-
Цель урока: продолжить знакомство детей с творчеством М.Ю. Лермонтова
-
Воспитывающая цель: вызвать раздумья детей на тему свободы, одиночества, судьбы.
-
Развивающая цель: формировать умения анализировать лирическое произведение; учить детей видеть красоту поэтического слова.
-
Оформление доски.
Тема урока
Портрет поэта эпиграф урока
-
Выставка: повесть В. Катаева «Белеет парус одинокий», различные издания стихотворения «Парус», морские пейзажи Айвазовского, акварель Лермонтова.
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Что вы знаете о великом русском поэте? Какие произведения вам известны?
Возможные ответы: М.Ю. Лермонтов – великий русский поэт, очень рано умерла его мама, жил с бабушкой. Лермонтов писал замечательные стихи . Это «Бородино», «Воздушный корабль», «Казачья колыбельная песня» и другие.
Учитель: Хорошо. А сейчас очень внимательно послушаем небольшое сообщение о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова . Эпиграф нашего урока записан на доске:
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет ,
Но для поэта он не тесен.
М.Ю. Лермонтов
Сообщение ученика:
Родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 г. Русская ветвь рода
Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии,
взятого в плен при осаде крепости Белой и в 1613 г. уже числившегося на
«Государевой службе», владевшего поместьями в Галичском уезде (ныне
Костромской губернии). В конце XVII века внуки его подают в Разрядный
Приказ «Поколенную роспись», в которой они называют своим предком того
шотландского вельможу Лермонта, который, принадлежа к «породным людям
Английской земли», принимал деятельное участие в борьбе Малькольма, сына
короля Дункана, с Макбетом. Фамилию Lermont носит также легендарный
шотландский поэт-пророк XIII века; ему посвящена баллада Вальтера Скотта:
«Thomas the Rymer», рассказывающая о том, как Томас был похищен в царство
фей и там получил вещий свой дар. Юная фантазия Лермонтова колеблется между
этим чарующим преданием о родоначальнике-шотландце и другой, также
пленительной для него мечтой — о родстве с испанским герцогом Лерма. Он
называет Шотландию «своей», считает себя «последним потомком отважных
бойцов», но в то же время охотно подписывается в письмах М. Lerma,
увлекается сюжетами из испанской жизни и истории (первые очерки «Демона»,
драма «Испанцы») и даже рисует портрет своего воображаемого испанского
предка.
В поколениях, ближайших ко времени поэта, род Лермонтовых считался уже
захудалым; отец его, Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке. По
словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и
отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его —
Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии — находилось по соседству
с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой,
урожденной Столыпиной. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили
единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию
Михайловну. Несмотря на протесты своей гордой матери, она вскоре стала
женой небогатого «армейского офицера». Семейное их счастье продолжалось, по-
видимому, очень недолго. Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною
1817 г., оставив в воспоминаниях сына много смутных, но дорогих ему
образов. «В слезах угасла моя мать «,- говорил Лермонтов и помнил, как она
певала над ним колыбельные песни.
Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к
умершей дочери и страстно к нему привязалась, но тем хуже стала относиться
к зятю; распри между ними приняли такой обостренный характер, что уже на 9-
й день после смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть сына и уехать
в свое поместье. Он лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой, каждый раз
пугая ее своим намерением забрать сына к себе. До самой смерти его длилась
эта взаимная вражда, и ребенку она причинила очень много страданий.
Лермонтов сознавал всю неестественность своего положения, и все время
мучился в колебаниях между отцом и бабушкой. В драме «Menschen und
Leidenschaften» отразилось болезненное переживание им этого раздора между
близкими ему людьми.
