Рассказы Бориса Екимова очаровывают своей задушевностью. Особенно хороши «запевы» – в них естественность, простота, органичность письма, ёмкие диалоги, прекрасное знание материала, бытовых подробностей сельской жизни. Реплики героев рассказов невозможно выдумать, кажется, что речь их подслушана внимательным автором и тотчас записана. Екимов – убористый писатель, лишённый излишеств, экспериментов. Критики его хвалят, называют продолжателем «деревенщиков», говорят, что его рассказы – это «традиционная русская проза в её современном исполнении», неизменно подчёркивают социальность тем, над которыми работает писатель, а давняя его повесть «Пиночет» вообще произвела фурор – о ней много писали и говорили.
Борис Екимов уважительно относится к читателю – в его рассказы можно погружаться без опаски: в них нет (и никогда не было) непристойностей, цинизма, физиологических подробностей, «чернухи», нет и «переливания» в чужую душу собственных психокомлексов. По нынешним временам – это немало. Нет, впрочем, и словесных вывертов, краснобайства, пустословия – прозаик завидно лаконичен. И это тоже делает ему честь: писатель бережёт читательское время, эмоции. Пишет о том, что знает. Воображение его работает естественно и чутко: главное, не уклониться от правды жизни. Вернее, от мелких, повседневных деталей деревенского бытия (реплик, слов), которые создают картину предельной достоверности, правдивости происходящего.
Предлагаемый урок был проведён с учащимися 11 класса как урок-размышление, но, мне кажется, его можно провести и с учащимися 8-10 классов.
Не бывает совсем не пострадавших от войны.
(По рассказу Б.Екимова «Под высоким крестом»).
Тип урока: урок-размышление.
Цель урока:
для учителя:
-
познакомить учащихся с творчеством современного русского писателя Б.Екимова;
-
создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; развития умения кратко излагать свои мысли устно и письменно;
-
создание условий для развития фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
для учащихся:
-
усовершенствовать навыки сопоставительного анализа;
-
учиться обобщать, делать выводы;
-
получить образец чуткости, отзывчивости по отношению к близким людям.
Оборудование урока:
-
Презентация “Не бывает совсем не пострадавших от войны”
-
Музыка М.Таривердиева “Воспоминания”
-
Ксерокопии текста рассказа Б.Екимова “Под высоким крестом”.
Опережающее домашнее задание:
Общее: Прочитать рассказ. Подготовиться к пересказу основных эпизодов.
Индивидуальное: Ученики готовят сообщение об авторе, чтение наизусть, сообщение о творчестве А.М.Шилова
План урока:
I. Слово учителя.
II. Сообщение об авторе.
III.Обобщающая беседа – размышление.
IV. Пересказы основных эпизодов.
V. Сообщение о картинах А.М.Шилова
VI. Заключение по уроку.
VII. Домашнее задание.
Ход урока.
А говорили: всё проходит
И позабудется в свой срок.
Но боль войны живёт в народе
И бродит, как в берёзе сок.
А. Селезнёв
Если война причина зол,
То мир будет их исцелением
Квинтилиан
Cлайд 1.
I. Слово учителя. (На фоне музыки М.Таривердиева «Воспоминания»).
Великой Победе — скоро шестьдесят пять. Это не просто историческая дистанция, обозначающая годы без войны. Время, вмещающее в себя шесть с половиной десятилетий, — это время испытания послевоенного поколения Памятью… Сегодня война неизбежно отдаляется в прошлое. Уходят в небытие её участники и свидетели, а вместе с ними — уникальный жизненный опыт поколения военного лихолетья, имеющий непреходящее значение для потомков.
Что же противопоставить необратимости времени? Да и возможно ли такое?
Время не остановить, но его можно удержать в памяти, запечатлеть в сознании ныне живущих. Война ещё не стала архивным, историческим фактом, интересным только для специалистов. И не станет до тех пор, пока будет жив хотя бы один её свидетель.
Слайд 2.
А говорили: всё проходит
И позабудется в свой срок.
Но боль войны живёт в народе
И бродит, как в берёзе сок.
А. Селезнёв
Ежедневная жизнь на войне уже была подвигом, а наш народ потому и вышел победителем, что смог в испытаниях, ниспосланных ему, сохранить своё человеческое достоинство, не озлобиться. «Если война причина зол, то мир будет их исцелением». Слова поэта А.Селезнёва и римского оратора Квинтилиана могут служить эпиграфом к нашему уроку.
