Конспект урока литературы в 8 классе
по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»
Тема: » У этого человека по крайней мере три злодейства на душе».
Эпиграфы к уроку:
-Я не в состоянии жертвовать необходимым в
надежде приобрести излишнее.
-Я готов взять грех ваш на свою душу.
-… у него профиль Наполеона, а душа
Мефистофеля.
Цели:
-
Обучающая: Проанализировать образ главного героя повести, закрепить опыт анализа эпизода.
-
Развивающая: языковой анализ фрагментов текста.
-
Воспитывающая: теория эгоизма и расчета губительны, безнравственный человек всегда несет наказание.
Урок строится на элементах коммуникативной технологии, базирующейся на диалоге.
Методы: выстраивание диалога, анализ эпизода, слово учителя, развитие критического мышление).
Для начала отметим, что все три эпиграфа закрыты, учащиеся их не видят, им предстоит их назвать.
Анализ текста по вопросам:
-
Понравилось ли вам повесть А.С.Пушкина?
-
Cовременна ли она, на ваш взгляд?
-
А знаете ли вы, что в основу сюжета повести (сложной ,философской,символичной) положен курьезный случай (анекдот)?
Курьёзный случай (анекдот), ставший известным Пушкину/ Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.
В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.
-
О каком герое повести слова, вынесенные мной в тему урока? (о Германне)
-
Какие слова в теме являются ключевыми? (душа, злодейство)
-
Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы раскрыть тему?
(Что за человек Германн? Какой он по характеру? Что твориться в его душе? И о каких злодействах идет речь?) Молодцы! То есть мы должны проследить все движения души Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение.
-
А теперь обратимся к тексту.
В какой обстановке мы впервые видим Германна? Что говорит о себе он сам, что окружающие?(Ответы детей. Читаем: “Игра занимает меня сильно, — сказал Германн, — но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”. ЭПИГРАФ 1. ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО ГЕРМАННА. (открываем) Томский о нём: “Германн немец: он расчётлив, вот и всё!” Автор о герое: “…не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив… он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости…”
Выпишем ключевые слова, характеризующие натуру героя: расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость. Обратим внимание учащихся, что Германн, говоря о себе, уже тогда называет эти карты, они скрыты в глаголах УТРОИТ,УСЕМЕРИТ, ДОСТАВИТ ПОКОЙ И НЕЗАВИСИМОСТЬ.
-
Что за человек предстаёт перед нами? (Цельный или сложный, может быть, подберут другое слово) Вывод: Перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого: в нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.
-
Какую историю о своей бабушке рассказывает Томский и как реагирует на неё Германн? (О трех картах, «сказка»)
-
В снах часто раскрывается подсознательное в человеке. Зачитайте сон Германна. Какой вывод мы делаем о герое? В чем он видит смысл жизни? (Cчастье в богатстве, корыстный человек, меркантильный).
-
На что готов наш герой ради обогащения?
(Стать любовником старухи, взять на себя чужой грех, убить). Второй эпиграф (открываем). Прокомментируйте его. (Человек без моральных принципов, готов продать душу дьяволу).
-
С кем сравнивает Германна Томский на балу?Третий эпиграф(открываем). Прокомментируйте эти слова.
-
Случайно ли именно эти три цитаты я предложила вам в качестве эпиграфа к нашему уроку?(Вся сущность личности Германна очень емко раскрыта в них).
14. Кто такая Лиза? Какую роль в раскрытии внутреннего мира Германна играют его взаимоотношения с Лизой?
( Ответ учащихся состоит из пересказа-анализа эпизодов, связанных с взаимоотношениями Лизы и Германна. Ученики делают вывод, что Германн играет любовью. Расчёт у него везде, даже во взаимоотношениях с девушкой. Любовь — нравственная категория — используется как средство достижения материальных ценностей. Лиза – ключ, помогающий Германну проникнуть в дом старухи)
15. Открыла ли графиня свой секрет? Как ведет себя Германн, ожидая встречи и во время неё? (Возможно, обращение к анализу эпизода (природа). Чувствует ли он раскаяние после смерти графини?
16. Каков финал повести? Удалось ли Германну обогатиться?
17. За что наказан Германн? Обратимся вновь к теме урока, о каких трех злодействах идет речь? ( Невольное убийство старухи, убийство веры в любовь, убийство души).
Вывод:
18. А какой нравственный урок из повести можем извлечь мы?
(Безнравственный человек всегда несёт заслуженное наказание. Азартные игры губительны. Не стоит бросать вызов судьбе.)
Домашнее задание (по вариантам):
1.Проанализировать эпиграфы, какова их роль в тексте?
2. Выписать в тетради все цитаты, содержащие числа.
3. Сопоставить картины Петербурга Германна и графини (интерьер, образ жизни).
Материалы к уроку:
Расчет
Умеренность
Трудолюбие
ПИКОВАЯ ДАМА —
тайная недоброжелательность
Елизавета – с древнееврейского « почитающая Бога»
3 злодейства:
— убийство веры в любовь (ЛИЗА)
— убийство (невольное) старухи
— убийство души (ГЕРМАНН)
Наполеон – воплощение стремления к власти.
Мефистофель — искуситель, обольститель, дьявол.
Честолюбие— искательство внешней чести, уважения, почёта, почестей, побуждение внешнее и низкое.
(В.И. ДАЛЬ)
ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ ЧЕЛОВЕК – страстный к чинам, отличиям, славе, похвалам и потому действующий не по нравственным убеждениям. (В.И. ДАЛЬ)