Тема : «Великий поэт-бард степи»
(Внеклассное мероприятие, посвящённое 180- летнему юбилею казахского акына и импровизатора Биржан — сала)
9 класс
Учитель русского языка и литературы: Сергиенко В.Г.
Благовещенская средняя школа №1
Жамбылского района
Северо – Казахстанской области
Задачи 1) Обобщить знания о поэтах – бардах, своеобразии их творчества; развить интерес к творчеству казахского народа, в частности к творчеству Биржан –сала, монологическую речь.
2) Обучить аргументированному ответу на вопрос, анализу лирического произведения, инсценированию.
3) Привить любовь и уважение к достоянию культуры казахского народа.
Оборудование: слайды, выставка книг поэтов-бардов, домбра, карта Казахстана, музыкальное сопровождение (кюй), таблички с названием групп.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент.
(Слайд 1. Приложение.) Звучит кюй. На интерактивной доске появляется слайд с изображением казахской степи. На фоне музыки учитель объявляет тему и её задачи.
II. Слово учителя..
Жуз — сторона, направление.
Различают три жуза: Великий, Средний и Младший.
О происхождении жузов существует легенда.
Я неслучайно поведала вам историю о жузах. Ведь сегодня у нас мероприятие необычное. Мы проведём его в форме айтыса. А участниками нашего состязания как раз и будут представители жузов.
I группа – это представители Старшего Жуза –
Ақарыс,
II группа — это представители Среднего Жуза –
Бекарыс,
III группа – это представители Младшего Жуза –
Жанарыс.
III. Айтыс.
1) Краеведческий конкурс.
Задание: Показать на карте Казахстана местонахождение своего жуза.
2) Разминка. На интерактивной доске слайд №2 с изображением природы Казахстана. На фоне слайда появляются вопросы:
— Назовите особенности творческой деятельности поэтов-бардов.
(Поэты-барды являются авторами своих текстов, композиторами и исполнителями. Прекрасно владели музыкальными инструментами, обладали хорошим голосом. При этом выступали в роли фокусников, жонглёров, клоунов-комиков, силачей, борцов.)
— Как по – другому называют поэтов-бардов степи?
(Салы и сері)
— В чём заключается отличие салов от серi?
(Салы от серi отличаются поведением и одеждой. Серi ведут себя более сдержанно. Одеваются богато, изысканно, со вкусом. А салы экстравагантны и в поведении, и в одежде.
Носили широкие штаны, головной убор (борик), украшенный перьями филина. Верхняя одежда яркая, сшитая из лоскутков, украшенная разными безделушками из металла, камней. Подъезжая к аулу, падали с лошади. Притворялись, что не могут двинуть ни рукой, ни ногой.)
— В чём отличие творчества салов и серi от творчества жырау?
(1. Салы и серi создавали богемную лирику, а жырау – героическую.
2. Основные образы творчества бардов: любимая девушка, ловчий беркут, конь-аргамак, гончая собака. У жырау – воин – батыр, его доблесть и отвага, доспехи.
3. Ведущая роль в творчестве принадлежала мелодии и актёрской игре.
4. Не принимали участия в проведении семейных и родовых обрядов.
5. Не занимали важных государственных постов. А жырау были предводителями рода.
6. Не были обызами (предсказателями, жрецами))
— Что значит богемная лирика?
(Богема – среда, состоящая из художников, писателей, актёров, музыкантов, не имеющих материального обеспечения. Отсюда и понятие богемная лирика.)
— Что общего в творческой деятельности салов и сері и русских скоморохов?
(Русские скоморохи также странствовали по Древней Руси, пели, танцевали, показывали фокусы, так же были пёстро одеты. Как и салы преследовались властью и церковью за сатирические песни.)
— Назовите имена наиболее известных салов и серi XIX века.
— Одна из улиц нашего села названа в честь поэта-барда. Как называется эта улица?
(Сегиз-серi)
Инсценировка «Едет сал!»
В центре сцены народ. Идёт состязание музыкантов, обжор. Проносится слух: «К нам едет сал!». Появляется группа разодетых девушек.(Девушки одеты в национальные казахские платья. На голове – яркие саукеле. В руках у девушек домбра, украшенная пучками перьев). Звучат звуки домбры. Девушки смеются. В это время появляется сал на импровизированной лошади. На голове у сала шапка – борик с перьями филина. Подъезжая, сал валится с лошади.
Девушка №1(кричит): Сал свалился с лошади!
