ФИО учителя: Зырина Татьяна Александровна

Город, школа: город Буй Костромской области МОУ СОШ №9

Предмет: литература

Класс: 10

Тема урока: «Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева» (урок на основе блочно-модульной технологии)

Место урока в теме: второй урок по теме «Поэзия Ф.И.Тютчева»

__________________________________________________________________________________________________

Цели урока. 

Цели урока:

  • обучающая цель: знакомство с поэтическим взглядом Тютчева на природу; дальнейшее формирование навыков работы с лирическим произведением

  • развивающая цель: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать

  • воспитывающая цель: формирование любви к природе среднерусской полосы, развитие коммуникативных навыков

Тип урока.

урок — исследование

Оборудование.

раздаточный материал /распечатанные тексты/

Ход урока.

Этапы урока

Форма организации урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Слово учителя

Фронтальная работа

На прошлом уроке мы познакомились с биографией Тютчева, постарались увидеть его индивидуальность, неповторимость.

— В чём же особенность биографии Ф.И. Тютчева?

  • Необычайная одаренность и ранняя карьера поэта и чиновника;

  • Позднее начало публикации стихов и поздняя слава;

  • Необычно длительное пребывание вдали от родины;

  • Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры;

  • Трагические судьбы близких поэта.

Микромодуль — Мотивация деятельности учащихся.

Фронтальная работа

Проверка домашнего задания (возможен вариант применения ИКТ)

— Сегодня хочется мне напомнить вам слова исследователя творчества Тютчева А.В. Чичерина о том, что «вся жизнь Тютчева – в его стихах».

С его произведениями вы уже встречались на уроках литературы, что-то учили наизусть. Поэтому легко вспомните строки поэта:

(учитель начинает, ученики продолжают)

Зима недаром злится,

Прошла её пора…

Чародейкою-зимою

Околдован лес стоит — …

Ещё в полях белеет снег …

Люблю грозу в начале мая…

— Совсем не случайно то, что все эти стихи – о природе. Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева. Об этом мы и будем говорить на уроке. Цели урока на доске. Сформулируйте проблемы, которые вы должны решить на уроке

Расскажите, какой сборник-коллаж стихов о природе вы составили из стихов Тютчева и в чем увидели своеобразие его пейзажной лирики.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

А воды уж весной шумят.

Когда весенний первый гром

Учащиеся формулируют проблемы урока (проблемы фиксируются на доске)

Ученики выступают со своими коллажами: название сборника, название стихов по темам (весна, лето, зима, осень), чтение 1 – 2 стихотворений, вывод о своеобразии пейзажной лирики.

(Подробного анализа стихотворений не требуется)

Микромодуль – образ.

Творческий эксперимент «Реконструкция» стихотворения Ф. Тютчева «Осенний вечер»

Групповая исследовательская работа

— Природа являлась не только объектом эстетического переживания поэта, как это часто бывает в пейзажной лирике, но и материалом для постоянных размышлений о мире, о Боге, о месте человека в этом мире. Чтобы лучше почувствовать это, давайте проведём творческий эксперимент.

Перед вами стихотворение Тютчева «Осенний вечер», в котором пропущены эпитеты. Ваша задача -вставить на месте пропусков те определения и эпитеты, которые, по вашему мнению, должны здесь стоять.

Учитель записывает варианты учащихся на доске:

Прелесть: …

Блеск: …

Шелест: …

Лазурь: …

Земля: …

Ветр: …

Стыдливость: …

Улыбка: …

— Что же у нас получилось?

В большинстве случаев предложенные определения носят номинативный, назывной характер, явления описываются по внешним, чувственным признакам: чистый, тихий, небесный и т . д.

Лишь некоторые могут претендовать на художественность и выражение душевного состояния человека, созерцающего пейзаж: чарующая, суровый.

— А что же у Тютчева?

(учитель читает стихотворение поэта).

Текст распечатан на каждого ученика

Есть в светлости осенних вечеров

__________, _______ прелесть:

__________ блеск и пестрота дерев,

__________ листьев _____, ______ шелест,

__________ и _________ лазурь.

Над _____________ землёю,

И, как предчувствие ________ бурь,

__________, _________ ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всём

Та _________ улыбка увяданья,

Что в существе __________ мы зовём

__________ стыдливостью страданья.

Учащиеся работают по группам, затем предлагают свои варианты;

Микромодуль – анализ.

Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»

Фронтальная работа

— Чтобы выяснить своеобразие пейзажной лирики Тютчева, необходимо тщательно проанализировать стихотворение.

(План анализа лирического стихотворения)

— Каково состояние лирического героя?

— Почему таинственная?

— Что это за образ? Опишите эту картину.

— Почему блеск и пестрота дерев зловеща?

— Какие чувства у героя вызывают эти картины?

— Какое слово оправдывает это состояние?

— В чём же вина? За что герою стыдно?

— Обратимся к тютчевским определениям. В чем особенность эпитетов: зловещий, томный, грустно-сиротеющий, кроткий?

Текст стихотворения у каждого ученика

Таинственна, умильная прелесть

Противоречие между образом и чувствами, которые этот образ вызывает

Картина умирающей природы

Признаки угасающей жизни

Умиление, тихий восторг и просветленность

Стыдливость страданья

Страдание, то, что не зависит от воли и сознания, скорее это не вина, а беда

Определяют внутреннее состояние человека, а Тютчева они отнесены к природе, тем самым, одушевляя её

Микромодуль – проповедь

Фронтальная работа

— Просто ли это художественный прием или, может быть, это философское убеждение?

-У Тютчева важно и дорого то, что он не только чувствовал, а и мыслил как поэт, что он был убежден в объективной истине поэтического воззрения на природу.

Запись в тетрадь:

«Вовсе не высшее звание, а только собственная слепота и глухота заставляют людей отрицать внутреннюю жизнь природы»

Владимир Соловьёв.

Философское убеждение

Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это самое живое, разумное существо. Пытаясь проникнуть в её тайны, за помощью обращается к жизни человека. Человек оказывается своеобразным инструментом постижения природы. Но и природа служит инструментом постижения человека.

Рефлексия

Индивидуальная работа

Домашнее задание:

Написать эссе на тему: «Как я понимаю стихотворные строки Тютчева: «Не то, что мните вы, природа:…

Посмотрите на цели нашего урока. Выскажите свое мнение по проблемам, которые вы сами поставили в начале урока.

Высказывания учащихся

Информационные источники

1. Максидонова Л.Г.Конспекты уроков для учителя литературы: 10 класс: Русская литература 19 века: Вторая половина: В 2 ч.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- Ч. 1. – 256С.- (Методическая лаборатория)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here