Арсеньева переехала вместе с внуком в имение «Тарханы», Пензенской
губернии, где и протекало все детство поэта. Окруженный любовью и заботами,
он уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мир мечты
и грусти. Здесь сказывалось, быть может, и влияние перенесенной им тяжелой
болезни, которая надолго приковала его к постели и приучила к одиночеству;
сам Лермонтов сильно подчеркивает ее значение в юношеской неоконченной
«Повести», где рисует свое детство в лице Саши Арбенина: «Он выучился
думать… Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей,
Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой
игрушкой… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих
подушек, он уже привыкал побеждать страдания тела, увлекаясь грезами
души… Вероятно, это раннее умственное развитие немало помешало его
выздоровлению». Уже теперь намечается в Лермонтове распад между миром
затаенных грез и миром повседневной жизни. Он чувствует себя отчужденным
среди людей и в то же время жаждет «родной души», такой же одинокой. Когда
мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды; здесь он встретил
девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на
всю его жизнь и неразрывно слившееся с первыми подавляющими впечатлениями
Кавказа, который он читает своей поэтической родиной («Горы Кавказа для
меня священны; вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас, да
о небе»).
Первыми учителями Лермонтова были какой-то беглый грек, больше
занимавшийся скорняжным промыслом, чем уроками, домашний доктор Ансельм
Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ. Из них
наиболее заметное влияние оказал на него последний, сумевший внушить ему
глубокий интерес и уважение к «герою дивному» и «мужу рока». По смерти Капэ
был взят к дом французский эмигрант Шандро, выведенный потом Лермонтовым в
«Сашке» под именем маркиза de Tess, «педанта полузабавного», «покорного
раба губернских дам и муз», «парижского Адониса». Шандро скоро сменил
англичанин Виндсон, знакомивший Лермонтова с английской литературой, в
частности с Байроном, который сыграл в его творчестве такую большую роль.
В 1828 г. Лермонтов в Московский университетский Благородный пансион и
пробыл в нем около двух лет. Здесь процветал вкус к литературе; как и
раньше, учениками составлялись рукописные журналы; в одном из них —
«Утренней Заре» — Лермонтов был главным сотрудником и поместил свою первую
поэму — «Индианка». Из русских писателей на него влияет сильнее всего
Пушкин, пред которым он преклонялся всю свою жизнь, а из иностранных —
Шиллером, особенно своими первыми трагедиями. У них обоих поэт находит
образы, нужные ему для выражения своего собственного, по-прежнему, тяжелого
состояния. Его гнетет печальное одиночество; он готов окончательно порвать
с внешней жизнью, создать «в уме своем мир иной, и образов иных
существование». Грезы его «удручены ношею обманов»; он живет, «не веря
ничему и ничего не признавая». В этих излияниях, конечно, не мало
преувеличений, но в их основе, несомненно, лежит духовный разлад с
окружающей жизнью. К 1829 г. относятся первый очерк «Демона» и
стихотворение «Монолог»; в обоих вылилось очень ярко это тяжелое
настроение. В первом поэт отказывается от «нежных и веселых песней»,
сравнивает свою жизнь со «скучным осенним днем», рисует измученную душу
демона, живущего без веры, без упований, ко всему на свете относящегося с
равнодушием и презрением. В «Монологе» мрачными красками изображаются
захудалые «дети севера», их душевная тоска, пасмурная жизнь без любви и
дружбы сладкой.
Весною 1810 г. Благородный пансион преобразовывается в гимназию, и
Лермонтов оставляет его. Лето он проводит в Середникове, подмосковном
имении брата бабушки, Столыпина. Недалеко от Середникова жили его
московские знакомые барышни, А. Верещагина и ее подруга Е. Сушкова,
«черноокая» красавица, в которую Лермонтов возмечтал себя серьезно
влюбленным. В записках Сушковой Лермонтов рисуется невзрачным, неуклюжим,
косолапым мальчиком, с красными, но умными выразительными глазами, со
вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбой. Кокетничая с Лермонтовым,
Сушкова в то же время беспощадно над ним издевалась. В ответ на его чувства
ему предлагали «волан или веревочку, угощали булочками с начинкой из
опилок». Когда они встретились вновь при совершенно иной обстановке,
Лермонтов отомстил Сушковой очень зло и жестоко.
В это же лето возникает серьезный интерес Лермонтова к личности и
поэзии «огромного» Байрона, которого поэт всю жизнь свою «достигнуть бы
хотел». Ему отрадно думать, что у них «одна душа, одни и те же муки»; ему
страстно хочется, чтобы и «одинаков был удел». С самого начала здесь скорее
ощущение родственности двух мятежных душ, чем то, что разумеют обыкновенно
под влиянием. Об этом говорят те многочисленные параллели и аналогии, общие
мотивы, образы и драматические положения, которые можно найти у Лермонтова
и в самый зрелый период, когда о подражании не может быть и речи.
Осенью 1830 г. Лермонтов поступает в Московский университет на
«нравственно-политическое отделение». Университетское преподавание того
времени мало способствовало умственному развитию молодежи. «Ученость,
деятельность и ум, по выражению Пушкина, чужды были тогда Московскому
университету». Профессора читали лекции по чужим руководствам, находя, что
«умнее не сделаешься, хотя и напишешь свое собственное». Начиналась
серьезная умственная жизнь в студенческих кружках, но Лермонтов со
студентами не сходится; он больше тяготеет к светскому обществу. Впрочем,
кое-что из надежд и идеалов лучшей тогдашней молодежи находит, однако,
отражение и у него в драме «Странный человек» (1831), главный герой
которой, Владимир, — воплощение самого поэта. Он тоже переживает семейную
драму, тоже раздираем внутренними противоречиями; он знает эгоизм и
ничтожество людей и все-таки стремится к ним; когда «он один, то ему
кажется, что никто его не любит, никто не заботится о нем — и это так
тяжело!» Это — душевное состояние самого Лермонтова. И тем ценнее та сцена,
когда мужик рассказывает Владимиру о жестокостях помещицы и о других
крестьянских печалях, и он приходит в ярость, и у него вырывается крик: «О,
мое отечество! мое отечество!» Все же это только случайный мотив, стороной
задевающий душу поэта; главными, основными остаются по-прежнему разлад
между мечтой и действительностью, трагическое столкновение противоположных
начал, чистого и порочного, глубокая ненависть к людям, к тому самому
«свету», в котором он так охотно бывал.
В Московском университете Лермонтов пробыл менее двух лет. Профессора,
помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Он не
захотел остаться на второй год на том же курсе и переехал в Петербург,
вместе с бабушкой. Незадолго до этого умер его отец; впоследствии, в часы
горестных воспоминаний, поэт оплакал его в стихотворении: «Ужасная судьба
отца и сына». В Петербургский университет Лермонтов не попал: ему не зачли
двухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен
на первый курс.
По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу
гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда и был зачислен приказом от 10
ноября 1832 г., «сначала унтер-офицером, потом юнкером». Почти в одно время
с ним поступил в школу и его будущий убийца, Н.С. Мартынов, в
биографических записках которого поэт-юнкер рисуется как юноша, «настолько
превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и
параллели между ними провести невозможно. Он поступил в школу, по словам
Мартынова, уже человеком, много читал, много передумал; другие еще
вглядывались в жизнь, он уже изучил ее со всех сторон. Годами он был не
старше других, но опытом и воззрением на людей далеко оставлял их за
собою».
Лермонтов пробыл в школе «два страшных года», как он сам выражается.
