Тема : «Великий поэт-бард степи»

(Внеклассное мероприятие, посвящённое 180- летнему юбилею казахского акына и импровизатора Биржан — сала)

9 класс

Учитель русского языка и литературы: Сергиенко В.Г.

Благовещенская средняя школа №1

Жамбылского района

Северо – Казахстанской области

Задачи 1) Обобщить знания о поэтах – бардах, своеобразии их творчества; развить интерес к творчеству казахского народа, в частности к творчеству Биржан –сала, монологическую речь.

2) Обучить аргументированному ответу на вопрос, анализу лирического произведения, инсценированию.

3) Привить любовь и уважение к достоянию культуры казахского народа.

Оборудование: слайды, выставка книг поэтов-бардов, домбра, карта Казахстана, музыкальное сопровождение (кюй), таблички с названием групп.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

(Слайд 1. Приложение.) Звучит кюй. На интерактивной доске появляется слайд с изображением казахской степи. На фоне музыки учитель объявляет тему и её задачи.

II. Слово учителя..

Жуз — сторона, направление.

Различают три жуза: Великий, Средний и Младший.

О происхождении жузов существует легенда.

Давным-давно, в стародревние времена, жил в степи полководец, батыр по имени Кадыр. Он очень много воевал. В одном из тяжёлых боёв батыр был ранен. Истекая кровью, без воды и пищи, он длительное время оставался в степи один. Спасает Кадыра белая птица-лебедь, которая превратится потом в красивую девушку. Она поможет Кадыру добраться до озера, напоит его водой, исцелит ему раны. Вскоре батыр женится на прекрасной девушке. И у них родится сын, которого они назовут Казах. Казах- значит вольный, свободный человек. У этого казаха затем появится три наследника: Ақарыс, Бекарыс, Жанарыс, которые впоследствии поделят между собой землю. По праву старшему брату Ақарысу отойдут те земли, которые назовут Старшим, Великим Жузом. Среднему сыну – земли Среднего Жуза, а младшему Жанарысу – соответственно земли Младшего Жуза.

Я неслучайно поведала вам историю о жузах. Ведь сегодня у нас мероприятие необычное. Мы проведём его в форме айтыса. А участниками нашего состязания как раз и будут представители жузов.

I группа – это представители Старшего Жуза –

Ақарыс,

II группа — это представители Среднего Жуза –

Бекарыс,

III группа – это представители Младшего Жуза –

Жанарыс.

III. Айтыс.

1) Краеведческий конкурс.

Задание: Показать на карте Казахстана местонахождение своего жуза.

2) Разминка. На интерактивной доске слайд №2 с изображением природы Казахстана. На фоне слайда появляются вопросы:

— Назовите особенности творческой деятельности поэтов-бардов.

(Поэты-барды являются авторами своих текстов, композиторами и исполнителями. Прекрасно владели музыкальными инструментами, обладали хорошим голосом. При этом выступали в роли фокусников, жонглёров, клоунов-комиков, силачей, борцов.)

— Как по – другому называют поэтов-бардов степи?

(Салы и сері)

— В чём заключается отличие салов от серi?

(Салы от серi отличаются поведением и одеждой. Серi ведут себя более сдержанно. Одеваются богато, изысканно, со вкусом. А салы экстравагантны и в поведении, и в одежде.

Носили широкие штаны, головной убор (борик), украшенный перьями филина. Верхняя одежда яркая, сшитая из лоскутков, украшенная разными безделушками из металла, камней. Подъезжая к аулу, падали с лошади. Притворялись, что не могут двинуть ни рукой, ни ногой.)

— В чём отличие творчества салов и серi от творчества жырау?

(1. Салы и серi создавали богемную лирику, а жырау – героическую.

2. Основные образы творчества бардов: любимая девушка, ловчий беркут, конь-аргамак, гончая собака. У жырау – воин – батыр, его доблесть и отвага, доспехи.

3. Ведущая роль в творчестве принадлежала мелодии и актёрской игре.

4. Не принимали участия в проведении семейных и родовых обрядов.

5. Не занимали важных государственных постов. А жырау были предводителями рода.

6. Не были обызами (предсказателями, жрецами))

— Что значит богемная лирика?

(Богема – среда, состоящая из художников, писателей, актёров, музыкантов, не имеющих материального обеспечения. Отсюда и понятие богемная лирика.)

— Что общего в творческой деятельности салов и сері и русских скоморохов?

(Русские скоморохи также странствовали по Древней Руси, пели, танцевали, показывали фокусы, так же были пёстро одеты. Как и салы преследовались властью и церковью за сатирические песни.)

— Назовите имена наиболее известных салов и серi XIX века.

(Ахан-серi, Біржан-сал, Жаяу Мұса, Балуан-Шолақ.)

— Одна из улиц нашего села названа в честь поэта-барда. Как называется эта улица?