Все смеются. Одна девушка бежит за ковром. Сал нарочно валяется на полу. Девушки, охая и смеясь, подняли его на руки, посадили на ковёр. Довольный сал улыбнулся от такого к нему внимания, взял в руки разукрашенную домбру и запел песню в знак благодарности людям, устроившим ему столь пышную встречу.
Учитель: Поэты, путешествуя по аулам, поднимали дух и настроение народа, исполняя свои произведения то в одиночку, то дуэтом и даже хором. Ребята, в 2014 году исполняется 180 лет Биржан – салу, известному степному певцу, импровизатору. Биржан сал ездил по аулам, обошел все уголки казахской земли, как он сам пел: «Я — Биржан, объездил все три жуза». Он был красой и душой любого праздника, везде, где он был, оставлял сочиненные тут же вдохновенные стихи, которые составляют немеркнущую сокровищницу народа.
3) Жизнь замечательных людей. (Слайд 3. Приложение.)
Задание: Расскажите кратко о жизни и деятельности Биржана-сала
I группа – Детские годы Биржана
II группа – Юношеские годы поэта
III группа – Зрелость. Последние годы жизни
Слово учителя .
Перед тем как прослушать рассказ о жизни этого замечательного человека, я хочу обратить ваше внимание на выставку книг. На стеллаже мало книг, но цены им нет. Редко в какой библиотеке их можно найти. Они написаны на русском и казахском языках. Вы знаете, что Сабит Муканов – наш земляк. Одна из глав его романа «Школа жизни» посвящена Б.Шолаку, силой которого он восхищён. Обратите внимание на газетный материал. В нашей областной газете «Северный Казахстан» серия статей о жизни и творчестве Ахана Серi. В хрестоматии на казахском языке помещены произведения салов и серi .
Выступление групп.
I группа – Детские годы Биржана
Биржан сал Кожагулулы родился в 1834 году в окрестностях Кокшетау в местечке Ербол. Тогда это место называлось аулом Кожагула – деда будущего поэта. Старый Кожагул «усыновил» внука, т.к. Турлабай, отец мальчика, жил бедно. Воспитанием Биржана занималась бабушка. Бабушка с дедушкой души не чаяли во внуке, не обременяли его домашней работой. Поэтому детские годы Биржана были радостными и беззаботными.Он с удовольствием занимался тем, что ему нравилось.: слушал сказки и предания, которых его бабушка знала великое множество, любил песни, сложенные прославленными акынами, салами и серэ. Чуткого к поэтическому слову мальчика привлекали манеры певцов, их нарядные одежды, быстрые кони, охотничьи собаки, ловчие птицы. Биржан мечтал всю свою жизнь посвятить искусству.
II группа – Юношеские годы поэта
Став юношей, Биржан окружил себя жигитами – бедняками, беззаботно веселился в аулах, пел и играл на всех тоях и вечерах. Вскоре в степи заговорили о красивом, изысканно одетом молодом певце. Ограниченному и бедному Турлыбаю, к которому Биржан переселился подростком, непонятны были увлечения сына.Тяжело переживал юноша размолвки с отцом, но противиться его воле долго не решался. Когда жизнь в родном доме стала невыносимой, молодой певец отправился в путь. Благодаря состоянию деда Биржан получил возможность заняться песенным искусством, но приумножить или хотя бы сохранить то, что ему досталось от деда, Биржан не стремился и поэтому позже обеднел.
Биржан – сал много путешествовал, побывал в далёких краях, встречался со многими прославленными людьми Казахстана. Айтыс с певицей и поэтессой Сарой – образец поэтического творчества казахских импровизаторов. Важным событием в жизни Биржана была поездка в аул Абая. Именно Абай разглядел в Биржане редкое дарование и дал его песням и исполнительскому мастерству высокую оценку. Долгие беседы с Абаем оставили неизгладимый след в душе Биржана, побудили его к созданию новых песен, новых мелодий.
Однажды Биржан- сал вернулся из поездки с девушкой по имени Апиш, ставшей его женой. Родственники надеялись, что теперь певец остепенится, перестанет надолго отлучаться из дома. Только жена понимала, как тягостно Биржану сидеть подолгу в ауле, и не препятствовала его поездкам.