Земная стихия его натуры одержала на время полную победу над другой, лучшей
частью его души, и он с головой окунулся в царивший в школе «разгул». Об
этом времени его родственник Шан-Гирей пишет следующее: «Способности свои к
рисованию и поэтический талант Лермонтов обратил на карикатуры, эпиграммы и
разные неудобные в печати произведения, вроде «Уланши», «Петергофского
праздника», помещавшиеся в издаваемом в школе рукописном иллюстрированном
журнале, а некоторые из них ходили по рукам и отдельными выпусками». Ему
грозила полная нравственная гибель, но он сумел и здесь сберечь творческие силы. В часы раздумья, скрывая свои серьезные литературные
замыслы даже от друзей, поэт «уходил в отдаленные классные комнаты, по
вечерам пустые, и там один просиживал долго и писал до поздней ночи». В
письмах к своему другу, М. Лопухиной, он изредка открывает эту лучшую часть
своей души, и тогда слышится горькое чувство сожаления о былых оскверненных
мечтаниях.
Читает другой ученик:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
По выходе из школы (22 ноября 1834 г.) корнетом лейб-гвардии
гусарского полка, Лермонтов поселяется со своим другом А.А. Столыпиным в
Царском Селе, продолжая вести прежний образ жизни. Он делается «душою
общества молодых людей высшего круга, запевалой в беседах, в кружках,
бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин, расстраивает
партии», для чего «разыгрывает из себя влюбленного в продолжение нескольких
дней». К этому-то времени и относится развязка давнишнего романа Лермонтова
с Е. Сушковой. Он прикинулся вновь влюбленным, на этот раз добившись ее
взаимности; обращался с нею публично, «как если бы она была ему близка», и
когда заметил, «что дальнейший шаг его погубит, быстро начал отступление».
Как ни сильны, однако, его увлечения «светом» и его желание создать себе в
нем «пьедестал» — все это лишь одна сторона его жизни: сказывается все та
же двойственность его натуры, его искусство скрывать под маской веселости
свои интимные чувства и настроения. Прежние мрачные мотивы осложняются
теперь чувством глубокого раскаяния и усталости. Оно звучит в его
автобиографической повести «Сашка», в драме «Два брата», в его лирике; оно
отражается также в его письмах к М. Лопухиной и Верещагиной.
Учитель: В 1832 году Лермонтов создает замечательное лирическое произведение «Парус»
М.Ю. Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» — создание семнадцатилетнего поэта.
Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
«Парус» — стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.
Центральный образ стихотворения тоже двух планов : это и реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определённой судьбой и характером.
В композиции чувствуется двойное движение: парус углубляется в просторы морской стихии. Это внешний сюжет стихотворения. Другое движение связано с нашим пониманием тайны паруса : от вопросов 1 строфы к сочувственным восклицаниям второй, от них к узнаванию самого страстного и заветного желания паруса и оценке этого желания.
В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет , не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы:
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст , который служит основой композиции в данном произведении.
Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.
Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.
И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Резкие переходы от одного состояния к другому, смена контрастных пейзажей подчёркивает разновременность событий, непохожесть их друг на друга. Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению. Контрасты пейзажей выявляют противостояние паруса любой среде, открывают его мятежность, неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром.
Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).
Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами : «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!
Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.
Вопрос учителя: Ребята, а какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какие рождаются представления, когда слушаешь это произведение? Нарисуйте устно картины, которые возникают в воображении при чтении стихотворения.
Возможный ответ:
Когда я слушала стихотворение, у меня возникло чувство грусти, тоски, печали.
В моем воображении рождается такая картина: парус — в море, далеко – далеко, человек на берегу. Море голубое, чистая вода, светит яркое солнце. Человек размышляет об этом удаляющемся от него парусе.
Вопрос учителя: Ребята, какова тема этого стихотворения? Что стремился показать автор?
Возможный ответ: тема свободы и одиночества
Учитель: В стихах содержится попытка переосмыслить поставленные в ранней лирике темы одиночества и свободы, неприятия жизни.
Вопрос: Какова композиция стихотворения? Из скольких строф состоит оно?
Возможный ответ: Стих состоит из 3 строф по 4 стиха в каждой.
Вопрос: На чем останавливается взгляд поэта в 1- ой строфе?
Возможный ответ: В 1-ой строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом.
