7 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 8.
Тема. Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове.
Цель:
-
воссоздать атмосферу эпохи, выявить особенности классицизма как литературного направления; актуализировать знания учащихся, полученные при изучении творчества М.В.Ломоносова в 6 классе; выявить значение научного наследия М.В.Ломоносова;
-
формировать навыки работы с таблицами, работы с учебником и иллюстрациями;
-
развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова «классический».
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация, аудиозапись, мультфильм.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Актуализация прежних знаний.
Проверка тезисных планов. Пересказ вводной статьи учебника к разделу «Из русской литературы XVIII в.».
III. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Заполнение таблицы «Классицизм в русской живописи, музыке, архитектуре».
Признаки | Памятники культуры и их создатели | |
В скульптуре и архитектуре | Ясность, уравновешенность, четкий и спокойный ритм, выверенность пропорций, симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого. | Здание Адмиралтейства (А.Д. Захаров); Казанский собор (А.Н. Воронихин); бронзовые скульптуры П.К.Клодта «Укротители коней»; Исаакиевский собор (О.Монферран), здания Сената и Синода, Александрийский театр, Михайловский дворец (К.И.Росси) в Петербурге; Дом Пашкова (В.И. Баженов), Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя (К.А.Тон) в Москве |
В живописи и музыке | Высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. Стилизация музыки XVIII в.: изящные, грациозные хоры и танцы. | К.П. Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень»; А.А. Иванов «Явление Христа народу». Сочинения М.И.Глинки, 4-я оркестровая сюита П.И.Чайковского, «Моцартиана», интермедия «Искренность пастушки» из оперы «Пиковая дама» |
3.Обращение к статье учебника «Литературное направление».
4. Лексическая работа.
Объясните значение слова «классический».
5. Слово учителя.
Классицизм — европейское культурно-эстетическое направление и стиль XVII — начала XIX в. в литературе и искусстве, которые ориентировались на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию как на художественный образец.
Как литературное направление классицизм начал складываться в эпоху Возрождения в Италии, однако как целостная художественная система сформировался во Франции в XVII в. и получил распространение в Европе.
В России классицизм зародился во второй четверти XVIII в.
6. Сообщение «искусствоведа» и слайдовая презентация «Классицизм в скульптуре и архитектуре».
7. Сообщение и слайдовая презентация «Классицизм в живописи и музыке».
8. Прослушивание фрагмента «Искренность пастушки» из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама».
9. Работа над темой «Классицизм в литературе».
9.1.Слово учителя.
Никола Буало-Депрео (1636—1711) — французский поэт, критик, теоретик классицизма. Самое знаменитое сочинение Буало — поэма-трактат в четырех песнях «Поэтическое искусство». Произведение является своего рода подведением итогов эстетики классицизма. Буало считал, что в поэзии выше всего разум, которому подчиняются фантазия и чувства. Поэзия должна быть понятна по содержанию и по форме, а стиль изящен, высок, но в то же время прост и свободен от вычурности.
9.2. Лексическая работа.
Объясните значения слов: Венера, Минерва, Античность, Гай Юлий Цезарь, Людовик IX Святой.
Венера — древнеримская богиня садов, плодов.
Минерва — в древнеримской мифологии — богиня — покровительница ремесел и наук, мирной городской жизни.
Анти́чность (восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.
Гай Ю́лий Це́зарь— древнеримский государственный и политический деятель, диктатор, полководец, писатель.
Людо́вик IX Свято́й — король Франции в 1226—1270 годах. Сын Людовика VIII и Бланки Кастильской. Руководитель 7-го и 8-го крестовых походов.
9.3. Обращение к репродукции портрета Н.Буало работы И.Риго.
9.4. Обращение к таблице. Выразительное чтение учителем фрагментов трактата Буало, выявление особенностей классицизма.
Фрагменты трактата Буало | |
Обращение к образцам и формам Античности как к идеалу. | Чтоб нас очаровать, нет выдумке предела. Все обретает в ней рассудок, душу, тело: В Венере красота навек воплощена; В Минерве — ясный ум и мыслей глубина. |
Принцип рационализма. Культ разума. | Поэт обдуманно все должен разместить, Начало и конец в поток единый слить И, подчинив слова своей бесспорной власти, Искусно сочетать разрозненные части. <...> |
Стремление запечатлеть существенные стороны жизненного явления. | Поэт, что глубоко познал людей сердца И в тайны их проник до самого конца, Что понял чудака, и мота, и ленивца, И фата глупого, и старого ревнивца, Сумеет их для вас на сцене сотворить, Заставив действовать, лукавить, говорить. |
Утверждение идей просвещённого абсолютизма, патриотизма, гражданственности. Идеализация героев. Деление героев на положительные и отрицательные. | Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой, Нас должен волновать и трогать ваш герой. От недостойных чувств пусть будет он свободен И даже в слабостях могуч и благороден! Великие дела он должен совершать Подобно Цезарю, Людовику под стать. |
Соблюдение триединства: единства времени, места и действия. | Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести. Единство места в нем вам следует блюсти. За Пиренеями рифмач, не зная лени, Вгоняет тридцать лет в короткий день на сцене. В начале юношей выходит к нам герой, А под конец, глядишь, — он старец с бородой. Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет. |
Обращение к общественной проблематике | Столкновение долга и чувства — излюбленная коллизия в произведениях классицистов. |
Строгая иерархия жанров | «Высокие» жанры (эпопея, ода, трагедия) и «низкие» (комедия, сатира, басня). |
9.5.Обращение к статье учебника «Классицизм». Ответы на вопросы 1-3 учебника.
