.
Русалочка пела лучше всех, такого прекрасного голоса не было ни у кого из людей. Она так любила принца, что навсегда рассталась со своим голосом, только чтобы быть возле него.
Принц
Как считала русалочка, красивее всех был молодой принц с большими черными глазами. Ему было не больше 16 лет. Он пожимал всем руки и улыбался.
У принца были прекрасные волосы, которые прикрывали его высокий красивый лоб.
Принц очень любил гулять при свете месяца один-одинешенек, кататься с музыкантами на своей нарядной лодке, украшенной развевающимися флагами.
Люди говорили о нем только хорошее.
— Как можно разделить жизнь Русалочки?
подводный мир земной мир
— С кем живёт Русалочка в подводном мире?
Жила с отцом, бабушкой, сёстрами, принцессами
— Какой она была из сестёр?
Самая младшая , милее всех
— Что особенного было у русалочки, впрочем как и у остальных?
Вместо ног хвост, как у рыб.
— О чём мечтала Русалочка, о чём думала?
Тянуло на поверхность
— Когда она впервые поднялась на поверхность?
Поднялась на поверхность в 15 лет
— Что и кого она увидела, когда подняла голову над водой?
— Что произошло во время бури?
Во время бури спасла молодого принца
— Как это было?
— Изменилась ли Русалочка после этого события?
Стала ещё тише, ещё задумчивее, чем прежде.
Приплывала ко дворцу каждый вечер или каждую ночь
— Зачем?
Всё сильнее тянуло к людям
Полюбила принца больше , чем отца и мать.
— Каким ещё прекрасным качеством обладала Русалочка?
Пела лучше всех
— Что говорит о силе, о глубине чувства Русалочки к принцу?
— Как она сама об этом говорит?
Пошла бы на всё – только бы быть с принцем.
— Итак, на что пошла Русалочка?
Отдала свой чудный голос, стала немая.
— Как это произошло? Что чувствовала Русалочка по дороге к ведьме? Почему не вернулась назад?
Покинула отцовский дом навсегда. (простилась со своей подводной жизнью)
— Что испытала Русалочка, когда покидала свой родной дом?
Терпеливо переносила боль.
— Кем стала Русалочка во дворце принца?
Стала первой красавицей при дворе.
— Любил ли принц Русалочку?
Он любил её как милое, доброе дитя. Ему было хорошо с ней, он привязывался к Русалочке всё больше и больше
— Мог ли принц жениться на Русалочке? Почему?
Он даже не думал об этом, он искал девушку, которая спасла ему жизнь
-Почему не выполнила наказ сестёр, что её остановило?
Не смогла убить принца.
Сформулируйте проблему сказки. Какие вопросы взволновали вас после чтения.
Найдите в тексте ключевые слова в которых выражены главные мотивы проблемы, идеи произведения.
« Я принадлежу ему всем сердцем, всеми своими помыслами, ему бы я охотно вручила счастье всей моей жизни!»
« На всё бы я пошла – только бы мне быть с ним»
Ещё один нравственный урок преподнес в сказке автор. К какому выводу подталкивает нас поступок русалочки на корабле?
Надо уметь прощать других людей, понимать и прощать их слабости и ошибки, а самые высокие требования предъявлять прежде всего к себе.
Какова главная причина смерти русалочки?
1.Гибель русалочки из-за людской черствости и бездушия.
2.В своей смерти русалочка виновата сама, т.к. за все надо платить.
Какое волшебное превращение происходит в конце сказки и принесет ли оно счастье русалочке? Ответ подкрепите цитатами из текста.
Тело расплылось пеной. Морская пена превращается в облачко. «Мы летаем повсюду и всем стараемся принести радость…Там ты обретешь любовь и счастье, каких не нашла на земле».Она вознеслась вместе с другими детьми воздуха к розовым облакам, плававшим в небе.
4.1 Художественные особенности пейзажа в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка».