Запишите тему урока и один из эпиграфов к нему.
В год 65-летия Великой Победы мы не можем не думать о людях, переживших войну, о дедушках и бабушках, у которых до сих пор болят душевные раны, которые кричат по ночам от страшных воспоминаний.
Тема войны в литературе по-прежнему неиссякаема.
Появляются всё новые произведения, которые заставляют вернуться нас к тем огненным событиям, а также увидеть в современном человеке то, что мы ещё недостаточно осознали и оценили.
Слайд 3.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением, в котором сама война не показана, но четко слышны её отголоски.
Среди известных писателей есть имена малоизвестные – таковым и является для вас автор рассказа “Под высоким крестом” Борис Екимов. В годы войны он был совсем маленьким, но рассказы мамы и других очевидцев запали ему в душу, заставили взяться за перо.
II.Учитель просит послушать сообщение ученика об авторе:
Слайд 4.
Волгоградский писатель, лауреат Государственной премии России, Борис Петрович Екимов – один из лучших писателей современности.
Слайд 5.
Родился он 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье специалистов по пушнине. В 1939 году, после смерти отца, семья переехала сначала в Иркутск, а в следующем году — в поселок Или Алма-Атинской области. Здесь жили до 1945 года, потом семья перебралась в Калач-на-Дону, где и прошли первые годы жизни будущего писателя.
Слайд 6.
Затем Б.Екимов служил в армии, сменил несколько мест работы – был токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером, учителем труда в сельской школе. Печататься начал в 1965 году.
Слайд 7.
Первая книга писателя — «Девушка в красном пальто» — появилась в издательстве «Современник» в 1974 году. Она стала «заявкой» на собственное место в литературе, и после её выхода Б.Екимов решает посвятить себя литературе. В 1976 году он был принят в Союз писателей СССР (в то время это означало признание статуса профессионала).
В 1979-м окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького. С тех пор — на профессиональной писательской работе.
Слайд 8.
Им были написаны книги: «У своих», «Офицерша», «Доехали благополучно», «Последняя хата», «Тёплый хлеб», «Ночь исцеления» и др. Имя его заняло прочное место в столичных литературных журналах. Но «открытие» Б.Екимова для многих, несмотря на то, что он уже был автором нескольких книг, состоялось после появления в «Нашем современнике» рассказа «Холюшино подворье» (1984), вызвавшего баталии на страницах «Литературного обозрения».
За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир», «Нива Царицынская», «Россия». Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызвали публикации Б. Екимова в «перестроечные» годы: сборники рассказов «За теплым хлебом», «Ночь исцеления», романы «Родительский дом», «Пастушья звезда».
Правда, «рыночная экономика» 90-х заставила вернуться на журналистскую стезю. Б.Екимов работал корреспондентом в «Новой газете», заместителем редактора журнала «Отчий край». Ныне сотрудничает в «Волгоградской правде».
Слайд 9.
Сейчас Борис Екимов писатель известный и заслуженный, лауреат многих литературных премий (например, в 1998 году он получил международную премию «Пенне»), Лауреат Государственной премии РФ (1998). Писатель стал лауреатом литературной премии Александра Солженицына 2008 года.
Произведения Бориса Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки. Его повесть «Пастушья звезда» включена в президентскую библиотеку – серию книг выдающихся произведений российских авторов.
Слайд 10.
О своем жизненном и творческом пути писатель говорит так:
«Всякую хорошую литературу ведет тоска по хорошему человеку. Литература должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может жить гораздо лучше… Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно…Ремесло это избрал я не ради хлеба насущного. Путь мой в литературу начался давно, с книжного чтения (читать я научился в 4 года).
Слайд 11.
III. Беседа – размышление.
Учитель. Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края». Лейтмотив его произведений – реальные жизненные будни простого человека. Это близко и понятно многим, поэтому книги пользуются в России огромной популярностью. Герои Б. Екимова в большинстве своем обычные, внешне ничем не примечательные люди, показанные в обыденной жизни. Однако в определенной ситуации они совершают поступки, продиктованные не личной выгодой или практическими соображениями, а состраданием к другому человеку, способностью понять чужую боль. Эта черта екимовских героев по-новому высвечивает их характер, придает им нравственную глубину. Можно сказать, что замечательный и своеобразный роман написан художником недавно — это большая серия его хуторских рассказов с одними и теми же героями, которые оказываются то главными, то второстепенными и характер которых от рассказа к рассказу обозначается полнее. В книгу «Не надо плакать», отмеченную Премией Александра Солженицына 2008 года, включён рассказ «Под высоким крестом».
