Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талицкая средняя общеобразовательная школа
Советского района Алтайского края
Разработка урока
по повести В. Закруткина
«МАТЕРЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ»
8 -9 класс
Разработку составила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ Талицкой СОШ
Попова Н. Н.
Тема: Величие матери, оберегающей жизнь.
Цель урока:
-
расширять и углублять представления учащихся о сущности подвига, о формах его проявления, о путях человека к подвигу;
-
раскрыть красоту души обыкновенной русской женщины;
-
выяснить, в чем состоит подвиг Марии;
-
понять, как решается проблема благодарной памяти человечества;
-
способствовать проявлению чувства гордости за матерь человеческую, земную женщину, совершающую великий подвиг защиты жизни на Земле.
Ход урока:
-
Вступительное слово учителя о В. Закруткине (или сообщение сильного ученика)
-
Анализ повести:
1.Какова роль обрамления в раскрытии идейного содержания произведения?
(мысль о вечном, неотвратимом времени «руины древних замков», «полуразрушенные стены монастырей», «остатки … пороховых башен».
Часть пейзажа – «дряхлые старики»).
2. Как автором рисуется образ мадонны?
(с горькой иронией: ее именем совершались не только подвиги во славу жизни, но и вершился неправый суд, творились несчастья и смерть; противопоставление: мадонна – земная женщина, «которую не смел, не имел права забыть».)
3. Какова завершающая часть обрамления?
(живые краски: кроны деревьев «густые», трава «зеленая»; «сверкали крыши древнего города»; вместо стариков – фигуры мальчика и девочки, «красивой женщины в белом платье», которая «катила детскую коляску»; всюду торжествует жизнь; несовместимость мадонны.)
4. Какую роль играет сопоставление жизни и смерти в яви и снах Марии, в воспоминаниях и в действительности?
Основной композиционный прием повести – контраст. Противопоставляя сон и явь, В. Закруткин рисует яркие, красочные картины сна и жестокую действительность, которая стала страшным сном. «Лучезарные и разрозненные обрывки ее (сна) жизни» противостоят «дыму пожаров, изувеченной земле, крови, трупному смраду и черной пустыне», которые окружают ее наяву».
Контраст в сопоставлении воспоминаний и действительности.
Прежняя жизнь Марии, ее семьи, всего хутора – в воспоминаниях героини, которые являются экспозицией.
Экспозиция передает трагедию.
5.Когда, где и почему Мария принимает решение работать за всю бригаду?
Анализ пейзажа: цвет серый, черный копоти, дыма, сажи, пепла. Тополь – символ смерти.
В пейзаже – неискоренимость жизни: ее пробуждение, возрождение, победы.
Яблоня – прародительница!
-
В чем состоит подвиг Марии и как оценивает его автор?
-
Согласны ли вы с автором, что «Мария не была смелой и сильной духом?»
-
Анализ эпизодов: «Мария и раненый Вернер Брахт», «судьбы политрука Саши (Мария прониклась любовью и состраданием к живым существам, она не смогла переступить извечный человеческий закон «не убий», способна открыть свое сердце чужим детям, заменить им мать, т. е. вновь даровать им жизнь.)
-
Как вы думаете, какой эпизод повести можно назвать кульминационным?
Разрушение, смерть рождение сына, продолжение
жизни, дар матери
Образ Марии приобретает глубокий символистический смысл. Она совершила подвиг: сохранила жизнь на земле вопреки смерти.
-
Согласны ли вы с оценкой автора, что «Мария не была смелой и сильной духом женщиной?
-
С какой целью автор сопоставляет Марию с библейской мадонной?
-
Итог урока
— Как вы понимаете смысл названия «Матерь человеческая?»
Домашнее задание:
-
Написать сочинение по теме: «О чем я задумалась (лся) после прочтения повести В. Закруткина «Матерь человеческая?»
-
Прочитать роман Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом».