Гавриленко Людмила Николаевна

ГБОУ школа №598 Приморского района Санкт-Петербурга

Учитель русского языка и литературы

Тема: И близких всех душа не позабудет…” (по рассказу В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”). 1 час.

Цель урока литературы:

  1. Выявить  художественную  идею главы, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом во имя счастья в будущем; особенностей образов героев рассказа, авторской позиции.

Задачи:

1. Создать условия для развития навыка работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного.

2. Создать условия для развития навыка работы в малых группах.

3. Создать условия для развития межпредметной компетенции учащихся.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Приложение: презентация

Домашнее задание

1.Прочитать рассказ

2.Найти и выделить в тексте материал по темам: Приезд фотографа в село. Простуда и её лечение. Школьный учитель. Старая деревенская школа. Жизнь деревенских ребят.

1.Организационный момент. Стадия «вызов».

Раздаточный материал.

Притча о цветке.

Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны.И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее». Но никто не услышал этого, и по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку. За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы. О.М. Безымянная

1. Какова основная мысль текста?

а) Человек должен уметь восхищаться необыкновенной красотой окружающего мира.

б) Люди невнимательны и не замечают вокруг себя красоты.

в) Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому

г) Человек должен уметь быть благодарным за доставленное счастье

2. В каком предложении заключена основная мысль текста?

а) «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного».

б) «Преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее».

в) «За именем великим нужно уметь разглядеть тех, без которых не было бы ни имени, ни славы».

3. Что же является той самой живительной силой в жизни каждого человека?

(семья, близкие, родные люди)

Сегодня мы будем говорить о книге, с появлением которой от многих читателей пошли письма: «Вы хотели рассказать о своей бабушке, о своих близких, а рассказали обо всех нас, детях и взрослых того времени…» Автор этой книги – В.П.Астафьев.

Слайд №1

В одном из своих писем Виктор Петрович Астафьев сам дал оценку своей книги: «Шлю Вам свою книжку, ту самую, ради которой, наверное, и родила меня мать». Книга эта носит название «Последний поклон», а мы с вами будем говорить только об одном маленьком рассказе из этой книги. Он называется “Фотография, на которой меня нет”Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.

Слайд №2, №3

2. Беседа по содержанию текста

Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться). Сюжет прост, значит, не события главные, а что-то другое. Что?

— Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).

-Объясните смысл этой фразы. (История – это не только войны, перевороты, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения.. В этом смысле рассказ В. Астафьева тоже своеобразный портрет довоенной эпохи, созданный средствами словесного искусства).

Фотопортрет, созданный мастером, может отразить, во-первых, подробности лица, одежды, фона (обстановки), во-вторых, психологические особенности человека. Ваша задача — внимательно перечитать рассказ, увидеть и то, и другое.

— Какие лица выхватывает писатель для своей фотографии? ( деревенские жители, Санька, Витька, бабушка Витьки, учителя)

3. Работа по группам:

  1. Рассказать о деревенских жителях

  2. Рассказать о Саньке и Витьке

  3. Рассказ о бабушке

  4. Рассказ об учителях

Раздаточный материал

1 группа

  1. Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило: сфотографироваться в то время ?

  2. Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?

  3. Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке?

  4. — «По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка…» — пишет автор. Перечитайте описания разных деревенских окон, определите по ним характер хозяек

2 группа

1.Почему Витька и Санька ведут себя плохо? Почему герою рассказа так было важно, чтобы его «засняли» в школе?

2. Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии?

3. Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз? Как это характеризует жизнь ребят в деревне?

4.Перечитайте слова Саньки, принявшего решение не сниматься. Почему в его речи так много повторов? Как этот поступок характеризует Саньку?

3 группа

1.Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”?

2.А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? Подтвердите примерами из текста. — С помощью каких деталей описания создается в рассказе образ бабушки?

3.Что особенного в речи бабушки? Проанализируйте речь бабушки… Что она ценит в жизни и в людях; как народная житейская мудрость передана через ее речь

4.Что особенно ценит Витка в бабушке, о чем вспоминает с нежностью и грустью?

5.Хорошая бабушка у Витьки?

4 группа

1.Расскажите об учителях Виктора.

2.Почему их жизнь – это своеобразный подвиг? Что делали они для односельчан? Могли ли они этого не делать?

3. Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку?

4.Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор?

5.С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору?

6.Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни?

7.Почему учитель приносит фотографию Витьке?

4.Составление кластера, объединяющего работу всех 4 групп. Подведение итогов.

Работа групп иллюстрируется слайдами №4,№5,№6, составляется кластер на доске.

Чем дороги Витьке эти люди, ушедшее время? (благодарен им за любовь, внимание, переживания; Витька осознал это только спустя многие годы. Фотография разбудила память о событиях, о людях,, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места; он улыбается наивности людей, «снявшихся на карточку», но никогда не смеется над ними). Чтение: стр. 256 “Смотрю, иногда улыбнусь…”

Почему именно «улыбнусь»? (Прочитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”. А история заслуживает внимания и уважения, но не бессмысленного отрицания, как это бывает сейчас). А наш герой научился быть внимательным и уважительным к памяти, к близким, благодарным за светлые мгновения жизни и людскую любовь, человеком, для которого память – способ постижения многотрудной жизни людей)

Слайд №7

Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?

(о том, как быть добрым, о человеческой памяти, о семье, о близких людях, о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям)

.

  1. Домашнее задание

Написать миниатюру по предложенным темам:

  1. «Рассказ «Фотография, на которой меня нет» — самая заветная, самая свободная и искренняя, порой «до глупости», моя книга», — так о своей книге писал В.П.Астафьев. Соласны ли вы с его словами и почему?

  2. «Моя фотография, на которой меня нет».

  3. Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?

Литература

1.Г.А. Голикова. Урок по рассказу В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”. Литература в школе, 2005, 5.

2. Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч.Ч.2/авт.-сост. В.Я.Коровина (и др.). -5-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

3. Урок развития речи по теме «Употребление служебных частей речи» (7-й класс) // Электронный ресурс/http://festival.1september.ru/articles/582816/

4. «И близких всех душа не позабудет…» В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». 8-й класс // Электронный ресурс/http://festival.1september.ru/articles/595442/ Александрова Татьяна Владимировна ,

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here