Исаева Елена Александровна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №5» г.Усть- Илимска
Иркутской области
Мастерская по литературе (11 класс) по теме: «Смех – это…»
по рассказу М.Зощенко «Аристократка»
Цели урока:
— совершенствовать умения анализа литературного произведения;
— вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к литературе вообще;
— показать, как решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказах Зощенко.
Оборудование:
словари, исторические материалы, тексты, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
I. Индуктор.
Ответьте по цепочке на вопрос: «Что такое смех? Смех – это…» (слайд 2)
II. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о рассказе М.Зощенко «Аристократка». Тема нашего урока – «Смех – это …» Внимание на экран. (Демонстрация фильма о 20-х – 30- х годах XX столетия).
Слово учителя:
В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве. Этот фильм отражает все стороны жизни Советского Союза эпохи строительства социализма. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени.А все ли было так гладко? Обратимся к материалам, отражающим эпоху. На ваших столах лежат исторические справки, ознакомьтесь с ними и обсудите в группах следующий вопрос: «Почему произведения Михаила Зощенко были запрещены до середины 80-х годов?» (слайд 4)
Историческая справка: “…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира? … в 1946 году вышло постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором многие не подозревали. В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм”.
III. Чтение отрывка №1.
Итак, мы с вами обозначили глубокие несоответствия эпохи. Эти же противоречия обнаружил и М. Зощенко. Вы знаете, что Зощенко – автор юмористических рассказов. Его представляли так, но на самом деле он был совершенно другим. Обратимся к тексту рассказа М.Зощенко «Аристократка». Прочитаем отрывок №1.
IV. Работа в группах. Обсуждение вопросов.
Вопросы для 1 группы (слайд 5):
Кто такие аристократы? (найти определение в толковом словаре) По каким признакам главный герой определил, что дама, за которой он ухаживал, является аристократкой?
Вопросы для 2 группы (слайд 6):
Что такое речевая характеристика? (обратитесь к литературоведческому словарю) Как можно охарактеризовать речь Григория Ивановича? О чём свидетельствует неуместное употребление слов героем?
Вопросы для 3 группы (слайд 7):
Что вы вкладываете в определение «ухаживать за дамой»? Каким образом Григорий Иванович ухаживает за дамой? Подтвердите примерами из текста.
Вопросы для 4 группы (слайд 8):
Что такое театр? (обратитесь к толковому словарю) Зачем люди ходят в театр? Почему главная героиня рассказа хотела пойти в театр? Подтвердите примерами из текста.
V. Разрыв.
Как вы думаете, чем закончится данный рассказ? Обсудите в группах. Придумайте продолжение рассказа и опишите в 2х-3х словах на листах А4. Продемонстрируйте свои ответы классу (слайд 9).
Афиширование.
VI. Социализация.
Чтение отрывка №2.
Это сатирический рассказ. Над чем же смеется Зощенко в этом рассказе? (слайд 10) Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к сюжету рассказа, к отношению автора, композиции и художественным приёмам «Аристократки».
Обсуждение в группах вопросов.
Вопросы для 1 группы: «Авторское отношение к рассказу»
Над чем смеётся автор в рассказе? «Аристократка» — это юмор или сатира?
Вопросы для 2 группы: «Сюжет рассказа»
В чём комизм описанной ситуации? Испытывали ли чувства главные герои друг к другу? Какие уроки вы вынесли из рассказа?
Вопросы для 3 группы: «Композиция рассказа»
В чём особенности композиции рассказа? Почему М.Зощенко использует жанр короткого рассказа?
Вопросы для 4 группы: «Художественные приёмы»
Какую роль в тексте играют детали? Какие художественно-изобразительные средства автор использует в рассказе?
V. Рефлексия.
Вот они герои эпохи, над которыми смеётся М.Зощенко. Могли ли эти “винтики” быть олицетворением силы и мощи государства, наверное, вряд ли. Вернёмся к теме нашего урока «Смех –это…» Перед вами 3 высказывания о смехе, прочитайте их и прокомментируйте, какое высказывание больше всего подходит к произведениям М.Зощенко и почему(слайд 11).
Высказывания:
«Смехом исправляют нравы».
Оноре де Бальзак
«Смех – дело серьёзное».
«Смех – это человеколюбие» Л.Толстой
Историческая справка
В прошлом (1921 г.) Зощенко являлся членом литературного содружества «Серапионовы братья» – группировки, вредной по своему идеологическому характеру. В выпущенном в 1921 году «Манифесте» этой группы говорилось: «В эпоху регламентации и установления казарменной жизни, создания железного и скучного устава, мы вынуждены организоваться. Нас атакуют и справа, и слева.
У нас спрашивают, с кем мы – с монархистами, с эсерами или с большевиками? Мы – ни с кем, мы просто русские… Нас ни одна партия в целом не удовлетворяет. Искусство не имеет общественной функции. Общественная функция убивает искусство, убивает талант. Мы пишем не для пропаганды…»
В этот период Зощенко является автором антисоветских рассказов, которые читались в близких ему литературных кругах.
