Урок внеклассного чтения в 7 классе
Тема урока: Тема взаимоотношений человека и природы в повести
Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо»
Цель урока: обратить внимание учащихся на многие нравственные пробле-
мы, поднятые в книге
Задачи урока:
1.Учить учащихся видеть, что дает природа человеку.
2.Развитие способности чувствовать, улавливать авторское отношение к описываемым событиям, к жизни.
3.Развитие умения анализировать произведение, сравнивать героев.
4.Воспитание чуткого, бережного отношения к природе, воспитание внимания к «живому языку природы».
5.Воспитание великодушия, доброты, способности к состраданию.
6.Воспитание у детей читательского вкуса, интереса к чтению
ХОД УРОКА:
1) Вступительное слово учителя о Г.Троепольском, его книге
2) Беседа по прочитанному
— С каким чувством вы закрыли последнюю страницу повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо»?
( Хотелось, чтобы все прочитали эту удивительную повесть и, прочитав, стали чище, гуманнее, добрее. Обидно было за человека, который выглядел в сравнении с Бимом черствее. Повесть тронула тем, что собака преподает урок человечности. Хотелось сказать людям:»Не проходите мимо, когда на ваших глазах торжествует зло, равнодушие)
-Повесть вызвала сильные переживания, заставила задуматься над нравственными проблемами. Какова, на ваш взгляд, основная мысль этой повести?
(Весь мир, в котором мы живем, все, что нас окружает, -люди, земля, реки, леса, птицы, животные, -все испытывает потребность в умном, добром, душевном отношении, и человек — единственный, кто может помочь всему живому. Это призыв автора быть ближе к природе, у нее учиться доброте, простоте.)
-Сам писатель так определил назначение своей повести: » В моей книге единственная цель — говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».
— Обратимся с вами к герою повести -Биму. Чем больше всего покорил вас Бим?
(Своей верностью, преданностью и привязанностью, когда без друга не мог ни есть, ни пить, а мог только ждать, любить, надеяться. Пройдя через зло и жестокость, он остался самим собой. Когда я читала сцену, где Бим плакал над письмом Ивана Иваныча, я забывала, что это собака: так это было человечно.)
— Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пес?
(Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта- это норма, иначе быть не может. Бим твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси — и тебя впустят. Он привык доверять людям.)
— Расскажите об Иване Иваныче, хозяине Бима. Что это за человек?
(Иван Иваныч — человек большой души, и не удивительно, что собака Бим добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Иван Иваныч любит природу, знает и понимает ее. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве)
— Как Иван Иваныч относится к природе?
(Он преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Он хочет обратиться к людям с такими словами:» О беспокойный Человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности».)
— Обратите внимание на слова небольшого лирического отступления, которые полностью можно отнести к Ивану Иванычу: «Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовозвестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого -и счастливого и несчастливого- он сейчас — украшение жизни. Вот так среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем,»незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают эту жизнь».Говоря об Иване Иваныче, нужно сказать, что этим «маленьким» человеком с огромной душой и является Иван Иваныч.
— Хотя повесть кончается трагично- Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. Докажите.
( У отца и матери Толика она растопила лед эгоизма, сдружила Толика и Алешу; молодой Иван, один из собаководов, навсегда оставил свое занятие. Иван Иваныч ощутил в себе, в той пустоте, которая осталась после потери друга, теплоту. Это были два мальчика, их привел к нему Бим. И они придут не раз.)
— Подумайте над смыслом слов Иван Иваныча: «Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники…В России бывают и зимы, и весны обязательно». В чем суть этого философского раздумья?
(Как зимы и весны, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слезы в нашей жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы.)
— Жестокость людей идет от их равнодушия, а равнодушие — это духовная смерть; когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.
— Тема взаимоотношений человека и природы, нравственная тема привлекает все больше писателей. Эта повесть не только о доброте и черствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе.
3)Заключительное слово учителя.
Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником. Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий.»В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище». Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать. Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: «А не потерял ли я еще человечность, могу ли ,как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?»
4)Домашнее задание.
Письменный ответ на вопрос: » Что хотел сказать Г.Троепольский нашему современнику?»
(