Слайд 12.
-
Скажите, как начинается этот рассказ? Определите время действия рассказа.
/Наши дни, преддверие 60-летия Победы/
-
Прочитайте, какую картину увидел Иван Атарщиков в Красном яру?
/Чтение отрывка «Рядом с дорогой земля была непривычно изрыта, взбуравлена…»(с.126) до слов «Теперь же … Надругание над прахом, божья страсть.» (с.127).
-
Какие чувства вызывает у вас эта картина?
/Больно за то, что в наши дни стало возможным надругательство над памятью, над захоронениями. Автор даёт довольно мрачный ракурс современности./
-
Почему Иван считает себя виновным в случившемся?
/ Разбросаны по степи солдатские захоронения. Где-то тут лежит и прадед пастушка Вани. А сам Ваня проговорился каким-то приезжим про эти могилы; мужики же оказались хищниками: раскапывают могилы, ищут ценности./
-
Прочитайте, как это произошло?
/с.129. Внизу его ждали два, тоже молодых, крепких мужика… Мы из группы «Поиск»…до слов потом хороним с. 130/
Слайд 13.
-
Что знает Иван Атарщиков о страшных боях, шедших под Сталинградом?
/с. 131. Тут много людей полегло…/.
Учитель. Сегодня, говоря о человеческих потерях в Великой Отечественной войне, мы называем цифру и 20 миллионов погибших, и 30. Но каждый из этих миллионов был живым человеком, а возле него — круг близких, друзей. Гибель одного человека тяжело ранила, убивала людей этого круга. А сколько вдов, сирот, умерших от голода и болезней? И у всех свой круг, который кровил, на всю жизнь оставался незаживающей раной.
(На фоне песни В.Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов)
-
Что знает о войне молодой пастух Иван Атарщиков?
/с. 133-134 А что до погибших…Ему ли не знать?…/
Учитель. Для Ивана война была не только историей страны, но и историей своей семьи, в которой память о тех страшных днях священна. Он понимает: война — это страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания близких ему людей.
-
Опишите внешность бабушки Анеши.
/с. 137 Невеликая ростом, сухонькая…/
-
Как автор показывает нам женщин, переживших войну?
/с. 139.Ещё живы были окрестные хутора и старые люди…- словом, бабья доля»/
Учитель. О русской женщине, великой в своих подвигах и в своих несчастьях, хранящей корень жизни рассказывает и современный русский художник Александр Максович Шилов. С каким уважением и любовью написаны им портреты пожилых людей, на которых запечатлены простые, ничем не прославившиеся и никому не известные люди, прожившие нелегкую жизнь, но сохранившие доброту и достоинство… Например – «Моя бабушка» (1977), «Ждет сына» (1984), «Солдатские матери» (1985), «Хозяин земли», «Багульник цветёт» и другие.
Слайд 14.
V. Сообщение о картинах А.М.Шилова
Александр Шилов
» Художник тот, кто чувствует сердцем… «
Среди современных живописцев России имя Александра Максовича Шилова стоит в первом ряду. Если же рассматривать его как художника-портретиста, то в этом жанре ему нет равных.
Как художник-портретист Александр Шилов — своеобразный посредник между человеком и временем. Он чутко улавливает психологическую жизнь образа и создает не просто живописное полотно, а, проникая в тайники души, раскрывает судьбу человека, запечатлевает мгновение, в котором живет наш реальный современник. Человек интересует А. Шилова во всех проявлениях индивидуального бытия: его герои пребывают в радости и грусти, в спокойном раздумье и в тревоге ожидания. Особая мягкость, задушевность образов делает работы А. Шилова глубоко национальными.
Все в картинах А. Шилова несет в себе глубокий смысл. В них нет ничего случайного, ради внешнего эффекта. Выражение лица человека, его поза, жест, одежда, предметы интерьера в картине, ее колорит служат созданию образа, характеристике героя, передаче его внутреннего состояния.
Никакие высокие слова не способны передать того великого мастерства, которого достиг Александр Шилов. Художник просто творит чудеса. Своей волшебной кистью он заставляет глаза говорить, превращает краски в шелк, бархат, мех, дерево, золото, жемчуг… Его портреты живут.