Зощенко постоянно высказывает свое враждебное отношение к советской цензуре, жалуясь на невозможность заниматься творческой работой.
Еще в 1927 году он заявил: «Мы беззубые юмористы, нам не позволяют трогать существенные вопросы. Всякая критика запрещена, непременное требование идеологии лишает возможности объективно отражать быт и жизнь».
Историческая справка
«В 1943 году Зощенко была написана книга «Перед восходом солнца», в которой показал советскую действительность в вульгарно-обывательских тонах. Советские люди изображены им, как нравственно уродливые, мелкие и корыстные. Это произведение было осуждено литературной критикой и общественностью как идеологически вредное.
Зощенко М.М. считал, что критика и осуждение его повести «Перед восходом солнца» была направлена не против книги, а против него самого.
«Мне было ясно дано понять, что дело здесь не только в повести. Имела место попытка „повалить“ меня вообще как писателя, так как вся моя писательская работа, а не только повесть „Перед восходом солнца“, была осуждена „вверху“».
Зощенко рассказывал, что его повесть, якобы, вызывала всеобщее восхищение, ее одобряло руководство Союза советских писателей, академик Сперанский, психиатр Тимофеев согласились с его «научными» выводами Зощенко. Некоторые работники аппарата ЦК ВКП(б) разрешили ее печатать, а во время «проработки» большинство этих лиц «продали» его и выступили против книги.
В этой связи Зощенко давал следующую оценку состояния советской литературы: «Я считаю, что советская литература сейчас представляет жалкое зрелище. В литературе господствует шаблон. Поэтому плохо и скучно пишут даже способные писатели. Нет зачастую у руководителей глубокого понимания задач искусства». «Творчество должно быть свободным, у нас же – всё по указке, по заданию, под давлением».
Историческая справка: “…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира? … в 1946 году вышло постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором многие не подозревали. В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм”.
Историческая справка: “…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира? … в 1946 году вышло постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором многие не подозревали. В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм”.
Историческая справка
В прошлом (1921 г.) Зощенко являлся членом литературного содружества «Серапионовы братья» – группировки, вредной по своему идеологическому характеру. В выпущенном в 1921 году «Манифесте» этой группы говорилось: «В эпоху регламентации и установления казарменной жизни, создания железного и скучного устава, мы вынуждены организоваться. Нас атакуют и справа, и слева.
У нас спрашивают, с кем мы – с монархистами, с эсерами или с большевиками? Мы – ни с кем, мы просто русские… Нас ни одна партия в целом не удовлетворяет. Искусство не имеет общественной функции. Общественная функция убивает искусство, убивает талант. Мы пишем не для пропаганды…»
В этот период Зощенко является автором антисоветских рассказов, которые читались в близких ему литературных кругах.
Зощенко постоянно высказывает свое враждебное отношение к советской цензуре, жалуясь на невозможность заниматься творческой работой.
Еще в 1927 году он заявил: «Мы беззубые юмористы, нам не позволяют трогать существенные вопросы. Всякая критика запрещена, непременное требование идеологии лишает возможности объективно отражать быт и жизнь».
Вопросы для 1 группы:
Кто такие аристократы? (найти определение в толковом словаре) По каким признакам главный герой определил, что дама, за которой он ухаживал, является аристократкой?
Вопросы для 2 группы:
Что такое речевая характеристика? (обратитесь к литературоведческому словарю) Как можно охарактеризовать речь Григория Ивановича? О чём свидетельствует неуместное употребление слов героем?
Вопросы для 3 группы:
Что вы вкладываете в определение «ухаживать за дамой»? Каким образом Григорий Иванович ухаживает за дамой? Подтвердите примерами из текста.
Вопросы для 4 группы:
Что такое театр? (обратитесь к толковому словарю) Зачем люди ходят в театр? Почему главная героиня рассказа хотела пойти в театр? Подтвердите примерами из текста.
Вопросы для 1 группы: «Авторское отношение к рассказу»
Над чем смеётся автор в рассказе? «Аристократка» — это юмор или сатира?
Образ автора — это не простой субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре художественного произведения. Это — концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками .
Вопросы для 2 группы: «Сюжет рассказа»
В чём комизм описанной ситуации? Испытывали ли чувства главные герои друг к другу? Какие уроки вы вынесли из рассказа?
Сюжет — событие или совокупность событий в произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе С. лежит конфликт.
Вопросы для 3 группы: «Композиция рассказа»
В чём особенности композиции рассказа? Почему М.Зощенко использует жанр короткого рассказа?
Композиция— построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора.
Вопросы для 4 группы: «Художественные приёмы»
Какую роль в тексте играют детали? Какие художественно-изобразительные средства автор использует в рассказе?
Художественные приёмы — термин, использующийся в современном литературоведении как синоним словосочетания «изобразительное средство», служащее для конкретизации, подчеркивания того или иного элемента повествования (состояния персонажа, описания, авторской речи и т. п.).