Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

,

ТЕСТ

по творчеству Н.В. Гоголя для 9 класса

Составила учитель

русского языка и литературы

Шестакова Татьяна Петровна

г.Артёмовский

2014г

Пояснительная записка

Организация контроля за знаниями и умениями учащихся в процессе обучения является важнейшим условием успешности образовательного процесса. Какой бы педагогической концепции ни придерживался учитель, контроль остается обязательным элементом в методической структуре урока.

Тест как одна из форм контроля позволяет учителю своевременно устранить пробелы в знаниях учащихся, побудить юных читателей к кропотливой и вдумчивой работе с текстами художественных произведений, а также:

проверить степень знания текста художественного произведения; глубину понимания проблем, поставленных автором; знание учащимися теоретико-литературного и историко-литературного материала;

выяснить, насколько широк кругозор учащихся по той или иной литературной эпохе;

выявить степень владения умением работать со справочной литературой; с текстом художественного произведения (находить средства выразительности, анализировать эпизоды прозаического текста, лирического произведения, художественные образы); выявить способность учащихся к творчеству.

Представленный тест по творчеству Н.В Гоголя соответствует программе 9 класса и составлен с учетом возрастных особенностей учащихся, рассчитан на 2 урока. Даются ключи к заданиям.

ТЕСТ

по творчеству Н.В. Гоголя

Задание 1.

Какое из приведенных литературных произведений не принадлежит Н.В. Гоголю:

1. «Шинель».

2. «Нос».

3. «Записки сумасшедшего».

4. «Пересолил».

Задание 2.

Драма — это:

1. Один из основных родов литературы, предполагающий создание художественного мира произведения в форме сценического воплощения, один из жанров драматургии, построенный на драматическом конфликте.

2. Драматический жанр, в основе которого лежит комический конфликт, а содержанием является комическое разоблачение безобразного.

3. Жанр, который строится на трагическом конфликте между героем и обстоятельствами или на столь же неразрешимом конфликте внутренних побуждений героя.

Задание 3.

Что называется эпиграфом:

1. Вступление к литературному произведению или к его части, непосредственно не связанное с развитием действия, но как бы предваряющее его рассказом о событиях, ему предшествовавших, или об их смысле.

2. Относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением или его частью, кратко выражающий основное содержание или идейный смысл.

3. Часть литературного произведения, отделенная от основного повествования и следующая после изображения событий.

Задание 4.

В чём состоит конфликт поэмы «Мёртвые души»:

1. В противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабаленности.

2. В изображении состояния помещичьего хозяйства.

3. В изображении морального облика поместного и чиновничьего дворянства.

Задание 5.

Какое из определений относится к понятиям «сатира», «гротеск», «юмор», «сарказм»:

1. Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

2. Один из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния.

3. Художественный прием намеренного искажения чего-либо, нарушение пропорций изображаемого мира, причудливое соединение фантастики с жизнеподобием.

4. Один из видов комического, не отвергает комическое в жизни и утверждает его как неизбежную сторону бытия, выражающую жизнерадостность и оптимизм.

а) Сатира.

б) Гротеск.

в) Юмор.

г) Сарказм.

Задание 6.

Кого из героев поэмы Н.В. Гоголь не относит к «мёртвым душам»:

1. Чичикова.

2. Плюшкина.

3. Умерших крестьян.

4. Селифана.

Задание 7.

Н.В. Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме:

1. Плюшкин.

2. Манилов.

3. Собакевич.

4. Коробочка.

5. Ноздрёв.

Задание 8.

Кому из героев поэмы «Мёртвые души» соответствуют приведенные характеристики:

1. «…Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

2. «Помещик… еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар».

3. «…Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки…»

4. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

5. «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя… для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».

6. «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак… «Ой, баба!» — подумал он про себя».

а) Ноздрёв.

б) Собакевич.

в) Манилов.

г) Плюшкин.

д) Коробочка.

е) Чичиков.

Задание 9.

По описанию жилища героев поэмы «Мёртвые души» определите, кому оно принадлежит:

1. «Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы… Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления».

2. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с темными рамками… за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».

3. «Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей… и дикими стенами, — дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов».

4. «Он шагнул в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба… На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину».

а) Собакевич.

б) Манилов.

в) Плюшкин.

г) Коробочка.

Задание 10.

Лирические отступления — это:

1. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого, выраженного в литературном произведении художественными средствами.

2. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные им в произведение литературы.

3. Условный образ в лирическом произведении, чьё отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор.

Задание 11.

Кого из героев поэмы характеризует:

1. Мечтательность, прожектерство, бесхарактерность, сентиментальность.

2. Дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность.

3. Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие, грубость.

4. Ненасытная жадность, скупость, крохоборство.

5. Безалаберность, хвастовство, наглость, ярмарочный героизм.

6. Хищническая цепкость, беспринципность, склонность к аферам и

авантюризм.

а) Ноздрев.

б) Манилов.

в) Чичиков.

г) Коробочка.

д) Плюшкин.

е) Собакевич.

Задание 12.

Кому из героев поэмы принадлежат характерные для них «слова и словечки»:

1. «Разинь, душенька, ротик», «препочтеннейший, прелюбезнейший», «майский день, именины сердца», «магнетизм души».

2. «Острил зубы на мордаша», «черта лысого получишь», «субтильный суперфлю», «скандальозно», «кураж», «брудастый», «во рту словно эскадрон ночевал».

3. «Это все мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

4. «Наслышан об экономии и редком управлении имениями…», «почел за долг познакомиться и принести лично своё почтение…», «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку».

а) Чичиков.

б) Манилов.

в) Собакевич.

г) Ноздрев.

Задание 13.

«Прореха на теле человечества» — о ком так сказал Н.В. Гоголь?

1. Чичиков.

2. Плюшкин.

3. Манилов.

4. Коробочка.

5. Собакевич.

Задание 14.

К какому литературному жанру относится произведение Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?

1. Роман.

2. Притча.

3. Новелла.

4. Поэма.

Ключ

1) 4.

2) 1.

3) 2.

4) 1.

5) 1 — г, 2 — а, 3 — б, 4 — в.

6) 3.

7) 2, 4, 5, 3, 1.

8) 1— е, 2— в, 3 — д, 4 — а, 5 — б, 6 — г.

9) 1 — б, 2 — г, 3 — а, 4 — в.

10) 2.

11) 1 — б, 2 — г, 3 — е, 4 — д, 5 — а, 6 — в.

12) 1 — б, 2 — г, 3 — в, 4 — а.

13) 2.

14) 4.

Использованная литература

  1. Безносов Э. Л. Литература: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Э. Л. Безносов, Е. Л. Ерохина, А. Б. Есин и др. — М.: Дрофа, 2000.

  2. Кадашникова Н.Ю., Л. М. Савина Л.М. Организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5—11 классы, — Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Книгин Н.А. Словарь литературоведческих терминов. Н.А. Книгин. — Саратов: Лицей, 2006.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here