Урок литературы в 10-ом классе

(первый урок в системе уроков, посвященных творчеству Н.А. Некрасова)

«Отечества достойный сын…»

(Восприятие, истолкование и оценка стихотворения

«Внимая ужасам войны…». Образы-символы в искусстве.)

Цель урока: привлечь внимание к творчеству Н.А. Некрасова через знакомство, восприятие, истолкование и оценку стихотворения «Внимая ужасам войны…»

Задачи урока:

образовательная: познакомить со стихотворением Н.А. Некрасова; закрепить умение анализировать выбранное стихотворение; обучать употреблению в речи литературоведческих терминов; продолжать подготовку к ЕГЭ (задание В8 по русскому языку); закрепить знание понятия «образ-символ»;

развивающая: развивать познавательный интерес через метапредметные связи: литература, история, музыка, живопись, скульптура; способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся;

воспитывающая: через восприятие и истолкование стихотворения «Внимая ужасам войны…» воспитывать такие моральные ценности, как духовность, нравственность, сострадание, сочувствие, сопереживание.

Оборудование:

  1. портрет Н.А. Некрасова;

  2. таблицы «Тропы»;

  3. ПК, проектор;

  4. презентации к уроку;

  5. раздаточный материал;

  6. музыкальные фрагменты.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

Лирика… Поэзия… Это особый мир, позволяющий автору выразить свои чувства, переживания, мысли, а читателю поэзия позволяет найти в огромном мире стихотворений одно, единственное, в котором просто и доступно говорится о том, что созвучно ему, что чувствует читатель, над чем он думает, о чем волнуется, чему сострадает. Таким образом, одно-единственное стихотворение может обладать огромной силой воздействия на нашу душу. Именно поэтому мы можем испытать чувства радости и горя, ненависти и сострадания, сочувствия, сопереживания.

Конечно, у каждого читателя такое стихотворение свое, любимое, которое знаешь наизусть не потому, что надо, а потому – что хочется вновь и вновь повторять задушевные, волнующие строки. Вот и у меня есть такое стихотворение, знакомство с которым состоялось более 35 лет назад, а оно все так же меня волнует, все так же я ощущаю его силу. Сейчас я его прочту:

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

  1. Беседа по восприятию стихотворения.

— Понравилось стихотворение?

— Чем понравилось?

— Что вы чувствовали?

— Что можно сказать о его теме?

— Какие проблемы поднимает автор в нем?

— Как вы думаете, какие реальные исторические события могли быть положены в его основу?

— Когда оно могло быть написано? В какое время?

4. Учитель подводит итог:

Это стихотворение универсальное, то есть оно современно, актуально и 35 лет назад и сейчас. Автор этого стихотворения Н.А. Некрасов и написано оно было в 1855 году, более 150 лет назад.

5.Учитель, следуя выше сказанному, формулирует и одновременно записывает тему урока.

Учитель:

Тема нашего урока: «Отечества достойный сын…» Восприятие, истолкование и оценка стихотворения «Внимая ужасам войны…». Образы-символы в искусстве»

Итак, продолжилось наше знакомство с лирикой Некрасова, исходя из этого, прокомментируйте тему урока:

— «Отечества достойный сын» — это сказано о ком?

— О чем мы будем сегодня на уроке рассуждать?

— С каким литературоведческим термином познакомимся?

(Учитель подвел итог, какие задачи стоят перед учениками.)

6.Истолкование и оценка – анализ стихотворения «Внимая ужасам войны…» (на экран выведен текст стихотворения, тексты имеются на каждой парте).

Вопросы:

— Нам известно, что поэзия во 2-ой половине 19-го века развивалась в двух направлениях. Каких?

— К какому из них мы отнесем данное стихотворение? Почему? (дана оценка происходящему).

— Какое историческое событие стало его основой? (Крымская война 1853-1586гг).

— Охарактеризуйте состояние лирического героя? Каково его настроение? При ответе пользуйтесь раздаточными таблицами.

— Какие средства выразительности использует автор?

( Фигуры стилистические:

анафора: мне жаль, мне жаль;

антитеза: противопоставлена повседневная жизнь и кровавая нива, мир – война;

контекстные синонимы: ужас войны – жертва боя – кровавая нива; синонимический ряд с усиливающимся значением — смысловая градация;

инверсия: и друга лучший друг забудет.

Тропы:

эпитеты: святые, лицемерные, искренние, кровавая;

метафора: кровавая нива; нива – это засеянное поле, пашня, поэтому кровавая нива – это поле боя, где много погибших, тел убитых – это всходы нивы;

сравнение: как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей.

— Какие образы-символы использует Некрасов в стихотворении? Поясню, символ – это конкретный образ, за которым прочитываются более глубокие смыслы, символ многозначен, его смысл проявляется в процессе читательского восприятия.

Символы:

слеза (какая? радости или горя?) – символ горя, беды, ужаса, кровавой нивы

(чья?) слеза матери – символ горя, скорби

— Как вы думаете, образы символы слеза и слеза матери понятны всем людям? А во временном пространстве?

Предлагаю вашему вниманию зрительный ряд «Слеза матери». А чтобы настроить вас на восприятие, прозвучит песня Анастасии Карман «Материнские слезы». Получается цепочка: образ-символ «слеза матери» в музыке, поэзии, фотографии.

(Презентация «Слеза матери»)

— Какие чувства испытывает мать на представленных фотографиях? А мать из стихотворения Некрасова? Мать страдает, скорбит. Поэтому еще один символ – это мать скорбящая.

— Как вы понимаете данный образ-символ? Предлагаю вашему вниманию презентацию «Мать скорбит», в ней вы увидите произведения живописи, скульптуры, как данный образ-символ раскрывается в живописи и скульптуре.

(Презентация «Мать скорбит»)

(Во время показа слайдов учащиеся комментируют произведения:

— Эль Греко;

— Аскели Галлен Каллела;

— Тамара де Лемпицка;

— мемориалы Волгограда)

Учитель:

— Подведем итог: благодаря образам-символам становится более понятным мир лирического героя стихотворения, его идея. Эти образы-символы вечны, что доказывают представленные произведения искусства, которые создавались в разные временные эпохи мастерами разных стран. Таким образам, в стихотворении использовано два очень значимых образа-символа: слеза матери и скорбящая мать.

Удивительно, стихотворение написано более 150 лет назад, а его исполняют под гитару как дворовую песню современные мальчишки! Давайте послушает, как звучит стихотворение Некрасова сегодня в исполнении вашего сверстника, не профессионала.

(исполнение «Внимая ужасам…» под гитару)

Учитель:

— Как звучат слова? Современно, правда? Действительно, Некрасов – «отечества достойный сын», раз его стихи живы сегодня, звучат сегодня, знакомы молодежи. Урок подходит к концу. И я очень надеюсь, что мир поэзии Некрасова станет вам чуть понятнее, интереснее, и я была бы счастлива, если и для вас встреча со стихотворением «Внимая ужасам войны…» стала знаковой, памятной.

Домашнее задание:

стихотворение наизусть, и письменная работа в тетради «Мое восприятие и понимание стихотворения».

Учитель:

Спасибо за урок, до свидания.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here