Технологическая карта урока литературы в 6 классе по произведению Д.Лондона «Любовь к жизни»
Тема урока « Смысловая роль художественной детали в рассказе Д.Лондона «Любовь к жизни»
Учитель русского языка и литературы МОУ «Коменская СОШ» Шек Ольга Александровна
Образовательные: Обобщать знания, полученные в процессе изучения рассказа. Формировать умения оценивать поступки людей. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе. Формировать УУД: — умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД); — умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь доказывать свое мнение ,приводя доводы согласно тексту (Коммуникативные УУД); — умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с выборочным чтением текста художественного произведения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД); — умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, знания, полученные вне курса предмета (Познавательные УУД). | |
Планируемый результат | Предметные: уметь определять художественную деталь в произведении Выявить смысловую и идейно-эмоциональную роль художественной детали Уметь оценивать поступки людей. Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД). Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь доказывать свое мнение, приводя доводы согласно тексту (Коммуникативные УУД). Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, знания, полученные вне курса предмета (Познавательные УУД) |
Основные понятия | художественная деталь |
Межпредметные связи | История, география |
Ресурсы:
| учебное пособие В.П. Полухина, В.Я. Коровина и др. « Литература , 6 класс» http://enc-dic.com/litved/Detal-hudozhestvennaja-370/ |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа |
Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |||
Предметные | УУД | |||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; — уточнить тематические рамки. |
Составляют кластер ,обоснуя свое мнение | Организует ответы на воросы.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. | Составление кластера о истории и географии «золотой лихорадки»
Проблемные вопросы: «Какова цель появления спутников в канадской тундре?
Остается ли эта цель неизменной у каждого из попутчиков? Какой предмет указывает на обесценивание цели наживы? |
| Уметь совместно окунуться во времена «золотой лихорадки»(Коммуникативные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
| |
II. Формулировка темы урока, постановка цели (2 мин)
Цели: — организовать формулировку темы урока детьми; — организовать постановку цели урока детьми. |
| Организует формулировку темы урока детьми. Организовать постановку цели урока детьми. | — Какая тема нашего урока? (.) — Какую цель ставим? (.) |
| Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
| |
III. Изучение нового (10 мин) Цель: — организовать формирование знаний о нравственности, истинных ценностях
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ(прием «тонкие-толстые»вопросы Работа с учебником | Отвечают на вопросы. Работа с толковым словарем, находят определение понятию, в ходе работы с текстом учебника выявляют художественную деталь.
| Организует формирование зн
ний о нравственности, об истинных ценностях | Работа со словарем -что такое художественная деталь? -Последите за «появлениями» кожаного мешочка борющегося за жизнь путника. _обратите внимание на изменение отношения человека к золоту «… он остановился в раздумье над плоским, туго набитым мешочком из оленьей кожи. Мешочек был невелик, он мог поместиться между ладонями, но весил пятнадцать фунтов — столько же, сколько все остальное, — и это его тревожило. Наконец, он отложил мешочек в сторону и стал свертывать тюк; потом взглянул на мешочек, быстро схватил его и вызывающе оглянулся по сторонам, словно пустыня хотела отнять у него золото. И когда он поднялся на ноги и поплелся дальше, мешочек лежал в тюке у него за спиной…»
«Когда дело дошло до тюка, он долго глядел на мешочек из оленьей кожи, но в конце концов захватил и его.»
«Еще одна ночь, и наутро, образумившись наконец, он развязал ремешок, стягивающий кожаный мешочек. Из него желтой струйкой посыпался крупный золотой песок и самородки. Он разделил золото пополам, одну половину спрятал на видном издалека выступе скалы, завернув в кусок одеяла, а другую всыпал обратно в мешок.»
«К полудню он совсем выбился из сил. Он опять разделил золото, на этот раз просто высыпав половину на землю. К вечеру он выбросил и другую половину, оставив себе только обрывок одеяла, жестяное ведерко и ружье.»
«Он шел следом другого человека, того, который тащился на четвереньках, и скоро увидел конец его пути: обглоданные кости на мокром мху, сохранившем следы волчьих лап. Он увидел туго набитый мешочек из оленьей кожи — такой же, какой был у него, — разорванный острыми зубами. Он поднял этот мешочек, хотя его ослабевшие пальцы не в силах были удержать такую тяжесть. Билл не бросил его до конца. Ха-ха! Он еще посмеется над Биллом. Он останется жив и возьмет мешочек на корабль, который стоит посреди блистающего моря.
Он отвернулся. Да, Билл его бросил, но он не возьмет золота и не станет сосать кости Билла.»
| Знать содержание текстов, уметь отбирать иллюстрации для литературоведческих терминов, проанализировать и обобщить знания ,полученные в процессе изучения рассказа | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника (Регулятивные УУД). Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД). | |
(22 мин) Цели: — организовать закрепление знаний о понятии и роли художественной детали
| Работают в группе. 1 группа –анализ отношения к мешочку с золотом путника, оставшегося в живых. -2 группа – анализ отношения Билла к мешочку с золотом | . Организует групповую работу.
| Составить план сообщения групп
Почему автор оставляет в живых второго путника и убивает Билла? Возможен ли показ переоценки ценностей без художественной детали? | Уметь делать выводы | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД). | |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: — зафиксировать новое содержание урока; — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Заполняют бланк самооценки | Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. | — Какую цель ставили? Достигли цели? — Какая тема урока была?
-какой нравственный урок извлекли ?
— Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»мне было трудно понять,».урок понравился,потому….». «я усвоил….»
Я оцениваю свои знания…..потомучто…
|
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |