Конспект урока по литературе в 8 классе учителя МАОУ СОШ №54 Першиной Е.А.
Цели урока:
-
Познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого «После бала» с помощью приёма «чтение с остановками»;
-
стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «сводная таблица», синквейн, телеграмма;
-
способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.
Оборудование урока: музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик»», фильм С.Бондарчука «Война и мир», раздаточный материал.
Ход урока
I стадия. Вызов
1. Подготовка к изучению новой темы.
— Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?
Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».
Ответы учащихся после прослушивания (основной ответ: на балу)
— Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты. (Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)
— Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.)
— Я предлагаю вам окунуться в атмосферу бала XIX века. Это первый бал Наташи Ростовой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». (Воспроизведение на экране отрывка из фильма С.Бондарчука «Война и мир»).
— Подберите слова для описания увиденного? (Запись на доске: вальс, танцы, бальные платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, кавалеры, и т.д.)
2. Попробуйте по ключевым словам составить небольшой рассказ. Каждой группе учащихся раздаются ключевые слова: вальс, мазурка, барышня, полковник, перчатка, черные мундиры, татарин, визгливая мелодия.
3. Слушаем рассказы групп. В рассказах учащихся прозвучала общая мысль: какое-то происшествие на балу.
II стадия. Осмысление
— Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «После бала».
— Вы в своих рассказах придумали разные происшествия на балу, а как вы думаете, почему так называется рассказ Льва Толстого? (Записываем предположения учащихся на доске).
— После знакомства с рассказом мы сравним наши предположения.
«Чтение с остановками»
Читаю сама.
1 остановка (до слов «Бал был чудесный..» стр.329 учебника под ред. Т.Ф.Курдюмовой, М. «Дрофа», 2007)
Вопросы классу:
— Каким мы видим Ивана Васильевича?
— Предположите, что произойдет дальше?
2 остановка (до слов «Жили мы тогда одни с покойным братом.» стр. 333)
— Какое настроение у Ивана Васильевича, гостей?
— Что этому способствует? (хорошая музыка, нарядные гости, танцы, влюблённые взгляды, ужин)
— Что чувствовал Иван Васильевич, когда наблюдал за танцем Вареньки и полковника?
— Предположите, что будет дальше.
3 остановка (до слов «Что это такое? – подумал я…стр.334)
— Что мог увидеть Иван Васильевич?
Читаю до конца.
— Почему любовь к Вареньке “сошла на нет”? Как на этот вопрос ответил И.В.?
— Изменилось ли настроение И.В. после бала, как? (тоска, доходившая до тошноты, ужас, разочарование, стыд)
— Что этому способствовало? (нехорошая музыка, крики, стоны, черные мундиры, кровь, злой полковник)
III стадия. Рефлексия
— Сравните ваши предположения до чтения рассказа и после.
— На сколько частей можно разделить рассказ? (на 2)
— Почему? (части противоположны, контрастны.)
— Что такое контраст? (противопоставление, выразительный приём, способ оказывать эмоциональное воздействие на читателя)
Появляется «сводная таблица»
| После бала | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— Какие линии сравнения мы можем выделить? (Части рассказа различаются по цвету, звукам, меняется полковник, сам Иван Васильевич) Сначала ребята устно отвечают, затем заготовка таблицы раздаётся каждому учащемуся.
Линии сравнения | После бала | |
| звуки |
|
| цвет |
|
| полковник |
|
| Иван Васильевич |
|
| детали(перчатка, перышко от |
|
— Необходимо добавить ещё одну линию: детали (перчатка, перышко от веера, сапоги полковника). «Сводную таблицу» вы заполните дома, а теперь скажите, можете ли вы уже сейчас определить идею рассказа? ( Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека; отвращение к издевательствам, к бесчеловечности).
— А теперь задание на выбор: 1) составить синквейн (стихотворение из 5 строчек);
2) написать текст телеграммы Ивану Васильевичу, которую он получит утром, после бала.
Синквейн
-
Л.Н Толстой
-
Русский, талантливый
-
Писал, творил, любил
-
Гениальный писатель, любимый многими
-
Гений
-
Иван Васильевич
-
Красивый, молодой
-
Рассказывал, вспоминал, анализировал
-
Человек, разочаровавшийся в своей любви
-
Герой
Домашнее задание:
-
заполнение таблицы;
-
индивидуальное задание: сообщение о Л.Н.Толстом;