10.Работа над темой «Краткие сведения о М.В.Ломоносове».
10.1. Беседа.
— Что вы узнали о М.В.Ломоносове в курсе 6 класса?
— Что вам известно о скульптурном портрете М.В. Ломоносова работы Ф.И.Шубина?
— Какие произведения М.В. Ломоносова вы изучали в 6 классе?
— Какой мотив является преобладающим в произведении М.В. Ломононосова «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…»?
Преобладает мотив стремления человека к внутренней свободе и невозможности её обретения.
— Какие события жизни М.В. Ломоносова нашли отражение в стихотворении?
Ломоносов стремился добиться реорганизации университетского и гимназического образования.
В начале 1761 года советник академии Г.М. Теплов, никогда не отличавшийся твёрдостью позиций, пошел на поводу у Тауберта и его приспешников в ущерб интересам отечественной науки. Ломоносов пришел в ярость и обратился к Теплову с письмом, в котором призывает отказаться от интриг и встать на защиту отечественного просвещения.
10.2.Заполнение таблицы в ходе просмотра мультфильма и рассказа учителя «Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого».
Примеры | |
Химия | Молекулярно-кинетическая теория Ломоносова, его идея о связи вещества и движения |
Физика атмосферных явлений | Работа «Теория электричества, разработанная математическим путем» (1756) |
Астрономия | Труд «Явление Венеры на Солнце, наблюдаемое в Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук майя 26 дня 1761 года» |
Минералогия | «Первые основания металлургии, или рудных дел» (1763)— руководство для специалистов горнорудной промышленности |
Оптическое производство, производство цветных стёкол | Мозаичные портреты, мозаичная картина «Полтавская баталия» |
История | «Древняя российская история» (1754—1758) |
Экономика и политика | «О сохранении и размножении российского народа» |
Грамматика | «Российская грамматика» (1755) Статья «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1757) |
Риторика | «Краткое руководство к красноречию» (1744) |
10.3. Слово учителя .
М.В. Ломоносов, автор «Российской грамматики», обосновал теорию «трех штилей», разработал нормы русского литературного языка.
Учение Ломоносова о «трех штилях», как и разработанные им грамматические категории, — это акт национального самосознания, шаг вперёд в овладении богатейшими возможностями русской речи. Литературный язык до Ломоносова отличался лексической пестротой, обилием обветшавших слов и варваризмов, которые отнюдь не украшали русскую речь. Пользоваться таким языком в сферах науки, а тем более литературы было невероятно трудно.
10.4.Выразительное чтение учащимся фрагмента из книги «Юности честное зерцало» (1717).
В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца или матери, от челядинцев просительным образом требовать, разве что у кого особливыя слуги, которыя самому ему подвержены бывают. Для того, что обычайно служители и челядинцы не двум господам и госпожам, но токмо одному господину охотно служат. А окроме того, часто происходят ссоры и великия между ими бывают от того мятежи в доме, так, что сами не опознают, что кому делать надлежит.
10.5. Слово учителя.
Реформа письменного, литературного языка была жизненно необходима. Ломоносов считал, что совершенствование литературного языка возможно лишь на основе сближения с народной живой речью. В 1755 г. впервые опубликована его «Российская грамматика», в которой на научной основе разработаны основные грамматические категории родной речи.
Однако нормы языка (правила) не сделают речь человека совершенной. Необходима ещё обработка слова, его классификация, умелое употребление. Этому и способствовала теория «трех штилей» Ломоносова, представленная в статье «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1757).
Учёный не перечёркивал значение церковнославянского языка, однако, по его мнению, ни разговорный, ни книжный язык нельзя перегружать церковнославянизмами, поскольку это делает речь непонятной даже образованным людям. В литературных произведениях, написанных высоким стилем (героические поэмы, оды, ораторские речи), Ломоносов допускал церковнославянизмы, но только понятные всем. В среднем стиле (трагедии, сатиры, научные труды) он рекомендовал применять русские слова с добавлением церковнославянизмов, низкий стиль составлялся из слов русского происхождения. М.В. Ломоносов был прекрасным оратором и внёс неоценимый вклад в развитие этой науки. Он усматривал достоинство речи не в «извитии словес», а в глубине, важности её содержания.
IV. Подведение итогов урока.
Авторитет М.В.Ломоносова как учёного был более высок в Западной Европе. В Петербурге принижали славу великого учёного, но его труды часто появлялись за рубежом, и уже с конца 1740-х гг. там знали о нём как о незаурядном исследователе. В России авторитет Ломоносова как учёного и просветителя также возрастал, несмотря на противодействия его реакционеров. К концу XVIII в. его слава становится общепризнанной.
V. Домашнее задание.
1. Подготовить сообщение о М.В.Ломоносове-учёном, используя материал учебника и урока.
2.Индивидуальные задания:
— подготовить сообщение «историка» о времени правления императрицы Елизаветы Петровны;
— подготовить сообщение о мозаике М.В.Ломоносова «Императрица Елизавета Петровна». Мозаика ломоносовской мастерской;
— подготовить сообщение о Платоне и Ньютоне;
— подготовить сообщение об отношении Елизаветы к русской науке.