Такие портреты — плод не одного мастерства, но сердца, ума, души художника. Так может писать лишь человек с ранимой, впечатлительной душой, собственным сердцем чувствующий боль, страдание, радость каждого героя; человек мудрый, глубоко познавший жизнь, знающий цену всему: и любви, и счастью, и горю. Так может писать лишь патриот, всей душой любящий свой народ, свой город, свою страну. Россия для Александра Шилова прекрасна и любима. Это наш современник, талантливый художник, автор многих портретов, «Моя бабушка» (1977 г.) «Ждет сына» (1984), «Солдатские матери» (1985).
Композиционное пространство картин определено почти правильной формы квадратом. Художник раскрывает в этих картинах основной свой принцип: старость не безобразна, она по-настоящему красива. Старческие образы символизируют красоту души, красоту и достоинство прожитой жизни, подвиг служения другим. Старые люди Шилова, начиная с бабушки, всегда люди. Это всегда Человек в лучшем своём земном воплощении: обладатель и носитель бесценного дара – человечности. В первую очередь все эти определения относятся к бабушке. Маленькое худощавое тело «объято» непритязательным, но таким уютным креслом. Лицо бабушки необычайно мягкое, доброе, родное. Особые нити связывают каждого с портретом шиловской бабушки. Мы буквально узнаём – каждый – свою бабушку в ней.
Это портрет наших бабушек, наших состарившихся мам. И потому портрет овеян нежной грустью, встречной добротой зрителя.
Слайд 15.
В шиловских портретах бабушек волшебной формулой удачи художника является единственное определение – простота. Самое простое и самое труднодостижимое для искусства качество. А вот смысл этого простого слова в портретах поистине бездонен: жизнь дается человеку для детей, для внуков, для труда.
Никакая сугубая молитва не обеспечит ту ясность взгляда, чистоту души, благодатность дел и помыслов, которые смотрят на нас глазами его бабушек. Это глаза чистой совести, душевного равновесия и покоя душевного, достигаемого лишь полной самоотдачей человека (людям, делам, долгу, труду, творчеству). Так не героически, без претензии на подвиг смотрят на нас те, кто Царство Божие (а оно внутри нас) уже здесь, на Земле, от Господа заслужил. И обязательно сам его добыл: трудом, честностью, верой, верностью, любовью.
Талант художника выражается, в конечном счёте, в умении облечь точно открытое и правильно понятое содержание в органичную форму.
У Шилова это седина, бесчисленные морщинки, как рельефы самой земли. Рельефы опыта и страданий в этом состарившемся, но оттого ещё более милом, родном, прекрасном лице. Именно в лице – живом, будничном, обычном, но так много святости источающем!
Неповторимые и непередаваемо глубокие глаза. Художнику удалось добиться поразительного психологического эффекта: будто всю свою долгую жизнь обозревает бабушка взглядом. Так и застыла в памяти о каждом, в заботе о каждом, во вселенской своей отзывчивости каждому, кто в жизнь её вошел.
Один из посетителей выставки А. Шилова в Париже оставил такую запись в книге отзывов: «Ваши портреты живут за рамой».
А.М. Шилов говорил: «Я за такое искусство, которое заставляет страдать и сопереживать, а поэтому художник сам должен быть ранимым, чутким и добрым человеком. Своим искусством он должен возвышать и облагораживать души людей. Я создаю историю в лицах. Когда мы уйдем из этой жизни, по портретам будут судить — какие жили люди… Что выражали их глаза… Их чувства, сомнения, страдания… А наш внешний вид — одежда, прическа, аксессуары… Разве всё это – не исторический жанр?»
-
Что вас привлекает в облике этих женщин?
-
Обратите внимание на одну очень важную деталь: женщины смотрят вдаль и вместе с тем у них взгляд, устремлённый в себя, не правда ли?
/Совмещение этих взглядов, наверное, и придаёт портретам необычность, значительность, содержательность/
12.Если бы вы посетили выставку работ А.Шилова, какую запись оставили бы в книге отзывов?
/1-2 ученика зачитывают свои отзывы/
Учитель. Власть войны над человеком огромна. Какое горе испытывали люди, когда в дом приходило несчастье. И все в семье надеялись на то, что мужья и дети вернутся домой. Тяжелое время, горе, пережитое во время войны, крепко осело в памяти, в душе бабушки Анеши и не отпускает её.
13. Что в последние годы мучает бабушку Анешу?
/Память о муже. «В молитвах не поминала. Но хранила в душе робкую память. Только для себя… с. 137-138/.
Боль бабушки не физическая, а душевная. Душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением.
