Фатхуллина Алия Рафаилевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №71» г. Казани

Тема урока: Сентиментальные традиции в творчестве Л. С. Петрушевской (на основе повестей Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и Л. С. Петрушевской «Карамзин. Деревенский дневник»)

Тип урока: урок внеклассного чтения в 11 классе

Форма урока: урок-беседа

Цели урока:

  1. Образовательная: выявить отличительные черты и сходства в произведениях Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и Л. С. Петрушевской «Карамзин. Деревенский дневник».

  2. Развивающая: совершенствовать навыки анализа прозаических и лирических произведений; развивать у учащихся речевые навыки и умения, навыки критического мышления и внимания; способствовать пониманию проблематики рассказа.

  3. Воспитательная: воспитать любовь и уважение к русской литературе.

Оборудование (ТСО): учебники и хрестоматии, текст рассказов, портреты и иллюстрации к повестям Н. М. Карамзина и Л. С. Петрушевской.

Использованная литература:

  1. Желобцова С.Ф. Проза Людмилы Петрушевской / Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. – Якутск: Изд-во Якут, 1996. — 24 с.

  2. Литература в школе. 03/ 2008 (Саложенкина Т.Б. Читательская конференция по рассказам Л. Петрушевской и И. Полянской. — с. 42-44)

  3. Петрушевская Л. С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. Книга приключений: Сказки для детей и взрослых. — Харьков: Фолио; М.: ТКО АСТ, 1996. — 352 с.

  4. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) под редакцией В.Я.Коровиной.-11-е издание. – М.: «Просвещение», 2009, 251с.

  5. Прохорова Т. Г. Проза Л. Петрушевской как художественная система; науч. ред. Ю. Г. Нигматуллина. – Казань: Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина, 2007. – 264 с.

  6. Русская литература XX века: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2 томах. – Т. 2: 1940-1990-е годы /Л. П. Кременцов, Л. Ф. Алексеева, Н. М. Мальгина и другие; Под ред. Л. П. Кременцова. – 2-е издание., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

– Творчество Людмилы Стефановны Петрушевской – одно из самых значительных и ярких явлений современной литературы. Произведения писательницы при всей их видимой простоте необычайно многослойны, поэтому требуют углубленного внимания. Сегодня мы обратимся к циклу Л. С. Петрушевской «Карамзин. Деревенский дневник» и выявим традиции Н. М. Карамзина в творчестве Л. С. Петрушевской.

III. Обсуждение по прочитанному

– Ребята, дома вы познакомились с произведением Л. С. Петрушевской «Карамзин. Деревенский дневник». Скажите мне, пожалуйста, есть ли что-нибудь общее в жанровой характеристике этих произведений?

– Оба произведения по жанру можно отнести в повести, причем сентиментальной.

– Почему «сентиментальная повесть»?

– Сентиментализм – это направление (от франц. sentiment), что означает «чувства», «чувствительность». Сентименталистов интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой.

– В мире, который изображает Л. С. Петрушевская, гармония безнадежно утрачена, а потому текст карамзинской «Бедной Лизы» обнаруживает себя в ее произведении в основном в виде своеобразных образов-цитат. Напомним сюжет повести: главная героиня – Лиза – «простая поселянка», живущая с матерью под Москвой. Продавая в городе цветы, она встречается с молодым дворянином, который влюбляется в нее, а она в него. Спустя время, Лиза узнает о неверности Эраста, и это страшное открытие ведет ее к самоубийству.

Эта схема у Л. С. Петрушевской распадается на отдельные фрагменты:

  1. «Поселяне»;

  2. «Цветы»;

  3. «Влюбленные»;

  4. Смерть девушки».

В «Карамзине. Деревенском дневнике» Л. С. Петрушевской реализуется финальная сюжетная ситуация повести Карамзина, когда героиня бросается в пруд и погибает, причем сентименталистский дискурс обнаруживает себя здесь через пародийно сниженное обыгрывание ситуации. Л. С. Петрушевская использует для этого прием литоту (словарная работа). Давая свою версию известного карамзинского сюжета, Л. С. Петрушевская «уменьшила» «пруд», в котором утопилась Лиза, до размеров бочки с водой, и, соответственно, героиня закончила свою жизнь именно в этой бочке.

– Скажите, пожалуйста, можем ли мы присвоить слово «бедная» «утопленнице» в «Деревенском дневнике»?

