Леонид Николаевич Андреев
Нравственные проблемы в рассказе «Кусака».
Эпиграф: Внимательней вглядитесь, люди, в глаза покинутых собак! (О.Высотская)
Цели:
-
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н. Андреева;
-
Используя текст, поразмышлять со школьниками над теми проблемами, которые автор обозначил в своём произведении.
Оборудование: доска, мел, проектор, компьютер, фотографии собак, портрет Л.Н. Андреева, стихи Д. Орлова «Бездомный пёс» и Э. Асадова «Дачники».
Ход урока:
—Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Л.Н. Андреева «Кусака». Этот автор уже известен нам, давайте вспомним, какое его произведение мы уже читали? («Петька на даче» 6 класс)
—Но прежде, чем мы обратимся к рассказу, давайте познакомимся с его биографией подробнее. (Презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Андреева», подготовленный заранее ученик.- См. Приложение №1).
— А сейчас послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «Дачники» (чтение учителем стихотворения. -См. Приложение№2). Как вариант здесь можно показать небольшой репортаж о брошенных на зиму на дачах собаках.
—Как вы думаете, для чего я прочитала вам это стихотворение? Показала репортаж? (они повторяют сюжет рассказа, тем самым подтверждая, что этот случай не единичный, а скорее напротив, это частое явление, поэтому Л.Н. Андреев еще раз в произведении «Кусака» поднимает тему брошенных животных и безответственности людей ).
Анализ текста по вопросам:
— Какой мы видим Кусаку впервые, опишите её, используя текст (грязная, худая)
—Когда её обманули впервые? Какой она стала? (пьяный человек пнул её в обиде на всю свою жизнь, после этого она перестала доверять людям)
— Почему она обидела Лелю и в то же время ревниво охраняла её сон и сон её близких? (она не привыкла доверять людям, но теперь она понимала, что у неё появилось имя и хозяева, а значит она перестала быть бездомной и никому не нужной)
— Так ли уж добры дачники? Можно ли назвать их отношение к собаке настоящей любовью? (нет, они держат её как игрушку, о которой очень скоро забудут, они хотели даже застрелить её, если она не уберётся)
— Собака стала привыкать, нашла хозяев, расцвела всей душой, как себя ведёт при этом? (шерсть стала гладкой, она была счастлива)
— Любит ли Леля Кусаку? (нет, просто жалеет, а «добрая» мама так и вовсе предлагает заменить её породистой собакой)
— Как Леля с ней прощается? (никак, она совсем забывает с ней попрощаться)
— О чем говорит образ дурачка Илюши? Можно ли провести параллель между ним и собакой? (конечно, эти персонажи похожи, их обижают люди, на их примере отчётливо видна жестокость людей по отношению к близким, их бездушие)
— Назовите самый драматический момент в рассказе? (собака снова осталась одна)
— Обратимся к описанию природы? В начале: дождь, грязь, ночь. В середине, когда собака счастлива, солнце, красота природы, лето. В конце произведения снова дождь, ночь и грязная собака. Рассказ вернулся к тому, с чего начался. Как называется такая композиция (кольцевая). Мы уже знаем, что природа в произведениях часто отражает состояние героев. По словам самого Л.Н. Андреева, «… в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями…». Поэтому, в данном рассказе природа отражает внутреннее состояние собаки.
— Вернёмся к эпиграфу урока. Прочитайте его ещё раз про себя. Посмотрите, у меня на доске фотографии собак( СМ. Приложение№3), посмотрите в их глаза, что они выражают? (боль, печаль, тревогу, безысходность, одиночество,…)
— Пока вы смотрите, я прочитаю ещё одно стихотворение.
Д. Орлов «Бездомный пёс»
Бездомный пёс, в глазах один вопрос:
«Зачем же я не нужен никому?»
Погладишь пса и отведёшь глаза…
А что ещё ответствовать ему?
Ничейный пёс удержится от слёз –
Он понимает правила игры.
Полкан иль Бим, он хочет быть твоим
Не ради миски или конуры.
Ничейный пёс меж туфель и колёс
Бредёт куда-то в изморось и ночь.
Опять ни с чем. Он не поймёт, зачем
Зовут, ласкают и уходят прочь.
— Сегодня мы говорили о рассказе «Кусака». Так какие же проблемы в нем обозначены, давайте подведём итог (безответственность, бездушие, жестокость людей, нежелание отвечать за тех, кто ими приручен, проблема бездомных животных, ведь многие из них когда-то кому-то принадлежали).
-Запишите домашнее задание- написать отзыв на рассказ, какие чувства вызвал он у вас. Спасибо за работу, до свидания.
Приложение №2
ДАЧНИКИ
Брызгая лужами у ворот,
Ветер мчит босиком по улице.
Пригорок, как выгнувший спину кот,
Под солнцем в сонной дремоте щурится.
Радость взрослых и детворы!
Долой все задачи и все задачники!
Да здравствуют лодки, грибы, костры!
И вот из города, из жары
С шумом и грохотом едут дачники.
Родители любят своих ребят,
И, чтобы глаза малышей блестели,
Дарят им кошек, птенцов, щенят,
Пускай заботятся и растят.
Хорошему учатся с колыбели!
И тащат щенята с ранней зари
С хозяев маленьких одеяла.
Весь день раздается: — Служи! Замри! —
Нет, право же, что там ни говори,
А добрых людей на земле немало!
Ветер колючий листву сечет
И, по-разбойничьи воя, кружит,
Хлопья седые швыряет в лужи
И превращает их в ломкий лед.
Сады, нахохлившись, засыпают,
В тучи закутался небосклон.
С грохотом дачники уезжают,
Машины, простудно сопя, чихают
И рвутся выбраться на бетон.
И слышат только седые тучи
Да с крыш галдящее воронье,
Как жалобно воет, скулит, мяучит
На дачах брошенное зверье.
Откуда им, кинутым, нынче знать,
Что в час, когда месяц блеснет в окошке
(Должны же ведь дети спокойно спать!),
Родители будут бесстыдно лгать
О славной судьбе их щенка иль кошки.
Что ж, поиграли — и с глаз долой!
Кончилось лето, и кончились чувства.
Бездумно меняться вот так душой —
Непостижимейшее искусство!
А впрочем, «звери» и не поймут,
Сердца их все с тою же верой бьются,
Они на крылечках сидят и ждут,
И верят, глупые, что дождутся…
И падает, падает до зари,
Как саван, снежное покрывало…
Конечно же, что там ни говори,
А «добрых» людей на земле немало!
Автор Эдуард Асадов
Приложение № 3: