Литературно-музыкальная композиция

История одной любви. Марина Цветаева и Сергей Эфрон»

Цель: расширить знания учащихся о жизни и творчестве Марины Цветаевой;

через дневниковые записи, письма, воспоминания современников показать „нежную, тонкую, поэтическую душу» Марины Цветаевой, которая раскрылась в любви к Сергею Эфрону: познакомить учащихся с историей красивой, трагической любви поэтессы и Сергея Эфрона.

Оборудование: портреты Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, аудиозаписи песен на стихи Марины Цветаевой, „Лунная соната» Бетховена, песни в исполнении Ж.Бечевской, А.Розенбаума.

Литература: „Ариадна Эфрон о Марине Цветаевой». М — „Советский писатель» 1989 г.; сборники стихов Марины Цветаевой; [Марина Цветаева и Сергей Эфрон] /Дмитрий Шеваров // Комсомольская правда. — 1993. — 11 июня.

Оформление: на столе портреты Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, букет из листьев клена и рябины, подсвечник.

Ход урока:

Чтец: „ Кто создан из камня, кто создан из глины … «

Вступительное слово учителя (на фоне „Лунной сонаты» Бетховена).

Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Тем более о таком поэте, как Марина Цветаева. Она принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех, живущих в ней. Цветаева была хорошо знакома с Б.Пастернаком, А.Блоком, М.Горьким, В.Маяковским, М.Волошиным.

Но был в ее жизни человек, о котором принято говорить вскользь, и его образ меркнет рядом с образом Марины Цветаевой. Это был человек, которого Марина любила всю жизнь, и не просто любила, а боготворила. Она посвятила ему свои лучшие стихи.

Они родились в один день, с разницей в один год. Она старше, он младше. Она была Поэтом. Кем был он?

Долгие годы во всем, что писали о ней, его вовсе не было. И впору было подумать: а был ли он на свете, не придумала ли она его себе таким — с огромными глазами?

Он был. Говорят, он был человеком одаренным, как и дочь Ариадна, сын Георгий, в чем-то слабым, в чем-то сильным. Но от рождения он был неудачником и осознавал это. Он метался в поисках самого себя и так и не нашел своего подлинного призвания в жизни.

Но, наверное, самой главной удачей в его жизни была встреча с Мариной Цветаевой и ее любовь к нему.

Их любовь была сильнее двух войн, двух революций и сотен разлук.

С, Эфрон. „В своем дневнике С.Эфрон писал: „Говорят, дневники пишут только очень одинокие люди. Я чувствую себя одиноким, несмотря на окружающую меня любовь. Одинок я, мои самые сокровенные мысли, мое понимание жизни людей. Мне кажется, что никто так не понимает окружающее, как я. Кажется, все грубы, все чего — нибудь да не видят, самого главного не чувствуют. Как странно, что мы себя не можем представить вне нас. То внешнее, то странное и смешное, что замечаем в других, не замечаем в себе».

1. Ведущий: Одиночество это разомкнула только Марина. Их познакомил Максимилиан Волошин. Через много лет М.Цветаева писала ему: „Спасибо тебе, Макс, за Сережу — за1911 год. Коктебель 1911 год счастливый год в моей жизни». (Портрет М.Волошина)
Они встретились — 17-летний и 18-летняя 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой
галькой коктебельском волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал ей помогать —
красивый, грустный, кроткий, простой юноша с поразительными, огромными, в пол — лица
глазами

Есть такие голоса,

Что смолкаешь, им не вторя. Что предвидишь чудеса. Есть огромные глаза Цвета моря.

На экране фото С. Эфрона 1911 год.

М. Цветаева: „Заглянув в них и все прочтя наперед, я загадала: если он подойдет и подарит мне

сердолик, я выйду за него замуж. Конечно, сердолик он этот нашел сразу, на ошупь, ибо не

отрывал своих серых глаз от моих зеленых — и вложил мне его в ладонь, изнутри освещенный

крупный камень, который я хранила всю жизнь».

Музыка стихает.

Чтец: Ждут нас пыльные дороги,

Шалаши на час

И звериные берлоги

И старинные чертоги…

Милый, милый, мы, как боги;

Целый мир для нас!

Всюду дома мы на свете,

Все зовя своим.

В шалаше, где чинят сети,

На сияющем паркете..

Милый, милый, мы, как дети:

Целый мир двоим!

Солнце жжет — на север с юга,

Или на луну!

Им очаг и бремя плуга,

Нам простор и зелень луга.

Милый, милый, друг у друга

Мы навек в плену.

2. Ведущий: Обвенчались Сергей и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным и их жизни периодом бестревожного счастья. Сергей женился на Марине будучи гимназистом. Уже родилась дочь Аля, а он сдавал экстерном экзамены за 8-й класс. Муж — гимназист!» Но иронизировать мог лишь чужой, кто не знал, что перетерпел, перечувствовал это худенький юноша к своим 17, когда он встретил Марину.

С. Эфрон; „Моя мать — Елизавета Петровна Дурново из дворянского рода. Еще в ранней юности она стала членом Т Интернационала и твердо определила свой жизненный путь — в революцию. В 1905 г она была арестована, ей угрожала каторга. Но отцу Якову Константиновичу удалось больную и измученную жену вызволить из тюрьмы и отправить за границу. В 15 лет я лишился отца, тоже изгнанника — эмигранта. В 16 лет в один день потерял мать и братишку. Они покончили собой. 10 лет спустя я нашел их могилы на монмартрском кладбище, а после моего отъезда домой Марина поставила памятники родным, которых она никогда не видела.

Музыка Бетховен ..Лунная соната»

На экране фото Ариадны Эфрон и Мариной Цветаевой.

М. Цветаева: „Аля — Ариадна Эфрон — родилась 5 сентября 1912- года в половине шестого под звон колоколов.

Девочка — царица бала!

Или схимница — Бог весть!

Сколько времени? — Светало.

Кто — то мне ответил: — шесть.

Чтобы тихая в печали,

Чтобы нежная росла, —

Девочку мою встречали

Ранние колокола.

Я назвала ее Ариадна, в честь греческой богини, которая дала Тезею клубок ниток, он помог ему выйти из лабиринта, — вопреки Сереже, который любит имена простые, друзьям, которые находят, что это салонно, назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью». На экране фото М.Ц. 1913 года.

2. Ведущий: 1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой ее друзья, любимый человек, крохотная дочь Аля. Сестра поэтессы рассказывает: ,,Это было время расцвета марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, ее золотоволосая голова, пушистая, с вьющимся у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что — то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей ею нелюбимой наружности. Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее — во внутреннем». Недолго длилась эта счастливая пора. Началась первая мировая война Музыка стихает.

Чтец:. „Белое солнце и низкие, низкие тучи..»

М. Цветаева: „1914 год. Сережа студент 1 курса Московского университета отправляется на фронте санитарным поездом в качестве брата милосердия.

Сегодня ночью я одна в ночи -Бессонная, бездонная черница! -Сегодня ночью у меня ключи От всех ворот единственной столицы! Бессонница меня толкнула в путь О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мои! -Сегодня ночью я целую в грудь — Всю круглую. Воющую землю!..»

1. Вед уший: Надо жить. Надо ждать. Муж на фронте. Возит раненых, рвется в бой, но медкомиссии признают его негодным к строевой службе по состоянию здоровья. Ему наконец удается поступить в юнкерское училище. Это играет роковую роль в его дальнейшей судьбе. Превратно понятные им идеи товарищества, верности присяге, вскоре возникшее чувство обреченности „белого движения» уводят его самым скорбным, ошибочным и тернистым в мире путем, через Галлиополи и Константинополь — в Чехию и Францию, в стан живых призраков -людей без подданства, без гражданства, без настоящего и будущего.

Песня Ж. Бичевской „Все теперь против нас «

На экране фото С. Э. в юнкерской форме.

2.Ведуший: Марина Цветаева — Сергею. 11 декабря. 1917 года. Он — в Коктебеле, она — в Москве.

М. Цветаева: Я душою, Вам скоро можно будет возвращаться в Москву, переждите несколько времени, это вернее. Конечно, я знаю, как это скучно — и хуже! — но я очень, очень прошу Вас. Я не преуменьшаю Вашего душевного состояния, я все знаю, но я так боюсь за Вас, тем более, что в моем доме находится сейчас одна мерзость… Очень Вас люблю.”

1.Ведущий: Вот так, на „Вы» они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях — но на „Вы». На высоте, однажды взятой и удержанной вопреки всему. В этом „Вы» была не отчужденность, а гордость суверенностью ближнего, уважение к его сложности. Чем ближе люди в своей повседневной бытности, тем тщательнее должна быть отделка их отношений. Цветаева была на „ты» с Пастернаком, он был далеко. Сережа был вечно рядом, а поэтому только „Вы».

Чтец: „Я с вызовом ношу его кольцо!». Песня „Генералам 12 года».

1.Ведущий: В годы гражданской войны связь между Марины Цветаевой и Сергеем Эфроном оборвалась почти полностью. Послушаем их письма.

Музыка „Лунная соната «

М. Цветаева: „Если вы живы, если мне суждено еще раз с вами увидеться, — слушайте! Когда я Вам пишу. Вы — есть, раз я Вам пишу! Если Бог сделает чудо — оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака…

Горло сжато, точно пальцами. Все время оттягиваю ворот. Сереженька. Я написала Ваше имя и не могу писать дальше».

С. Эфрон: „Мой милый друг, Мариночка, сегодня получил письмо от Ильи Эренбурга, что вы живы и здоровы. Прочитав письмо, я пробродил весь день по городу, обезумев от радости. Что мне писать Вам? С чего начать? Нужно Вам сказать много, а я разучился не только писать, но и говорить. Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни. Живите! Я ничего от Вас не буду требовать — мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы. Берегите себя, заклинаю Вас… Храни Вас Бог. Ваш Сергей».

М.Цветаева: ,.С сегодняшнего дня — жизнь. Впервые живу. Мой Сереженька! Если от счастья не умирают, то во всяком случае — каменеют. Только что получила Ваше письмо. Закаменела. Не знаю с чего начать: то, чем и кончу: моя любовь к Вам».

С.Эфрон: „День, в который я Вас не видел, день, который я провел не вместе с Вами, я считаю потерянным».

2.Ведущий: Наиболее трудным для Марины оказался 1919-й год, запомнившийся „самым черным, самым чумным, самым смертным».

М. Цветаева: „Живу вместе с Алей и Ириной (Але — 6 лет, Ирине — 2 года) в Борисоглебском переулке, против двух деревьев, в чердачной комнате, бывшей Сережиной. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля… весь запас. 2 марта 1920 года от голода в сиротском приюте умирает младшая дочь Ирина». На экране фото Ариадны и Ирины.

Чтец „Две руки легко опущены...»

l.Ведущий: В 1921 г. Илья Эренбург, уехавший за границу, разыскал Сергея Эфрона в Праге. Он написал об этом Марине. Она воспрянула духом и начала хлопотать о заграничном паспорте.

Чтец: „Два дерева ходят друг к другу»

2.Ведущий: Дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон вспоминает:

Последний день в Москве. Царил унылый предотъездовский хаос. Багаж наш — сундучок с рукописями, чемодан. Когда проезжали белую церковку Бориса и Глеба, Марина сказала:,, Перекрестись, Аля!» — и перекрестилась сама. Так и крестились всю дорогу на каждую церковь, прощаясь с Москвой. Так мы и уехали из Москвы быстро, неприметно, словно вдруг сойдя на нет». Еще одна страница из дневника Ариадны Эфрон:

И тут мы услышали Сережин голос „Марина! Марина!» Откуда — то с другого конца площади бежал, маша нам рукой, высокий, худой человек, Сережа обнял Марину, медленно раскрывшую ему навстречу руки, словно оцепеневшие. Долго, долго стояли они намертво обнявшись, и только потом стали медленно вытирать друг другу ладонями щеки, мокрые от слез». Так они встретились на берлинской привокзальной площади в майский день 1922 г. Так нач&1ась эмигрантская жизнь Марины и Сергея, которая длилась долгих 17 лет.

Чтец: „Не похорошела за годы разлуки…»

С. Эфрон: „В эмиграции я болел ностальгией. Я чувствовал какой — то рок в том. что, как и мои родители, был выброшен из России и обречен умереть нищим на парижской окраине. С „белыми» идеалами я расстался в те дни, когда Марина воспевала белую гвардию и молилась за нее в стихах из „Лебединого стана».

Арианда: „Помню один разговор между родителями вскоре после нашего приезда за границeй :

  • И все же не совсем так, Мариночка, — сказал отец с великой мукой в прекрасных глазах,
    выслушав несколько стихотворений из „Лебединого стана».

  • Что же было?

— Была братоубийственная и самоубийственная война, которую мы вели, не поддержанные
народом, было незнание, непонимание нами народа, во имя которого, нам казалось, мы воевали .

  • Но как же вы, Сереженька?

  • А вот так: представьте себе — все лезут в вагон, отпихивая друг друга… Втянули и тебя, третий
    звонок, поезд трогается — минутное облегчение, но вдруг сознаешь со смертным ужасом, что в
    роковой суете попал — впрочем, вместе со многими! — не в тот поезд, что твой состав ушел с
    другого пути, что обратного хода нет — рельсы разобраны. Обратно в Россию, Мариночка, можно
    только пешком — по шпалам — всю жизнь».

Вскоре после этого разговора был написан „Рассвет на рельсах».

Чтец: „Рассвет на рельсах»

1 Ведущий: Биографическая справка о пребывание в эмиграции.

— Берлин

Недолго

  • Прага

  • 3 года

  • Париж

  • За 7 лет Франции я бесконечно остыла сердцем. Париж мне душевно ничего не дал.

  • Вешнегоры

  • Не Прага, даже деревня, душное

Слезы, не проливающиеся, в счет не идущие.

Как билась в своем плену.

От скрученности и скрюченности…

И к имени моему

Марина — прибавьте: мученица.

Сын мой Георгий родился 1 декабря 1925 г. в полдень в снежный вихрь. Буду любить его, каким

бы ни был: за красоту, не за сходство, а за то, что он есть.

  • Макропсы, Медон, Кламар, Ванв.

  • Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете. Моя неудача в эмиграции в том, что
    я не эмигрант по духу, т.е. по воздуху, по размаху — там, туда, оттуда.. Мой читатель, несомненно,
    в России. Пишу не для здесь, а для там — языкам равных».

Чтец: „Русской ржи от меня поклон…»

1.Ведущий: Дай мне руку на весь тот свет… и чудо свершилось. 27 июля почтальон принес

письмо: „ Дорогая Марина Ивановна! Сейчас я с дрожью в голосе стал читать брату Ваше — „Знаю, умру на заре! ..и был… перебит волною подкатывавшего к горлу рыдания. Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественного родное предназначение, утренняя душа моя, Марина… Какие удивительные стихи Вы пишите. Как больно, что сейчас Вы больше меня! Вообще — Вы — возмутительно большой поэт!»

2.Ведущий: Это было письмо от Бориса Пастернака. Два человека — он и она! Равновозрастных, равномощных в поэтическом даровании. Они жили в России в одном городе, встречались эпизодически и обрели друг друга лишь в разлуке, лишь в письмах и стихах.

Песня „Мне нравится, что вы больны не мной… «

Ариадна: „Мама за всю жизнь правильно поняла одного человека — папу, Эфрона, т.е., понимая, любила и уважала всю жизнь. С какой негодующей нежностью она защищала Эфрона от наветов, сплетен, тычек в спину, которые с каждым годом эмиграции становились все подлее, больнее. За что его травила эмиграция? За необъяснимое бескорыстие, за отступничество от белых, а то просто — за фамилию».

Чтец: ,,Писала я на аспидной доске…»

1.Ведущий: Первой из эмиграции в Россию возвращается дочь, психологически она более готова к этому: совершенно проникнута советским энтузиазмом и единственная из всей семьи выживет, выдержит, пройдя через 16 лет тюрем, лагерей, ссылок. Бунин, провожая Ариадну, напутствует:

— Дура, куда ты едешь, тебя сгноят в Сибири. Помолчав, добавляет:

— Если мне было, как тебе 25, я бы тоже поехал. Пускай Сибирь, пускай сгноят! Зато Россия!

Это разговор приоткрывает драму, которая совершается вокруг Цветаевой, а может, и в ее душе. Дочь — едет. Сын — рвется. Муж… становится агентом НКВД. Знает ли Эфрон, принимая это решение, что подписывает себе смертный приговор, а дочери — лагерный срок? Жену, правда, пытается выгородить: скрывает от нее свою секретную службу.

2.Ведущий: Сергей Эфрон вернулся в Россию после 17 лет эмиграции с полным сознанием своей обреченности, но с таким же спокойным сознанием своей правоты. Из воспоминаний Софии Клепининой: „ У него были ярко — синие, лучистые, буквально излучающие добро и свет глаза. Было впечатление красоты, высокий, благородный лоб, огромные глаза, темно — темные ресницы, черные брови. Его все любили. Не помню у него дурного настроения… Был улыбчивым. „А по ночам никто не видел, как он задыхался, как писал что — то, видели только, что столик у его кровати был заставлен лекарствами».

1.Ведущий: 18 июня в Союз вернулась Цветаева. 26 августа арестовали Ариадну. Весь сентябрь над ней измывались, выколачивая показания на отца. 9 октября Берия подписывает ордер на арест Сергея Эфрона, его обвиняют в антисоветской деятельности. Со времени возвращение Марины в Россию прошло всего 113 дней. Все теперь было последним — последняя встреча, последний взгляд за окно вдвоем, последняя разлука.

Его арестовали 10 октября 1939 г. Когда уводили в ночь, к машине, стоявшей под соснами,

Цветаева осенила его крестным знамением.

На экране фото Сергея Эфрон и Ариадны Эфрон.

Песня А.Розенбаума. ,,Вальс 37 года».

Чтец: Стихотворение ,,Вот опять окно»…

2. Ведущий

Захлебываясь от тоски,

Иду одна без всякой мысли,

И опустились, и повисли

Две тоненьких моих руки.

Почему же не арестовали Марину Цветаеву? Она уважаемая поэтесса и переводчица. Ее решают не трогать. Ее сносит в небытие — общим потоком. Что всем, то и ей: скудость,теснота, отсутствие жилплощади. В Москве места нет — только в пригородах. Потом война: ей — что всем: бомбежки, эвакуация: В Казани — мест нет, в Чистополе — нет. Есть в Елабуге. В столовке на кухне места нет, надо вкалывать в совхозе. Надо жить в деревне, в избе, в закутке, за занавеской. Ко всему этому прибавляется отчуждение сына от матери, который, повергая мать в отчаяние, рвется в Москву, на фронт. Тут настиг ее „одиночества верховный час».

Измученная, 31 августа Марина Цветаева покончила собой. А 16 октября 1941 года в Орловском централе расстреляли Сергея Эфрона, через 46 дней после смерти Марины Цветаевой. Сын ее, Георгий, погиб на фронте. Он единственный мог показать место захоронения. А так -точно никто не знает.

Чтец: „Идешь на меня похожий…»

Песня Ж. Бичевской на слова И. Северянина „Классические розы»

Чтец: „Уж сколько их упало в эту бездну…»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here