Урок решения проектной задачи
по литературе
«Собака – друг человека»
(5-6 класс)
подготовила
Лилия Семеновна Гаврилова,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ Кизнерская средняя школа №2
имени генерал-полковника
КапашинаВ.П.
Тип задачи: межпредметная, одновозрастная; материал используется в качестве рефлексивной фазы пройденной темы.
Цель и педагогические задачи:
1.Проверка знаний учащихся и умений пользоваться ими в практической ситуации.
2.Обучение учащихся сотрудничеству в малых группах.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:
Предметные: осмысление содержания рассказа А.П.Чехова «Каштанка»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.
Общеучебные:
-правильное понимание и четкое выполнение инструкции;
-сотрудничество в малой группе: распределение заданий, взаимодействие, взаимопомощь, взаимоконтроль.
Планируемый педагогический результат:
-усвоение прочитанных текстов о животных и способности применять усвоенные знания в нестандартных условиях;
-умение работать в малой группе, создавать конечный «продукт»
Способ и формат оценивания результатов работы: оценка взаимодействия учеников при работе в малой группе – наблюдение экспертов и заполнение экспертного листа.
Оценка публичного выступления и газеты как «продукта» деятельности группы – с помощью оценочного листа с заданными критериями.
Оборудование и материалы: набор текстовых заданий, лист А3, цветные карандаши, фломастеры.
Замысел проектной задачи:
После прочтения рассказа А.П. Чехова «Каштанка» детям, объединенным в группы, предлагается создать общую газету, в которой есть следующие рубрики: «Письмо в редакцию», «Проба пера», «Мастер-класс», «Гав-гав викторина». В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд заданий, обращаясь к полученным ранее и уже имеющимся знаниям. Результат своей работы группы отражают на листе А3.
Ход урока:
1.Подготовительный этап
На данном этапе учитель проводит организационную работу по формированию творческих групп, в которых учащиеся будут совместно создавать «продукт» урока. Возможно, в классе уже существуют такие группы, где для каждого ее участника отведена роль: хранитель времени или часовой, завхоз, оформитель, секретарь, спикер, бодрило и т.д.
Учитель приветствует детей.
-Все ли вы находитесь в своей группе? Все ли роли распределены?
-Обсудите в группе и допишите следующее предложение ( на желтых листах):
Наша работа по созданию рубрики в школьную газету будет более эффективна, если мы будем…
-Зачитайте полученное предложение.
2.Постановка проблемы
На доске перед уроком были вывешены фотографии с изображением бродячих собак. Учитель обращается к детям:
-Какие чувства вызвали у вас фотографии на доске?
-Какую литературную героиню, о которой мы только что прочитали, напоминают фотографии?
-А есть ли кто-то, кто виноват в том, что эти собаки стали никому не нужными?
-Можем ли мы им как-то помочь? Если да, то как конкретно?
3.Постановка практической (проектной) задачи и определение порядка работы над задачей
Учитель: Мне понравились все ваши идеи, поэтому я и мои ребята из школьной газеты хотим вам предложить поучаствовать в создании специального выпуска газеты «Большая перемена», посвященного как раз бродячим собакам. Таким образом мы сможем обратить внимание хотя бы наших читателей к этой проблеме.
— Вы готовы к этому? Значит, на этот урок каждая группа превращается в маленькую редакцию.
-А кто работает над созданием газеты?
-Что должно быть в газете?
— Обратите внимание на стол: что написано?
— Правильно — название рубрик, которые могут быть в газете. Каждая группа будет создавать рубрику для газеты.
4. Решение проектной задачи в группах
Группы выполняет набор заданий по созданию рубрики.
Группа 1. «Письмо в редакцию»
-
Придумайте название специальному выпуску школьной газеты, посвященному жизни собак.
-
Написать письмо в редакцию от имени героини рассказа А.Чехова Каштанки.
-
Иллюстрации и рисунки делают газету яркой и красочной. Приступите к оформлению данной рубрики.
-
Перечислите свой авторский коллектив. Укажите имя главного редактора.
Группа 2. «Проба пера»
-
Придумайте название первому специальному выпуску школьной газеты, посвященному жизни собак.
-
Сочините стихотворение – синквейн, посвященное собаке.
Схема синквейна (Приложение 1)
3.Иллюстрации и рисунки делают газету яркой и красочной. Приступите к оформлению данной рубрики.
4.Перечислите свой авторский коллектив. Укажите имя главного редактора.
Группа 3. «Мастер – класс»
-
Придумайте название первому специальному выпуску школьной газеты, посвященному жизни собак.
-
Пользуясь известными вам сведениями, составьте инструкцию для тех, кто решил завести собаку.
-
Иллюстрации и рисунки делают газету яркой и красочной. Приступите к оформлению данной рубрики.
4.Перечислите свой авторский коллектив. Укажите имя главного редактора.
Группа 4.«Гав-Гав: викторина!»
-
Придумайте название первому специальному выпуску школьной газеты, посвященному жизни собак.
-
Пользуясь представленным материалом (Приложение 2) и известным вам материалом, составьте викторину о собаках.
-
Иллюстрации и рисунки делают газету яркой и красочной. Приступите к оформлению данной рубрики.
4.Перечислите свой авторский коллектив. Укажите имя главного редактора.
5. Презентация продукта (рубрика в газету) группами
Учащиеся проводят демонстрацию того, что получилось, комментируют, отвечают на вопросы других учащихся, называют имя главного редактора.
6. Рефлексия. Подведение итогов
-Спасибо всем за работу. Наша газета практически готова! Будем надеяться, что все, кто возьмет в будущем ее в свои руки и прочитает, благодаря нам, будет больше знать о собаках и проявлять благодушие по отношению к беззащитным животным.
-Оцените в таблице работу группы. (Приложение 3)
-Оцените свою работу в группе. (Приложение 4)
Приложение 1.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Приложение 2.
-
Первыми собаками стали одомашненные волки, которые около 12 000 лет назад были привлечены первыми поселениями, в которых человек начал обитать постоянно.
-
Таксы были выведены специально для того, чтобы добывать барсуков прямо в норах.
-
Лайка, русская дворняга, была первым млекопитающим, облетевшим Землю в космическом корабле в 1957 году. Она погибла в космосе, но ее дочка Пушинка ощенилась четырьмя щенками от терьера Чарли, принадлежавшего Джону Ф. Кеннеди, американскому президенту.
-
Басенджи – это единственная в мире порода собак, которые не лают.
-
Цветовое зрение отсутствует у собак. Собаки полноценного цветового зрения не имеют. Собаки-поводыри не могут отличить красный сигнал светофора от зеленого, поэтому они ориентируются по потоку движения. У борзой лучшее среди собак зрение.
-
У каждой собаки есть три века: верхнее, нижнее и боковое – оно спрятано во внутреннем углу глаза. Третье веко может выходить из угла и наплывать на глаз для того, чтобы очистить глазную поверхность.
-
У собак 42 зуба. Две пары больших клыков. Шесть пар острых резцов спереди. Другие зубы – коренные (премоляры и моляры). Резцы и клыки собаке особенно необходимы: ими она кусает и разрывает пищу.
-
Один из 12 далматинов (по статистике) рождается глухим. Это порок породы.
-
В Японии и Гонконге в продаже вскоре появятся ошейники-переводчики, которые будут переводить собачий лай в слова человеческой речи.
-
Собаки сами ездят на метро! Городские животные очень хорошо приспосабливаются к условиям столиц. Многие бездомные собаки переходят дорогу исключительно на зеленый свет, ездят многократно по одному и тому же маршруту на метро.
-
Кинология – наука о жизни и анатомии собак.
Приложение 3.
Оценочный лист работы группы
Оценка группы (0-10 баллов) | Оценка учителя | |
Дружно ли работала ваша группа? |
|
|
Правильно ли вы отобрали материал? |
|
|
Как вы оцениваете свой продукт? |
|
|
Хорошо ли защитили свой продукт? |
|
|
Приложение 4.
Оценочный лист индивидуальной работы
Фамилия, имя …………………………………………………………………………….
Поставь отметки на оценочных шкалах:
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2.Оцени, насколько сложными оказались для тебя предложенные задания.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3.Оцени свой вклад в решение задачи ( насколько ты оказался полезен своей группе в решении задачи ).
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5.Хотел бы ты работать ещё раз в той же группе? Обведи.
Да нет
Почему?______________________________________________________________________
-
Пригодятся ли полученные знания в дальнейшем?
Интернет – ресурсы:
http://qps.ru/bzXoA
http://qps.ru/s3QD4
http://qps.ru/1fHxr
http://qps.ru/qYutr
http://qps.ru/UNOA1