Кутафина Валентина Николаевна

МБОУ СОШ №59, г. Архангельск,

учитель русского языка и литературы,

Тема урока:

Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?», 5 класс

Цели: формирование критического стиля мышления при чтении и анализе рассказа.

Задачи:

Развивать умение ориентироваться в тексте; строить развернутое высказывание;

Формировать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

Воспитывать доброе начало в человеке, высокие нравственные качества, необходимость покаяния при совершении необдуманных поступков.

Оборудование: презентация «В.П.Астафьев. « Зачем я убил коростеля?»

Ход урока

1 этап – организационный. Это приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.

2 этап – постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Учащиеся слушают часть песни на слова Андрея Дементьева в исполнении Евгения Мартынова «Лебединая верность» (или учитель читает отрывок из стихотворения)

Над землёй летели лебеди

Солнечным днём,

Было им светло и радостно

В небе вдвоём.

И земля казалась ласковой

И в этот миг,

Вдруг по птицам кто-то выстрелил

И вырвался крик.

Зачем люди убивают птиц? Они угрожают жизни людей?

Ответы ( порою люди стреляют ради спортивного интереса. Есть даже сезон охоты)

Учитель:

Лебеди — красивые, гордые птицы. Они являются символом верности. Люди ими восхищаются. Таких птиц жалко. А эту?

«Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана» — так описывает неуклюжую, некрасивую птицу»

В.П.Астафьев в своем рассказе, написанном в 1969 году. Рассказ называется «Зачем я убил коростеля?» Именно о нем мы сегодня поведем разговор на уроке.

Какие задачи поставим? (формулировка задач)

3. Работа на анализом рассказа

1. Скажите, кому адресован рассказ – взрослым или детям?

Ответы:

Взрослым, так как это переживания взрослого человека о плохом поступке

Детям, так как это воспоминание о детстве и поступке, который он совершил ребенком

2. Какой вопрос поможет нам определить тему урока?

— Почему автор осуждает себя?

3. Что нужно для того, чтобы ответить на этот вопрос?

— внимательно перечитать рассказ

4.Почему автор так озаглавил рассказ? Что изменилось бы, если бы поменять заглавие

«Жестокий поступок» или «Боль на всю жизнь»?

Учащимся дана карточка – таблица, в которую они выписывают словосочетания из текста

«Жестокий поступок»

«Боль на всю жизнь»

— Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Томлюсь и жду я коростеля,

дергач каким-то чудом уцелел

прощает несмышленого, азартного парнишку.

-Я вырос в семье охотника, и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности»

дрогнет мое сердце

навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

Выводы по таблице

Предполагаемое заглавие «Боль на всю жизнь» может стать и формулировкой темы урока, так как отражает основную мысль текста, а заглавие «Жестокий поступок» может предполагать и то, что человек навсегда остался жестоким человеком.

Как можно сформулировать тему урока?

Тема урока: Боль на всю жизнь ( по рассказу В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»)

5. Как произошло это печальное событие? Как переживал мальчик из –за своей «азартности»?

6. Почему В.П.Астафьев подробно рассказывает о коростеле?

— Он рассказывает, что коростель – священная птица во Франции, что его бы приговорили к смертной казни. Это доказывает, что взрослым он все прочитал об этой птице. Это рассказ о малоприметной птице, которая зимует в Африке, а весной спешит в Россию, в родные края, чтобы потомство вывести, поучительный. Родная земля – родная для всех: и людей, и зверей, и птиц.

7. Находит ли автор себе оправдание?

Нет. Его рассказ как исповедь. Автор судит о себе: Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

8. 6-я заповедь «Не убивай» гласит:

Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего — значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого — значит попытаться встать на место Бога.

Все действия, сокращающие жизнь, — дух ненависти, мести, злобные чувства — являются также убийством. Такой дух, вне всяких сомнений, не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.

Знает и понимает автор, что совершил великое зло, которое не поправить. Он своим рассказом (который кому же все-таки адресован — детям или взрослым?) предупреждает нас, что порою незначительные в детстве поступки оставляют неизгладимый след в памяти, формируют характер,

9. О чем предупреждает нас автор в своем рассказе?

О том, что человек порою бессознательно губит окружающий мир, не понимая того, что в мире все живут под Божиим началом. Нельзя губить птиц, красоту родной земли, чужую жизнь, иначе на душе всегда будет боль, от которой не избавиться.

10.Как история с убитой птицей переплетается с темой родины?

Для автора весна на родине навсегда связана с прилетом ни какой — либо птицы, а именно коростеля, и хочется ему, чтобы это был именно тот коростель

4. Выводы:

Рассказ поучительный, глубоко нравственный, адресован он и взрослым, и детям в одинаковой степени. И разговор мы можем завершить, перефразировав А.Дементьева

Я хочу, чтоб жили птицы

Над землёй моей,

Над судьбой моей летели

В светлый мир людей.

5.Рефлексия:

Что изменилось в вашем сознании после прочтения данного рассказа?

6.Домашнее задание: предложите прочитать рассказ родителям,

составьте таблицу и сравните их отзыв со своим.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here