Тема урока: «У каждого свой Пушкин»

Цель: Приобщение учащихся к миру поэзии Пушкина. Развитие образного восприятия поэтического произведения.

Задачи:

  1. Развитие навыков устного художественного рисования

  2. Развитие навыков выразительного чтения

  3. Развитие умения отобразить впечатление от прочитанного и увиденного в творческой работе.

Ход урока:

  1. Слово учителя

  2. Обсуждение темы урока

  3. Художественное рисование

  4. Работа с наглядностью

  5. Чтение творческих работ

  6. История создания поэмы «Руслан и Людмила»

Оформление урока

1. Портреты А.С.Пушкина кисти Тропинина, Соколова, Кипренского, Линева.

2. Картина И.Репина «Пушкин на экзамене в Лицее»

3. Выставка книг различных авторов о А.С.Пушкине.

Ход урока.

1.Слово учителя.

Учитель читает стихотворение «Дни поздней осени бранят обыкновенно…»

Ребята, наверное, вам не составит труда ответить, кто автор этого произведения?

= Пушкин А.С. =

Александра Сергеевича Пушкина называют Великим русским поэтом. А что значит – великий?

= Человек, чьё имя принесло славу не только ему,

но и государству, в котором он жил, чьё имя знают

не только на его родине, но и за рубежом. =

А вы знаете, что стихи Пушкина очень трудно переводить на другие языки? При переводе теряется легкость, образность, изящество пушкинского стиха. Поэтому людям, которые хотят приобщиться к музыке стихов великого поэта, советуют выучить русский язык.

А вам повезло – вы знаете язык Пушкина и можете наслаждаться его стихами в полной мере. Послушаем же еще одно стихотворение поэта об осени, любимом времени года Пушкина.

= Ученик читает стихотворение

«Уж небо осенью дышало» =

2. Обсуждение темы урока.

А теперь обратим внимание на тему урока: «У каждого свой Пушкин». Как вы понимаете эти слова? О чем пишет каждый поэт?

= О родине, о любви, о дружбе, о горестях =

То есть Пушкин — это такой поэт, такой многогранный человек, в творчестве которого каждый может найти, что-нибудь для себя, для своей души.

Даже одно и то же стихотворение человек воспринимает по-своему. Я прочитаю вам стихотворение «Зимняя дорога», а вы представьте, что в ваших руках волшебная кисть, которой вы с легкостью можете создать любую картину. Закройте глаза и мысленно нарисуйте зимний пейзаж, запомните его и передайте словами.

= Учитель медленно читает

стихотворение «Зимняя дорога»=

3. Устное художественное рисование.

= Ученики пересказывают «увиденные» картины, называют цвета, оттенки. Отмечаются ключевые слова.

Учитель акцентирует внимание на душевом состоянии

автора и слушателя. =

4. Работа с наглядностью

(на доске портреты А.С.Пушкина кисти Тропинина, Соколова, Кипренского, Линева.)

Только что картины рисовали вы, возможно, будущие художники, а теперь посмотрим на уже созданные портреты.

Обычно я показываю на уроке один – два портрета писателя или поэта, а вот сегодня вы увидите сразу четыре портрета А.С.Пушкина. Вспомните тему урока и подумайте, почему перед нами четыре портрета кисти разных художников?

=Каждый художник увидел

и нарисовал поэта по-своему=

На портрете Тропинина Пушкин в домашнем халате. Художник словно застал Пушкина в момент творчества. Глаза поэта смотрят не на зрителя, а как бы сквозь него, Пушкин там, в мире своей поэзии.

На портрете Соколова мы видим поэта сразу после женитьбы. Он умиротворен и счастлив, его жена – первая красавица Петербурга Наталья Гончарова.

А вот любимый портрет Пушкина, созданный Орестом Кипренским. Александр Сергеевич сказал о нем так:

Гляжусь, как в зеркало

И зеркало мне льстит.

А вот портрет кисти Линина. Не правда ли, трудно узнать в нем жизнерадостного поэта. Каким мы видим здесь Пушкина?

= Он усталый измученный, печальный =

Да, портрет передает настроение безысходности и обреченности. Этот портрет был написан художником незадолго до трагической гибели поэта.

Так зачем же я познакомила вас с несколькими портретами поэта?

= Чтобы мы увидели разного Пушкина, чтобы представили его живым человеком, одухотворенным,

счастливым, но и печальным, одиноким. =

И все же портреты дают нам представление о внешности человека, а вот чтобы понять, чем жил поэт, что чувствовал, нужно читать его стихи.

На протяжении всего курса обучения в школе на уроках литературы вы будете изучать произведения А.С.Пушкина: стихи, поэмы, повести, драмы. Узнаете более подробно о его личной и творческой жизни. А сейчас мы вернемся к Пушкину-лицеисту.

Всего неделю назад мы бродили с вами по Царскосельскому парку, который так любили лицеисты, посетили Лицей, ходили по залам, заглядывали в комнаты лицеистов.

Посмотрите на эту картину Репина. Она называется «Пушкин на экзамене в Лицее».

  • Знаком ли вам этот зал?

  • Что рассказывала вам экскурсовод?

  • Какие стихи читает юный Пушкин?

  • С каким чувством он произносит свои строки?

  • Кто так внимательно слушает молодого поэта?

Да, Пушкин читает стихотворение «Воспоминание в Царском селе»

5. Чтение творческих работ

А теперь вы поделитесь своими воспоминаниями и впечатлениями о нашей экскурсии в Лицей.

= Ученики читают две – три творческие

работы, написанные дома =

6. История создания поэмы «Руслан и Людмила». Народные корни поэмы.

Именно в Лицее молодой Пушкин начинает создание своей героической сказочной поэмы «Р. и Л.». Сюжет ему подсказал В.А.Жуковский.

Пушкин обращается к фольклору – к сказкам и былинам.

Что характерно для волшебных сказок?

= Чудеса, волшебство, сказочные герои.

Добро всегда побеждает зло. =

Да, все это есть в поэме. Вы еще не встречались с такой литературной формой, но попробуйте ответить – чем поэма отличается от стихотворения?

= Она больше по объему, в ней есть сюжет. =

Значит, поэма – объемное произведение в стихах, имеющее увлекательный сюжет.

На следующем уроке мы будем читать поэму «Руслан и Людмила», и вы почувствуете всю легкость, музыкальность, изящество пушкинского стиха. Недаром поэт назвал части поэмы не главами, а песнями. А гораздо позже, когда А.С.Пушкина уже не было в живых, великий русский композитор Михаил Глинка, вдохновленный изумительными строками поэмы, написал оперу «Р. и Л.», имевшую грандиозный успех. На одном из следующих уроков мы послушаем знаменитый «Марш Черномора» из этой оперы.

Пушкин закончил поэму уже после окончания Лицея. В 1820 году она увидела свет. Пораженный талантом Пушкина, Жуковский дарит поэту свой портрет с символической надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя»

Книга вышла, но… без знаменитого вступления. Какого?

= У лукоморья дуб зеленый…. =

Пушкин только через шесть лет в новое издание поэмы вставит это вступление. А родились эти знаменитые строчки у поэта после пребывания в русской деревне, где он некоторое время находился в ссылке. Долгими зимними вечерами слушал он сказки своей няни – Арины Родионовны, дивился богатству русского фольклора, восхищался удивительной простотой и мудростью русских народных сказок.

В «Лукоморье», в этом маленьком шедевре, Пушкин объединил почти всех героев русских народных сказок. «Лукоморье» — это признание в любви русскому фольклору.

= Ученик читает стихотворение наизусть.

Ребята называют сказочных героев,

с которыми встретились в отрывке. =

7. Заключение. (на стенде оформлена выставка книг о Пушкине)

Сегодня на уроке мы сделали только первый шаг в удивительный мир пушкинской поэзии. На следующих уроках вы встретитесь с героями «Р. и Л.», мы будем читать стихи Пушкина о Петербурге. Я очень надеюсь, что каждый из вас, как и авторы вот этих книг, найдет для себя своего Пушкина, и, может быть, когда-нибудь среди этих книг появится и ваша со словами любви и признательности великому поэту России.

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here