– Героиня Л. С. Петрушевской ничего общего, кроме данного поступка, с бедной Лизой не имеет (ученики приводят аргументы): в главе «Бедная Руфа» рассказывается о медсестре, она утопилась в бочке с водой: «Вроде бы ее звали Руфа хотя плотники сомневались», «она утопилась спрятала от мужика бутылку в бочке с водой только ноги наружу маленькая была Руфа а вечером шел дождь бочка набралась всклень видно полезла к ночи в бочку за бутылкой шарила не достала не вытерпела нырнула».

– Повторяется глагол «нашел»: он относится к двум разным образам: «так и не нашел» бутылку, но «Руфу нашел». А также дважды повторяется рефрен «бедная Руфа». Причем в первый раз эти слова произносят плотники, а второй раз – героиня. Одно и то же явление мы видим с разных точек зрения.

– В роли поселян оказываются городские жители, приехавшие из Москвы в деревню: автобиографическая героиня и ее младшая дочь Наташа, подруга ее, преподаватель биологии из университета Наталья Борисовна с 18-летней дочерью Анютой и безыменная старушка, которая прожила несколько месяцев в доме без крыши. В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина именно к «любезной Анюте, любезной подружке» обращается главная героиня перед тем, как броситься в пруд.

– Еще одной важной цитатой, сентименталистским образом является «цветы». Как описываются цветы в произведениях Н. М. Карамзина и Л. С. Петрушевской (приведите примеры)?

– «Бедная Лиза» начинается с описания луга: «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам…» «Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами». «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». «Ах, Лиза! – говорила она. – Как все хорошо у господа бога! Шестой десяток доживаю на свете, а все еще не могу наглядеться на дела господни, не могу наглядеться на чистое небо, похожее на высокий шатер, и на землю, которая всякий год новою травою и новыми цветами покрывается».

– А у Л. С. Петрушевской в главе «Рассказ Н.» читаем: «у нас прижились с прошлого года три полевые с луга гвоздики три малиновых звездочки теперь мы нацелились на голубые колокольчики…»

– Итак, мы видим, что «луг» у Н. М. Карамзина сужается у Л. С. Петрушевской до «трех малиновых звездочек», и перед нами не просто полевые цветы, а «портрет в раме».

–А давайте теперь рассмотрим образ монастыря. Как видим, в «Бедной Лизе» образ монастыря возникает уже в самом начале – это «мрачные» готические башни Си…нова монастыря». Этот образ вызывает предчувствие трагических событий: «Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою». Одновременно с этим образом связан и мотив памяти: «Там, опершись на развалинах гробных камней внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, – стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет».

–Ребята, речь идет о Симонове монастыре, который был основан около 1370 года, а после чумы 1771, когда в его стенах находился лазарет, был закрыт, вновь открылся он в 1775. Разорен монастырь был уже при Советской власти, в 1930 году.

В «Деревенском дневнике» также возникает образ храма: «местный храм 78 лежит в руинах». То есть здесь не идиллия на лоне природы, а реальный мир разоренной русской деревни.

–Ребята, а почему Л. С. Петрушевская называет свое произведение «деревенским дневником»?

– Определение «деревенский» в заглавии звучит как намек, заставляющий вспомнить о «естественном человеке», о культе природы. И дневник – это один из распространенных жанров сентиментализма, эпистолярный жанр. В заглавии имя Н. М. Карамзина воспринимается как знаковое. Оно не просто заставляет вспомнить о сентиментализме, но и о том, что именно Н. М. Карамзин способствовал обновлению языка литературы, сближению его с разговорным.

– А если мы рассмотрим «Бедную Лизу» Н. М. Карамзина, то обнаружим, что повествователь – герои – читатель составляют три центра ее поэтики. Это словно множество зеркал, в которых отражаются события, раскрывая свой глубинный смысл, формируя неповторимый мир повести.

IV. Подведение итогов

Таким образом, мы сегодня выяснили общие и различные черты повестей «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Карамзин. Деревенский дневник» Л. С. Петрушевской и выявили, что эти произведения рассматриваются в сентименталистском дискурсе.

В заглавии повести Л. С. Петрушевской имя Н. М. Карамзина воспринимается как знаковое. Оно не просто заставляет вспомнить о сентиментализме, но и о том, что именно Н. М. Карамзин способствовал обновлению языка литературы, сближению его с разговорным. Поиск нового языка литературы – актуальная проблема и для Л. С. Петрушевской. Свидетельством этого является «деревенский дневник».

V. Домашнее задание

– Написать эссе на тему: «Традиции Н. М. Карамзина в творчестве Л. С. Петрушевской».

(Учитель выставляет оценки за участие на уроке)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here