Урок
Тема. Поэзия мира и мир поэзии. Стихотворение С.Есенина «Отговорила роща золотая…». (5 класс)
Цели: 1.Активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; сделать еще один шаг к постижению внутреннего мира художника слова.
2. Развивать навыки творческого чтения; совершенствовать выразительное чтение.
3. Прививать любовь к слову.
Оборудование.
В этом имени – слово «осень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берез и синь – рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут: «Сергей Есенин»,-
Всей России встают черты.
Николай Браун.
Текст стихотворения «Отговорила роща золотая…», запись романса «Отговорила роща золотая…».
Словарь: рифма, ритмика, олицетворение, эпитет, метафора.
? Как мир поэзии помогает постичь мир поэзии?
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя.
Есенин – такая звучная фамилия. Она созвучна словам «есень», «ясень», «осень». Откуда она происходит? В фамилии Есенин звучит языческий корень «овсень», «таусень»; будто она происходит от слова «осень» (по – церковнославянски – «есень»). Говорят, что мотивы тоски, увядания, осени не случайны в творчестве Есенина, что они определены его фамилией.
Внимание к эпиграфу.
Человек – дивное творение природы, прекрасный, неповторимый цветок живой жизни, единственный во всей Вселенной, и вместе с тем необъятная Вселенная своей души. В своей поэзии С.Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему, в высшей степени художественно – впечатляюще и самобытно.
Есенин обладал редким даром – ощущением слитности с природой. В своем лирическом наследии Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы.
Повторение теории.
=Обратимся к стихотворению «Отговорила роща золотая…» и посмотрим, как поэзия мира сливается в нем с миром поэзии.
3. Чтение стихотворения учителем.
4. Беседа по тексту стихотворения.
=Какое настроение передает это стихотворение?
( Настроение грусти. Настроение непосредственно названо: «Отговорила роща золотая…»).
= Что вызывает эту грусть?
(Настроение осени, увядания природы, скоро все погрузится в зимний сон)
= Какое состояние передает поэт?
(Состояние тоски: «печально пролетая»).
=Какие образы природы помогают передать это состояние?
( «роща золотая», «журавли не жалеют»)
=Найдите в этой строфе ключевые слова( «роща золотая»)
= С помощью какого выразительного средства природа представлена у Есенина живой?
( С помощью олицетворения; олицетворение здесь – главное средство создания образа осени).
5.Теперь становится совершенно необходимо ближе познакомиться с выразительными средствами поэзии.
=Какие выразительные средства помогают передать неповторимую красоту поздней осени?
=Перечитаем первую строфу стихотворения.
( В этой строфе образ осени невозможен без характеризующих определений)
=Найдем их.
( «роща золотая», «веселым языком».Именно эти определения создают поэтический образ осени и передают настроение лирической грусти).
= Вот почему перед нами эпитет, т. е. слова, определяющие такие характеристики, свойства и качества предмета, которые важны для создания поэтического образа.
= Найдите эпитеты в других строфах стихотворения.
( «с широким месяцем», « среди равнины голой», «юности веселой», «сиреневаяцветь», «голубой пруд», «печально пролетая»).
=Нужно отметить, что активность эпитета усиливается поэзией, особенно такой, когда эпитет стоит после определяемого слова: роща золотая. Важность эпитета может быть подчеркнута повтором.
=Обратите внимание на последнюю строфу. Что вы заметили?
(Повтор ключевых слов эмоционального эпитета «роща золотая»).
=Так что же такое эпитет?
(Эпитет – художественное определение, которое служит созданию образа и позволяет автору передать свои оценки и чувства).
= Как, посредством чего развивается образ поздней осени? Что необычное отмечаем мы в первой строфе?
( Что «роща отговорила», а «журавли не жалеют ни о чем» . Таким образом, образ поздней осени развивается по линии олицетворения).
= Что помогает нам понять этот художественный прием?
(В стихотворении осень представлена как живое существо, как человек.И мы чувствуем слитность поэта с природой).
6. В поэзии смысл создается не только словами, а всеми средствами стиха. Немалую роль в передаче чувств играет цвет. Мы определили, что настроение стиха грустное.
=Что «поддерживает» эту грустную ноту?
(Золотой цвет – цвет торжественного увядания).
=Перечитаем еще раз первые три строфы.
=Какие картины мы можем нарисовать в своем воображении?
(Голубой пруд с широким месяцем и грезящим над ним коноплянником; голубую равнину и уносящих ветром в даль журавлей.И все это вызывает чувство пронзительной тоски).
=Какой цвет еще присутствует в стихотворении? Что он несет с собой?
(Красный цвет рябины.Это тревожный цвет, костер которого не может никого согреть).
= Какой вывод можно сделать из сказанного?
(Не только художественно-изобразительные средства создают эмоциональное настроение, но и цветовая гамма помогает восприятию стихотворения).
7. Давайте посмотрим, что еще усиливает эмоциональное восприятие. Обратимся еще раз к первой строфе и определим стихотворный размер.
( Это 5 – стопный ямб с пиррихием).
= Как звучит ямб в этой строфе?
(Он звучит плавно, три равномерно падающих ударения в каждой строке создают спокойную, грустную мелодию)
= Что еще помогает ощутить напевность стихотворения?
(Перекрестная рифма)
=Что еще можно сказать о рифме?
(Это богатая рифма – мы наблюдаем наиболее полное совпадение в рифмуемых словах звуков, сочетание мужской и женской рифмы)
=Что создает такое чередование?
(Особую напевность, мелодичность, недаром эти слова стали песней.
Прослушивание записи романса « Отговорила роща золотая…»
8. Обобщение по уроку.
Так слова, художественно-изобразительные средства, цвет, размер стиха, звуковая организация речи создают неповторимый образ осени. Но смысл стихотворения гораздо глубже. Мы видим, что во второй строфе меняется эмоциональный тон его. Мы «работали» только с первой строфой. Дома перечитайте стихотворение и письменно ответьте на вопрос: «Как вы понимаете смысл этого стихотворения?»