МБОУ Кизнерская средняя школа №2

имени генерал-полковника Капашина В.П.

Конспект урока

по литературе в 5-ом классе по рассказу Л.Н.Толстого

«Кавказский пленник».

Тема урока: Жилин и Костылин: разные судьбы.

Автор: Гаврилова Лилия Семеновна,

учитель русского языка и литературы

Пос. Кизнер

Ноябрь, 2013 г.

Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Тема урока: Жилин и Костылин: разные судьбы.

Класс: 5-ый

УМК: Коровина В.Я. Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2006. – 318 с.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Цели урока:

Образовательная: Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

Развивающая: развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

Воспитательная: воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Планируемые результаты:

 Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа.

Метапредметные: приобщение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыков анализа художественного произведения, умение создавать обобщения;

Личностные: воспитание духовно-нравственной личности, самоопределение; обучение культуре речевого общения.

Ход урока:

I.Организационный этап. Приветствие.(5 мин.)

Для работы на уроке учащиеся должны разбиться на группы. Учитель раздает каждому учащемуся карточку с пословицей. Прочитав их, они должны определить, к какой из предложенных тем относится пословица. Таким образом собирается рабочая группа из учащихся.

Тема1. Дружба.Вражда.

-Без беды друга не узнаешь.

-Гусь свинье не товарищ.

-Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя.

-Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

-Сам погибай, а товарища выручай.

-У нас с ним и лен не делен.

Тема 2. Честь.Совесть.

-Береги платье снову, а честь смолоду.

-Выгода на миг, доброе имя навек.

-Лучше смерть, нежели позор.

-Платье черненько, да совесть беленька.

-Живи своим умом, а честь расти с трудом.

-Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.

Тема3. Храбрость. Трусость.

-У страха глаза велики.

-Смелость города берет.

-Либо пан, либо пропал.

-Волков бояться-в лес не ходить.

-Сердце соколье, а смелость воронья.

-На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Тема 4. Трудолюбие.Лень

-Труд человека кормит, а лень портит.

-Ремеслу у нас везде почет.

-Занятого человека и грусть-тоска не берет.

-С руками нигде не пропадешь.

-Глядя на чужую работу, сыт не будешь.

-Была бы охота, а работа найдется.

-Дело знай, а попусту не бай.

Учитель обращается с просьбой к ученикам проверить себя и друг друга в своей группе. (Пословицы выводятся на экран).

II.Актуализация знаний учащихся. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Чтобы определить тему сегодняшней беседы на уроке, нужно еще отгадать ключевое слово, которое нужно составить из начальных букв загаданных слов.

1.Как называется дом-жилище горцев Кавказа? (Сакля)

2.Как татары называли пленника Жилина? (Урус)

3.Как в переводе звучит слово «молодец»? (Джигит)

4.Как называется татарское пиво? (Буза)

5.Как называется татарская деревня? (аул)

Ключевое слово: СУДЬБА

-Кто из вас может сказать, чему мы сегодня посвятим наш урок?

(Предположения учащихся)

Тема урока: «Жилин и Костылин: разные судьбы».

Учитель : — Как вы понимаете значение слова «судьба»?

— Какие выражения встречали с этим словом?

-Если обратиться к толкованию этого слова, то прочтем следующее:

1.Стечение обстоятельств, не зависящих воли человека; ход жизненных событий.

2.Доля, участь.

3.История существования кого -, чего-нибудь.

4.Будущее, то, что случится, произойдет.

Оба героя — офицеры, попали в плен к татарам, оба вернулись из плена. Можно ли говорить о том, что у них разные судьбы. Почему? Так что же такое судьба, зависит ли она всегда только от обстоятельств или можно ее изменить? Зависит ли судьба человека от его поступков? На этот вопрос мы с вами должны ответить в конце урока.

Для того, чтобы аргументированно ответить на поставленный вопрос, мы должны с вами на материале рассказа сравнить двух героев, выяснить какими чертами характера они обладают, как каждый из них ведет себя в различных ситуациях.

III. Работа по теме урока.

1.Повторение пройденного. Составление плана рассказа.

— Учитель: Для начала вспомним содержание рассказа. Составьте цитатный план в соответствии с сюжетом рассказа. Определите по цитате, какой это зпизод в рассказе? (Один человек ( по желанию) работает у доски).

1. «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка».

2. «Либо лошадью сомну, либо шашкой срублю».

3. «Урус-джигит, джигит, урус!»

4. «И чего она радуется?»

5. «Авось поздоровеет сам».

6. «Ноги обдерешь — заживут, а догонят-убьют, хуже!»

7. «Ну, так прощай, не поминай лихом».

8. «Вот и домой съездил, женился!»

— Проверьте план, отметьте ошибки.

2. Составление сравнительной характеристики героев.

Учитель: Вы разделились по группам, название которой представляет какую-то черту характера. Скажите, а как можно узнать, храбрый это человек или трусливый? Трудолюбивый или ленивый? Честный или бессовестный?

— По поступкам героев.

-Покажите, как раскрывается характер героев в следующих ситуациях.

Эпизод

Жилин

Костылин

Нападение татар

Был уговор- не разъезжаться.

«Не дамся же живой»

Только увидал татар- помчался к крепости.

Выкуп

Не соглашается на выкуп. В письме к матери написал чужой адрес, поэтому знал, что помощи ждать неоткуда.

Ведет себя смирно, пишет письмо матери, ждет помощи.

Жизнь в плену

Постоянно думает о вольном житье, занимается рукоделием, завоевал к себе расположение татар.

Смирился со своим положением, ничего не делает

Первый побег

Смело ведет за собой товарища. Помогает ему. «Бросать товарища не годится»- говорит он.

Выдает себя и Жилина(вскрикивает от боли.Постоянно жалуется на усталость, боль.

Второй побег

Уговаривает Дину помочь ему. Всю ночь шел в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил. Не стал дожидаться ничьей помощи.

Отказывается от побега, прекращает бороться: «Мне уже, видно, отсюда не выйти»

3. Обсуждение итогов работы в группе.

-Как ведут себя герои в одних и тех же условиях?

-В одних и тех же условиях один герой проявляет стойкость, мужество, волю, находчивость, активно борется, а другой только страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит усталость, боль, бездействует.

-Как ведет себя Жилин?

Жилин – сильный, волевой человек. Он не рассчитывает на мать, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хотел донести до читателя автор.

-Как ведет себя Костылин?

Костылин – беспомощный, слабый физически и морально, надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин не смог убежать из плена. Он остался не только в татарском плену, Но и в плену своей слабости, своего эгоизма. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться из плена внешнего.

4. Подведение итогов.

— Чему учит рассказ?

Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели.

-Так можно ли изменить свою судьбу или следовать обстоятельствам?

Учащиеся должны прийти к выводу, что Л.Н. Толстой в своем рассказе о войне показал, что жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Наша судьба в наших руках.

IV. Рефлексия.

1.Рефлексия содержания учебного материала. Составление синквейна.

Домашнее задание к этому уроку было написать синквейн, посвященный одному из героев рассказа. Обсудите в группах и составьте единый синквейн, выбрав героя.

Схема синквейна:

1 СТРОКА – ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

2 СТРОКА – ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

3 СТРОКА – ТРИ ГЛАГОЛА

4 СТРОКА – ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ, ВЫРАЖАЮЩЕЕ СМЫСЛ

                         СКАЗАННОГО В ПРЕДЫДУЩИХ  СТРОКАХ.

5 СТРОКА – ОДНО СЛОВО – АССОЦИАЦИЯ

 

2.Рефлексия деятельности и эмоционального состояния учащихся.

Учитель: оцените себя на уроке и прикрепите смайлик своего настроения.

На уроке мне было:

Интересно

Скучно

Безразлично

Я на уроке

Работал

Отдыхал

Помогал другим

Мои итоги:

Я все понял

Узнал больше

Многое непонятно

V. Домашнее задание.

Написать сочинение со следующим началом «Я считаю, что человек сам отвечает за свою судьбу…» ( На примере героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)

Использованная литература:

  1. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.-М.: Просвещение, 1990.- 335с.

  2. Коровина В.Я. Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2006. – 318 с.

  3. Злотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007.-400 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here