12. Что решает семья бабушки Анеши?
/Отправляет с правнуком Ваней по местам боёв/
Слайд 16.
14. Обратите внимание на каждый эпизод, рассказывающий о тех боях. Прочитайте эпизоды, рассказывающие о войне.
/Чтение отрывков на фоне музыки М.Таривердиева «Воспоминания»/
Слайд 17.
15. Какой художественный приём использовал Б.Екимов, рассказывая о войне?
/Приём полилога, который позволяет передать горе не одного человека, а трагедию всего народа/
Слайд 18.
16.Почему автор столь документально подробен в воспроизведении деталей военного времени?
/ Возможно, кто-то скажет, что необходимо оберегать молодое поколение от таких потрясений, что не нужно знать обо всех ужасах войны, но подобное знание насущно необходимо не только потому, что это – история нашей страны, но и потому, что иначе не будет возможно взаимопонимание между представителями разных поколений./
17. Какое настроение создаёт музыкальный отрывок? Как перекликаются воспоминания лирического героя музыкального произведения и воспоминания героинь рассказа Б.Екимова «Под высоким крестом»?
Учитель. Современная наука установила, что ранение на войне — это не просто физическая травма. Оно записывается в генетический код человека, передаётся по наследству. А значит, все мы ранены на той войне… И это нас объединяет с далёкой эпохой военного лихолетья. Поэтому война — это не только наше прошлое, она присутствует в нашей жизни сегодня, определяет наши поступки, помогает осознать национальное единство в мире, где рушатся идеалы.
Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину, —
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим другими глазами –
Такими же полными слез.
18.Какие качества характерны для нравственного облика Ивана Атарщикова?
/Память о прошлом, умение принимать самостоятельное решение, любовь к родной земле и людям, на ней живущим/
Учитель. Критик Владимир Васильев находит особое слово для характеристики екимовских героев. Это слово – хозяин. Хозяин в устах Б. Екимова — высшая оценка человека и его отношения к окружающему. И эта оценка исключительно многомерна: от рассказа к рассказу обогащается различными смысловыми оттенками, касаясь по существу всех сторон человеческой жизни. Но главное в ней остается неизменным: хозяин — значит живущий собственным трудом, величайший труженик. Это основной источник, питающий героев писателя уверенностью в жизни; им определяются и все другие людские качества: хозяин своим чувствам и своим словам — хозяин собственной судьбы — хозяин в семье, дома и на подворье – хозяин на общественной ниве – хозяин страны.
19. Как поступает Иван Атарщиков, вернувшись домой?
/Идет к сельскому учителю, узнаёт: мародёры грабят ради денег могилы, затем едет, чтобы снести кресты на братских могилах/
20. Вам знакомы такие картины, встречались ли вы с подобным в жизни или литературе?
Близко по тематике рассказу «Под высоким крестом» стихотворение Э.Асадова «Реликвии страны». В нём та же щемящая боль за сегодняшнюю Россию.
Слайд 19.
Скажи мне: что с тобой, моя страна?
К какой сползать нам новой преисподней,
Когда на рынках продают сегодня
Знамёна, и кресты, и ордена?!
Неважно, как реликвию зовут,
Георгиевский крест иль орден Ленина,
Они высокой славою овеяны,
За ними кровь, бесстрашие и труд!
* * *
Так повелось, что в битве, в окруженье,
Когда живому не уйти из боя,
Последний воин защищал в сраженье
Не жизнь свою, а знамя полковое.
* * *
Ну как же докричаться? Как сказать:
Что от обиды и знамёна плачут!
И продавать их – значит предавать
Страну свою и собственную мать,
Да и себя, конечно же, в придачу!
Вставайте же, люди, подлость обуздать!
Не ждать же вправду гибели и тризны.
Не позволяйте дряни торговать
Ни славою, ни совестью Отчизны!
21.Что чувствует Иван? Как вы думаете, правильно ли он поступает?
/ Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле. Если нет возможности по-другому сохранить покой павших, то поступок Ивана оправдан./
22. Как относится автор к поступку своего героя?
/В финале рассказа запечатлено уже авторское рассуждение: “Что им памятники, что им венки, что им громкие слова, когда главное отнято — человеческая жизнь. Пусть лежат, пусть покоятся. Даже деревянный крест им не нужен. Он завтра упадет — и нет его. Останется лишь трава да вот эта старая узловатая груша, у которой век долог и прочен. И через сто лет она все так же будет молодеть по весне, нежно зеленея, и зацветет в свою пору, и прилетят к ней гудливые пчелы, а по осени лягут на землю желтые плоды. Степной коршун будет порою дремать на обсохшей маковке. А потом и груша умрет. Останутся лишь степные курганы да небо над ними…”/
23.Рассказ Б.Екимова небольшой по объему, но он разбит на несколько главок. Зачем? Что дает автору такая композиция рассказа?
(По объему рассказ небольшой, но по времени раскрывает долгий период, рассказывая о современной действительности, военной поре и послевоенной жизни героев. Действительно, такое деление делает небольшой рассказ очень объемным по событийному и эмоциональному содержанию. Каждая из главок – этап в развитии сюжета, в ней доминирует своя, особая интонация, определяемая происходящими событиями. В нем есть некое «тяготение к дневниковым записям»).
Слайд 21.
Учитель. У рассказа необыкновенное, таинственное название «Под высоким крестом». Как вы думаете, почему рассказ так называется? Какое значение имеет конец рассказа?
/Крест – знамение победы над дьяволом и врагами Христовой веры. Его чудесное явление всегда вызывало чувства благоговения и радости. Явление креста также надо воспринимать как знамение, которое Господь явил для укрепления в людях веры во всепобеждающую силу креста, в то, что только православная вера способна остановить современных мародеров, разыскивающих и вскрывающих захоронения последней войны./
Учитель. С большой любовью описывает Б.Екимов красоту родной земли. И мы верим, что человек, с малолетства вдохнувший этот вольный воздух, чабрецовый и полынный дух, пьянящий голову, навсегда прикипел душой к этим краям. Он сумеет сохранить теплую память о прошлом, а вместе с этим и чувство ответственности за Родину. Эту сокровенную суть предельно ясно выразил Н.Рубцов в стихотворении «Пусть душа останется чиста»:
До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста!
Перед этой жёлтой, захолустной,
Стороной берёзовой моей,
Перед жнивой,
Пасмурной и грустной,
В дни осенних Горестных дождей.
Перед этим старым сельсоветом,
Перед этим садом у моста,
Перед всем старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста
До конца,
До смертного креста!
/Стихотворение звучит на фоне Прелюдии № 10 ор.32 (№ 20) С.Рахманинова
Д/З Сочинение-рецензия на рассказ.
Творческая работа-исследование «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны», разработка алгоритма интервью с очевидцами военных лет (см.Приложение ).
Приложение 3
Интервью – опрос очевидцев военных лет:
-
Где были в первый день войны? Что запомнилось?
-
Слышали ли речь Молотова, обращение Сталина к народу? Какое впечатление они произвели?
-
Кто из родственников сражался на фронте (их боевой путь)? Какая память осталась об их участии в семейном архиве?
-
Как сложилась жизнь членов семьи в тылу? Чем они занимались?
-
Какие события военных лет они запомнили как самые важные, радостные, горькие?
-
Какие свидетельства военных лет сохранились в вашей семье? Почему вы их храните?
Словарь:
Чакан — донск. сочное болотное растенье Typha; идет на поплавки неводов, на . прокладку ладов обручной посуды, на циновки и, связанное пучками, на тюфяки; на Дону комельки его едят. T. latifolia, рогоза, рогоз, ситник, куга, палочник, кубыс, початки, тырлик, пыж, чиж, бадья, оробинец? T. angustifolia, тырлыч, чакан, рогоз, палочник, филатика? бадья. | Чакан, чекан, высокого строя флейточка, тростью, которую держат вдоль, не поперек. Чаканка ж. рогожка из куги.
Музыка М.Таривердиева, Стихи Р.Рождественского
Я прошу, хоть ненадолго,
Боль моя, ты покинь меня.
Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.
Берег мой, покажись вдали
Краешком, тонкой линией.
Берег мой, берег ласковый,
Ах, до тебя, родной, доплыть бы,
Доплыть бы хотя б когда-нибудь.
Где-то далеко, очень далеко
Идут грибные дожди.
Прямо у реки, в маленьком саду
Созрели вишни, наклонясь до земли.
Где-то далеко в памяти моей
Сейчас, как в детстве, тепло,
Хоть память укрыта
Такими большими снегами.
Ты, гроза, напои меня
Допьяна, но не до смерти.
Вот опять, как в последний раз,
Я все гляжу куда-то в небо,
Как будто ищу ответа…
Я прошу, хоть ненадолго,
Боль моя, ты покинь меня.
Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.