(Сегиз-серi)

Инсценировка «Едет сал!»

В центре сцены народ. Идёт состязание музыкантов, обжор. Проносится слух: «К нам едет сал!». Появляется группа разодетых девушек.(Девушки одеты в национальные казахские платья. На голове – яркие саукеле. В руках у девушек домбра, украшенная пучками перьев). Звучат звуки домбры. Девушки смеются. В это время появляется сал на импровизированной лошади. На голове у сала шапка – борик с перьями филина. Подъезжая, сал валится с лошади.

Девушка №1(кричит): Сал свалился с лошади!

Все смеются. Одна девушка бежит за ковром. Сал нарочно валяется на полу. Девушки, охая и смеясь, подняли его на руки, посадили на ковёр. Довольный сал улыбнулся от такого к нему внимания, взял в руки разукрашенную домбру и запел песню в знак благодарности людям, устроившим ему столь пышную встречу.

Учитель: Поэты, путешествуя по аулам, поднимали дух и настроение народа, исполняя свои произведения то в одиночку, то дуэтом и даже хором. Ребята, в 2014 году исполняется 180 лет Биржан – салу, известному степному певцу, импровизатору. Биржан сал ездил по аулам, обошел все уголки казахской земли, как он сам пел: «Я — Биржан, объездил все три жуза». Он был красой и душой любого праздника, везде, где он был, оставлял сочиненные тут же вдохновенные стихи, которые составляют немеркнущую сокровищницу народа.

3) Жизнь замечательных людей. (Слайд 3. Приложение.)

Задание: Расскажите кратко о жизни и деятельности Биржана-сала

I группа – Детские годы Биржана

II группа – Юношеские годы поэта

III группа – Зрелость. Последние годы жизни

Слово учителя .

Перед тем как прослушать рассказ о жизни этого замечательного человека, я хочу обратить ваше внимание на выставку книг. На стеллаже мало книг, но цены им нет. Редко в какой библиотеке их можно найти. Они написаны на русском и казахском языках. Вы знаете, что Сабит Муканов – наш земляк. Одна из глав его романа «Школа жизни» посвящена Б.Шолаку, силой которого он восхищён. Обратите внимание на газетный материал. В нашей областной газете «Северный Казахстан» серия статей о жизни и творчестве Ахана Серi. В хрестоматии на казахском языке помещены произведения салов и серi .

Выступление групп.

I группа – Детские годы Биржана

Биржан сал Кожагулулы родился в 1834 году в окрестностях Кокшетау в местечке Ербол. Тогда это место называлось аулом Кожагула – деда будущего поэта. Старый Кожагул «усыновил» внука, т.к. Турлабай, отец мальчика, жил бедно. Воспитанием Биржана занималась бабушка. Бабушка с дедушкой души не чаяли во внуке, не обременяли его домашней работой. Поэтому детские годы Биржана были радостными и беззаботными.Он с удовольствием занимался тем, что ему нравилось.: слушал сказки и предания, которых его бабушка знала великое множество, любил песни, сложенные прославленными акынами, салами и серэ. Чуткого к поэтическому слову мальчика привлекали манеры певцов, их нарядные одежды, быстрые кони, охотничьи собаки, ловчие птицы. Биржан мечтал всю свою жизнь посвятить искусству.

II группа – Юношеские годы поэта

Став юношей, Биржан окружил себя жигитами – бедняками, беззаботно веселился в аулах, пел и играл на всех тоях и вечерах. Вскоре в степи заговорили о красивом, изысканно одетом молодом певце. Ограниченному и бедному Турлыбаю, к которому Биржан переселился подростком, непонятны были увлечения сына.Тяжело переживал юноша размолвки с отцом, но противиться его воле долго не решался. Когда жизнь в родном доме стала невыносимой, молодой певец отправился в путь. Благодаря состоянию деда Биржан получил возможность заняться песенным искусством, но приумножить или хотя бы сохранить то, что ему досталось от деда, Биржан не стремился и поэтому позже обеднел.

Биржан – сал много путешествовал, побывал в далёких краях, встречался со многими прославленными людьми Казахстана. Айтыс с певицей и поэтессой Сарой – образец поэтического творчества казахских импровизаторов. Важным событием в жизни Биржана была поездка в аул Абая. Именно Абай разглядел в Биржане редкое дарование и дал его песням и исполнительскому мастерству высокую оценку. Долгие беседы с Абаем оставили неизгладимый след в душе Биржана, побудили его к созданию новых песен, новых мелодий.

Однажды Биржан- сал вернулся из поездки с девушкой по имени Апиш, ставшей его женой. Родственники надеялись, что теперь певец остепенится, перестанет надолго отлучаться из дома. Только жена понимала, как тягостно Биржану сидеть подолгу в ауле, и не препятствовала его поездкам.

III группа – Зрелость. Последние годы жизни

Шли годы. Биржан путешествовал всё реже. К шестидесяти годам певец почти перестал выезжать из аула. Теперь уже другие салы и серэ приезжали к нему. Дом Биржана всегда был полон гостей. Сам он по – прежнему был весел и беззаботен. Но вскоре жизнь в родном ауле стала казаться певцу унылой и однообразной, житейские заботы тяготили его. Сыновья- Темиртас и Калкен и дочери – Асыл и Ахык уже выросли. У них появились свои заботы и интересы.Певец чувствовал себя одиноким, старым и ненужным.

Последние годы жизни Биржана были горькими, безрадостными. От болезней, которые у него были и которых у него не было ( он страдал головными болями, а его признали психически нездоровым – «одержимым нечистой силой», как говорили раньше), его лечили невежественные люди. Целыми днями он лежал, крепко связанный арканами. К физической боли прибавлялась боль душевная. Три года пролежал певец связанным. Последние дни Биржана прошли в адских муках. Он умер от гангрены в 1894 году.

Слово учителя:

В 30-е годы XIX века в Казахстане был А. С. Пушкин, когда собирал материалы о Пугачёвском восстании. Тогда-то он и записал легенду о любви Баян – Сулу и Козы Корпеша. И мы можем вообразить, что поэт слушал и казахских бардов. И вот сегодня он у нас в гостях.

(Входит А.С.Пушкин)

Пушкин А.С. : Друзья!

Я сейчас пришёл послушать Вас,

И с вами готов вступить я в состязанье.

Учитель: Ребята, в каждой вашей группе есть акыны-импровизаторы, и мы попросим их сейчас попробовать сочинить стихи о любви в духе казахских поэтов- бардов. А пока они будут готовиться, прослушаем стихотворения Биржана — сала.

4) Выразительное чтение стихотворений

I группа – «Ляйли, мой светик»

II группа – « Рядом с голой берёзой – прохлады нет…»

III группа – «О, дети, Темиртас, Асыл, Ахык

Учитель: Наше мероприятие украшают иллюстрации к произведениям поэтов-бардов XIX века, написанные самобытным художником, вашим одноклассником Саликовым Сагитом. Он прочитал произведения казахских поэтов, увидел и по-своему изобразил их героев. Насколько это ему удалось, мы сейчас с вами проверим.

(Слайды 4,5. Приложение.) На интерактивной доске иллюстрации к произведениям поэтов-бардов XIX века. На фоне иллюстраций появляются вопросы:

Назовите героев иллюстраций. Укажите автора и название произведения.

— Сумел ли Сагит передать образ казахской девушки, воспеваемый поэтами-бардами? Если да, то как, с помощью каких средств изобразительности?

— Как Сагит показал боль и страдание лирического героя по потере любимого друга.

5) Стихотворный конкурс.

(Поочерёдно читаются стихи акынами – импровизаторами, после чего Пушкин не выдерживает и вступает с ними в состязание, читая своё стихотворение.

Пушкин А.С. На вас смотрю я, как на диво,

И слушать вас я не устал,

Звук песенок игривых

Мой нежно слух ласкал.

В любовь я верю без сомненья.

Она спасёт меня всегда.

Душа моя полна стремленья,

Желанья слиться с нею до конца

(После чтения стихотворения Пушкин снимает цилиндр, опускает голову и стремительно выходит.)

IV. Подведение итогов айтыса. (Награждение победителей)

Список литературы:

1. А.Ж.Жаксылыков, Н.О.Джуанышбеков и др. Статья о Биржан-сале. Казахская литература: учебник-хрестоматия для 9 кл. русс.школ.,-Алматы: Жетi жаргы,2002.-стр.171-176

2. К.Джармагамбетов, Е.Исмаилов,Г.Мусрепов. «Биржан, сын Кошагула». Антология казахской поэзии,- Москва: Государственное издательство художественной литературы,1958.- стр.175-177

Приложение

Слайд 1.

Тема : «Великий поэт-бард степи»

Задачи: Обобщить знания о поэтах – бардах, своеобразии их творчества; развить интерес к творчеству казахского народа, в частности к творчеству Биржана — сала

.

Слайд 2.

Назовите особенности творческой деятельности поэтов-бардов.

— Как по – другому называют поэтов-бардов степи?

— В чём заключается отличие салов от серэ?

— В чём отличие творчества салов и серэ от творчества жырау?

— Что значит богемная лирика?

— Что общего в творческой деятельности салов и серэ и русских

скоморохов?

— Назовите имена наиболее известных салов и серэ XIX века.

— Одна из улиц нашего села названа в честь поэта-барда. Как

называется эта улица?

Слайд 3

Биржан – сал

(род. в 1834 году)

Слайд 4

Назовите героев иллюстраций. Укажите автора и название произведения.

Сумел ли Сагит передать образ казахской девушки, воспеваемый поэтами-бардами? Если да, то как, с помощью каких средств изобразительности?

Слайд 5

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here