Автор материала :Езофатова Елена Викторовна

Место работы: «МБОУ «Уемская СОШ», п.Уемский, Архангельская область

Должность автора: учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 8 классе «Радость есть особая мудрость»

Цель: Развивать интерес к литературе, к творчеству.

Задачи: 1.Расширять представления учащихся о творческом процессе, о известных русских писателях.

2. Развивать фантазию и творческие возможности.

3. Воспитывать уважение к писательскому труду.

Оборудование: портреты классиков русской литературы, выставка классических книг, распечатанные отрывки 16 главы повести И.С.Тургенева «Ася», карточки с заданиями на партах.

Книга

Ситуация

Позитивные последствия

И.С.Тургенев «Муму»

Герасим утопил собаку

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Марья Миронова в плену у Швабрина

Ход урока: 1 этап

-Здравствуйте, ребята, наш сегодняшний урок я назвала «Радость есть особая мудрость»(Эти слова принадлежат Николаю Рериху, художнику, философу, писателю и поэту) — Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? (ответы детей).

Чьи портреты вы узнали? (А.С.Пушкин, М.В.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, И.С. Тургенев,А.П.Чехов)

— Каким словом мы можем их объединить? (классики, писатели)

А как то, о чём вы сказали сначала, может быть связано с русскими классиками?(-их книги о добре, а это радость,- их произведения приносят радость многим поколениям читателей,-….)

Да , великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям, и хорошо выполненная работа приносит огромную, восхитительную, ни с чем не сравнимую радость как тому, кто её выполнял, так и тем, кто пользуется результатами труда (читателям).

2 этап

Какие радостные моменты, связанные с книгами, были в вашей жизни?( зачитывают краткие заранее подготовленные ответы)- проверка домашнего задания.

И мы должны быть благодарны писателям за то, что они предоставляют нам такую радость.

Но только ли чувство радости испытываем мы, когда читаем книги? А какие ещё? Приведите примеры. Может быть, в этом вам помогут книги, которые вы видите на выставке.

— Как вы думаете, а за это мы должны быть благодарны писателям? Почему?

Они раскрывают перед нами настоящую жизнь, а в ней есть место как светлому, так и тёмному, как добру, так и злу. Важно то, что описывая даже трагические ситуации, книги наполнены добротой и гуманизмом.

Докажем это. Перед вами карточки, в них перчисляются далеко не радостные эпизоды из знакомых вам книг, ваша задача- написать напротив, что хорошего принесла с собой даже такая ситуация для героя или для других персонажей.

Книга

Ситуация

Позитивные последствия

И.С.Тургенев «Муму»

Герасим утопил собаку

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Марья Миронова в плену у Швабрина

Проверим. Видите, главная особенность классических книг — это тот свет, который они несут людям.

3 этап

Наши классики — очень мудрые люди, а настоящая мудрость состоит не только в знаниях законов жизни, в умении разбираться в психологии людей, но и в умении не считать себя мудрецами, оставаться обычными людьми, несмотря на свою гениальность. О шалостях А.С.Пушкина мы уже не раз говорили, знаем о мастерском умении А.П.Чехова перевоплощаться и этим разыгрывать своих знакомых. Они живые люди, и всё, что они говорят, безусловно, ценно, значимо для нас, но, навряд ли, они сами хотели, чтобы каждое их слово мы считали догмой. Любой человек обладает хорошей способностью- меняться, смотреть по-новому на мир. Может быть, тот же Тургенев сегодня уже не дал Герасиму утопить Муму, а Лермонтов не позволил Мцыри умереть. Как знать?

Знаете ли вы, что такое фанфики?

Фанфики -это творческие переработки или продолжения известных литературных произведений. На мой взгляд, это тоже радость — стать соавтором, прикоснуться к творчеству.

-Какое из известных русских произведений вы хотели бы продолжить?

— Кому из литературных отрицательных героев вы дали бы второй шанс? Почему?

-Если бы герои «Капитанской дочки»А.С.Пушкина попали в наше время, как бы они общались друг с другом? ( Маша и Пётр Гринёв, Пётр Гринёв и Швабрин, Маша и Екатерина 2)Что бы им могло помочь в общении, что бы мешало?

-Какие СМС могли бы отправить друг другу ?- проверка домашнего задания

В этом году мы читали с вами повесть И.С.Тургенева «Ася». Герои не смогли быть вместе.

-В чём причина? Что помешало?

Вспомним кульминационный момент этого произведения: свидание Аси и рассказчика.

(либо слушаем фрагмент аудиозаписи, либо читает заранее подготовленный ученик, и у каждого на столе распечатанный отрывок главы 16)

Ф.М. Достоевский говорил: « Что-нибудь, давно перечитанное, почитаю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во все, отчетливо понимаю, и сам извлекаю умение создавать». Попробуйте и вы создать что-то своё на основе прочитанного фрагмента. Уверена: это принесёт вам радость.

— Что бы вы изменили в данном эпизоде, чтобы результаты данного свидания стали другими, чтобы свидание это принесло героям радость? —письменная работа

(Либо сдают тетради после урока, либо зачитывают вслух во на уроке).

4 этап

Вернёмся к теме формулировке темы нашего урока.

— Можно ли согласиться с данным утверждением? Действительно ли»Радость есть особая мудрость»?Почему?

-Что вам дал сегодняшний урок?

Я думаю, что у вас ещё не раз возникнет желание творить. Те, кто решит создать фанфик, принесите, пожалуйста работу мне. Вы порадуете меня, а я вас хорошей оценкой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here