Учитель: Сколько людей ни один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы, овеянные задумчивостью и легкостью грусти : «Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном?» Стих звучит легко и плавно.
Вопрос: Ребята, обилие каких звуков наблюдается в 1 – ой строфе?
Возможный ответ: Обилие сонорных и плавных звуков л, р, н, м.
Учитель: Обилие этих звуков и ритм (пропуск одного и того же ударения в первых двух строках) как бы передают легкое колыхание морской волны во время штиля.
Вопрос: Ребята, каким предстает море во 2 – ой строфе?
Возможный ответ: Во 2 – ой строфе море меняется; набежавший ветерок поднял волны, они, кажется, готовы смять парус.
Учитель: Хорошо. Какие звуки преобладают во 2 – ой строфе?
Возможный ответ: преобладающими звуками становятся с, т, ч, щ.
Учитель: Эти звуки передают свист ветра и шум моря. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадежность от сознания, что для паруса нет и не было счастья и что счастье для него вообще невозможно.
Увы! Он счастья не ищет
И не от счастия бежит.
Вопрос учителя: Ребята, как меняется настроение в 3-ей строфе?
Возможный ответ: Море в 3 – ей строфе стихает и голубеет, светит солнце. Но радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго.
Учитель: Сменяющая её авторская мысль контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию и штилю:
А он, мятежный, ищет бури,
Как будто в бурях есть покой!
— последние 2 строки – это реакция поэта, который и пытается разгадать тайну судьбы паруса, и сочувствует ему, и оценивает выбранный им путь. Композиция четко поддерживает дистанцию между рассказчиком и парусом.
Вопрос: Какой вы видите природу в стихах?
Возможный ответ: Природа в «Парусе» по – лермонтовски живописна, глазам открывается целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).
Вопрос: ребята, а каково настроение поэта?
Возможный ответ: настроение грусти, печали, сожаления о чем – то.
Учитель: правильно, но в последних строках звучит гордый протест против покоя, от него и жажда борьбы.
Ребята, обратите внимание на два эпитета, рисующих парус: он «одинокий» и «мятежный»
Задание: подберите к слову мятежный несколько синонимов.
Возможный ответ: неспокойный, взволнованный, буйный и др.
Учитель: два этих слова – эпитета – как две различные тональности в симфонической картине. Первое(«одинокий») вызывает минорные ноты, так как для Лермонтова одиночество связанно с невозможностью счастья; Второе («мятежный») рождает мужественные звуки финала, потому что если «мятежный» — значит, не боится бури, силен духом и непокорен судьбе. Вид паруса натолкнул поэта на мысль о людях, таких же одиноких и таких же мятежных, которые он сочувствует и которыми гордится.
Задание: прочитайте выразительно стихотворение ,подумайте, какие слова вы хотели бы выделить особенно, чтобы на них обратили внимание слушающие?
Возможный ответ: слово мятежный; другие могут выделить эпитет «одинокий»; третье обращают внимание на две самых грустных строчки.
«Увы! Он счастья не ищет,
И не от счастья бежит».
Подтекст «Паруса» глубок, пусть дети читают по – своему, искренне, находя в стихотворении созвучие своим мыслям.
Учитель : читая это стихотворение, мы видим мятежный протест поэта, его жажду бури.
Читают стих выразительно. После этого звучит романс Варламова на слова Лермонтова.
Вопрос: ребята, понравилась ли вам мелодия и чем? Усиливает ли музыка впечатление от поэтического текста, какое настроение автора лучше всего понято и передано композитором?
Возможный ответ: по настроению он менее глубок, чем стих ,в музыке нет лермонтовских раздумий, но грусть, тревожность интонации сохранены композитором.
Домашнее задание:
-
Выучить стих наизусть.
-
Рассмотрите акварельный рисунок М. Ю. Лермонтова «Парус». Сравните настроение, выраженное поэтом, с настроением, которое передает произведение живописи.