«Цветные» слова:
вода — синяя-синяя, прозрачная- прозрачная;
песок – белый;
жемчужины – сияющие;
цветы –невиданные;
окна – чистый янтарь;
Эпитеты:
деревья — невиданные
окна — высокие стрельчатые
стебли – гибкие;
дно – голое;
солнце — ясное
Сравнения:
вода, как лепестки самых красивых васильков; как самое чистое стекло;
рыбы, как птицы в воздухе у нас наверху;
Сделайте вывод, восполнив предложения:
Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, _________________, _________________. Он помогает читателю ________________________________________________________________, перенестись мысленно в ______________________________________________________________
Пейзаж с его красотой, ________________________, ________________________ соответствует ____________________, _____________________ настроению, царящему в доме морского царя.
(пейзаж не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме. Давайте прочитаем этот отрывок и сопоставим его с предыдущим. )
4.2Заполните таблицу примерами. Найдите конкретные предметы, описание которых противопоставлено.
| Жилище ведьмы | |
Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы… |
Морское дно |
? |
?
|
сад | Вместо деревьев и кустов в нем росли полипы – полуживотные-полурастения, похожие на стоглавых змей… |
В самом глубоком месте стоит дворец морского царя – стены его из кораллов… |
дом |
? |
5.Закрепление.
1.Общие выводы по сказке.
—Понравился ли конец сказки? Почему не понравился?
(Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем)
— Как бы вам хотелось закончить сказку?
— А отношение автора к случившемуся вы почувствовали?
(Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки)
— Виноват ли кто-нибудь в том, что мечты Русалочки не сбылись?
(Нет, принц хороший, но полюбил другую)
2.Работа над лексическим значением слова.
— Как вы поняли лексическое значение слова любить?
ЛЮБИТЬ — (выслушиваются мнения детей)
* заботиться,
* внимательно относиться к окружающим,
* быть готовым к самопожертвованию
— Что это значит?
(Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека)
— О какой любви говорит автор в этой сказке?
(девушки к юноше)
— Кого ещё может связывать чувство любви?
(детей и родителей, человека и родного дома, человека и животных, человека и природу, человека и Родину).
6. Тест
-
Главный герой сказки
А) Принц Б) Русалочка В) Ведьма
-
Сколько лет исполнилось русалочке, когда она первый раз поднялась на поверхность
А) 17 Б) 13 В) 15
-
Принц жил
А) Во дворце из светло-желтого камня
Б) В маленькой хижине на берегу моря
В) В огромном замке
-
Как принц называл русалочку
А) Принцессой Б) Рыбкой В) Найденышем
-
Чем закончилась сказка
А) Принц женился на русалочке
Б) Русалочка разлюбила принца
В) Русалочка погибла
-
Во что превратилась русалочка
А) В лягушку Б) В морскую пену В) В камень
-
Главная мысль сказки
А) О любви Б) О желании выйти на сушу В) О ревности
7.Оценивание ответов.
8. Итог урока
Какова главная мысль этой сказки (О любви)
Чему учит нас эта сказка (Дорожить любовью, дружбой близкого человека; помогать человеку в беде; быть добрым, отзывчивым .)
9. Домашнее задание
Свои варианты окончания сказки.
ТЕСТ .СКАЗКА « РУСАЛОЧКА»
-
Главный герой сказки
А) Принц Б) Русалочка В) Ведьма
-
Сколько лет исполнилось русалочке, когда она первый раз поднялась на поверхность
А) 17 Б) 13 В) 15
-
Принц жил
А) Во дворце из светло-желтого камня
Б) В маленькой хижине на берегу моря
В) В огромном замке
-
Как принц называл русалочку
А) Принцессой Б) Рыбкой В) Найденышем
-
Чем закончилась сказка
А) Принц женился на русалочке
Б) Русалочка разлюбила принца
В) Русалочка погибла
-
Во что превратилась русалочка
А) В лягушку Б) В морскую пену В) В камень
-
Главная мысль сказки
А) О любви Б) О желании выйти на сушу В) О ревности
—