Кутафина Валентина Николаевна
МБОУ СОШ №59, г. Архангельск,
учитель русского языка и литературы,
Тема урока:
Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?», 5 класс
Цели: формирование критического стиля мышления при чтении и анализе рассказа.
Задачи:
Развивать умение ориентироваться в тексте; строить развернутое высказывание;
Формировать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
Воспитывать доброе начало в человеке, высокие нравственные качества, необходимость покаяния при совершении необдуманных поступков.
Оборудование: презентация «В.П.Астафьев. « Зачем я убил коростеля?»
Ход урока
1 этап – организационный. Это приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.
2 этап – постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Учащиеся слушают часть песни на слова Андрея Дементьева в исполнении Евгения Мартынова «Лебединая верность» (или учитель читает отрывок из стихотворения)
Над землёй летели лебеди
Солнечным днём,
Было им светло и радостно
В небе вдвоём.
И земля казалась ласковой
И в этот миг,
Вдруг по птицам кто-то выстрелил
И вырвался крик.
Зачем люди убивают птиц? Они угрожают жизни людей?
Ответы ( порою люди стреляют ради спортивного интереса. Есть даже сезон охоты)
Учитель:
Лебеди — красивые, гордые птицы. Они являются символом верности. Люди ими восхищаются. Таких птиц жалко. А эту?
«Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана» — так описывает неуклюжую, некрасивую птицу»
В.П.Астафьев в своем рассказе, написанном в 1969 году. Рассказ называется «Зачем я убил коростеля?» Именно о нем мы сегодня поведем разговор на уроке.
Какие задачи поставим? (формулировка задач)
3. Работа на анализом рассказа
1. Скажите, кому адресован рассказ – взрослым или детям?
Ответы:
Взрослым, так как это переживания взрослого человека о плохом поступке
Детям, так как это воспоминание о детстве и поступке, который он совершил ребенком
2. Какой вопрос поможет нам определить тему урока?
— Почему автор осуждает себя?
3. Что нужно для того, чтобы ответить на этот вопрос?
— внимательно перечитать рассказ
4.Почему автор так озаглавил рассказ? Что изменилось бы, если бы поменять заглавие
«Жестокий поступок» или «Боль на всю жизнь»?
Учащимся дана карточка – таблица, в которую они выписывают словосочетания из текста
«Боль на всю жизнь» | |
— Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
|
Томлюсь и жду я коростеля, дергач каким-то чудом уцелел прощает несмышленого, азартного парнишку.
|
-Я вырос в семье охотника, и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности»
| дрогнет мое сердце навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
|
Выводы по таблице
Предполагаемое заглавие «Боль на всю жизнь» может стать и формулировкой темы урока, так как отражает основную мысль текста, а заглавие «Жестокий поступок» может предполагать и то, что человек навсегда остался жестоким человеком.
Как можно сформулировать тему урока?
Тема урока: Боль на всю жизнь ( по рассказу В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»)
5. Как произошло это печальное событие? Как переживал мальчик из –за своей «азартности»?
6. Почему В.П.Астафьев подробно рассказывает о коростеле?
— Он рассказывает, что коростель – священная птица во Франции, что его бы приговорили к смертной казни. Это доказывает, что взрослым он все прочитал об этой птице. Это рассказ о малоприметной птице, которая зимует в Африке, а весной спешит в Россию, в родные края, чтобы потомство вывести, поучительный. Родная земля – родная для всех: и людей, и зверей, и птиц.
7. Находит ли автор себе оправдание?
Нет. Его рассказ как исповедь. Автор судит о себе: Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
8. 6-я заповедь «Не убивай» гласит:
Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего — значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого — значит попытаться встать на место Бога.
Все действия, сокращающие жизнь, — дух ненависти, мести, злобные чувства — являются также убийством. Такой дух, вне всяких сомнений, не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.
Знает и понимает автор, что совершил великое зло, которое не поправить. Он своим рассказом (который кому же все-таки адресован — детям или взрослым?) предупреждает нас, что порою незначительные в детстве поступки оставляют неизгладимый след в памяти, формируют характер,
9. О чем предупреждает нас автор в своем рассказе?
О том, что человек порою бессознательно губит окружающий мир, не понимая того, что в мире все живут под Божиим началом. Нельзя губить птиц, красоту родной земли, чужую жизнь, иначе на душе всегда будет боль, от которой не избавиться.
10.Как история с убитой птицей переплетается с темой родины?
Для автора весна на родине навсегда связана с прилетом ни какой — либо птицы, а именно коростеля, и хочется ему, чтобы это был именно тот коростель
4. Выводы:
Рассказ поучительный, глубоко нравственный, адресован он и взрослым, и детям в одинаковой степени. И разговор мы можем завершить, перефразировав А.Дементьева
Я хочу, чтоб жили птицы
Над землёй моей,
Над судьбой моей летели
В светлый мир людей.
5.Рефлексия:
Что изменилось в вашем сознании после прочтения данного рассказа?
6.Домашнее задание: предложите прочитать рассказ родителям,
составьте таблицу и сравните их отзыв со своим.