III группа – Зрелость. Последние годы жизни
Шли годы. Биржан путешествовал всё реже. К шестидесяти годам певец почти перестал выезжать из аула. Теперь уже другие салы и серэ приезжали к нему. Дом Биржана всегда был полон гостей. Сам он по – прежнему был весел и беззаботен. Но вскоре жизнь в родном ауле стала казаться певцу унылой и однообразной, житейские заботы тяготили его. Сыновья- Темиртас и Калкен и дочери – Асыл и Ахык уже выросли. У них появились свои заботы и интересы.Певец чувствовал себя одиноким, старым и ненужным.
Последние годы жизни Биржана были горькими, безрадостными. От болезней, которые у него были и которых у него не было ( он страдал головными болями, а его признали психически нездоровым – «одержимым нечистой силой», как говорили раньше), его лечили невежественные люди. Целыми днями он лежал, крепко связанный арканами. К физической боли прибавлялась боль душевная. Три года пролежал певец связанным. Последние дни Биржана прошли в адских муках. Он умер от гангрены в 1894 году.
Слово учителя:
В 30-е годы XIX века в Казахстане был А. С. Пушкин, когда собирал материалы о Пугачёвском восстании. Тогда-то он и записал легенду о любви Баян – Сулу и Козы Корпеша. И мы можем вообразить, что поэт слушал и казахских бардов. И вот сегодня он у нас в гостях.
(Входит А.С.Пушкин)
Пушкин А.С. : Друзья!
Я сейчас пришёл послушать Вас,
И с вами готов вступить я в состязанье.
Учитель: Ребята, в каждой вашей группе есть акыны-импровизаторы, и мы попросим их сейчас попробовать сочинить стихи о любви в духе казахских поэтов- бардов. А пока они будут готовиться, прослушаем стихотворения Биржана — сала.
4) Выразительное чтение стихотворений
I группа – «Ляйли, мой светик»
II группа – « Рядом с голой берёзой – прохлады нет…»
III группа – «О, дети, Темиртас, Асыл, Ахык
Учитель: Наше мероприятие украшают иллюстрации к произведениям поэтов-бардов XIX века, написанные самобытным художником, вашим одноклассником Саликовым Сагитом. Он прочитал произведения казахских поэтов, увидел и по-своему изобразил их героев. Насколько это ему удалось, мы сейчас с вами проверим.
(Слайды 4,5. Приложение.) На интерактивной доске иллюстрации к произведениям поэтов-бардов XIX века. На фоне иллюстраций появляются вопросы:
Назовите героев иллюстраций. Укажите автора и название произведения.
— Сумел ли Сагит передать образ казахской девушки, воспеваемый поэтами-бардами? Если да, то как, с помощью каких средств изобразительности?
— Как Сагит показал боль и страдание лирического героя по потере любимого друга.
5) Стихотворный конкурс.
(Поочерёдно читаются стихи акынами – импровизаторами, после чего Пушкин не выдерживает и вступает с ними в состязание, читая своё стихотворение.
Пушкин А.С. На вас смотрю я, как на диво,
И слушать вас я не устал,
Звук песенок игривых
Мой нежно слух ласкал.
В любовь я верю без сомненья.
Она спасёт меня всегда.
Душа моя полна стремленья,
Желанья слиться с нею до конца
(После чтения стихотворения Пушкин снимает цилиндр, опускает голову и стремительно выходит.)
IV. Подведение итогов айтыса. (Награждение победителей)
Список литературы:
1. А.Ж.Жаксылыков, Н.О.Джуанышбеков и др. Статья о Биржан-сале. Казахская литература: учебник-хрестоматия для 9 кл. русс.школ.,-Алматы: Жетi жаргы,2002.-стр.171-176
2. К.Джармагамбетов, Е.Исмаилов,Г.Мусрепов. «Биржан, сын Кошагула». Антология казахской поэзии,- Москва: Государственное издательство художественной литературы,1958.- стр.175-177
Приложение
Слайд 1.
Тема : «Великий поэт-бард степи»
Задачи: Обобщить знания о поэтах – бардах, своеобразии их творчества; развить интерес к творчеству казахского народа, в частности к творчеству Биржана — сала
.
Слайд 2.
Назовите особенности творческой деятельности поэтов-бардов.
— Как по – другому называют поэтов-бардов степи?
— В чём заключается отличие салов от серэ?
— В чём отличие творчества салов и серэ от творчества жырау?
— Что значит богемная лирика?
— Что общего в творческой деятельности салов и серэ и русских
скоморохов?
— Назовите имена наиболее известных салов и серэ XIX века.
— Одна из улиц нашего села названа в честь поэта-барда. Как
называется эта улица?
Слайд 3
Биржан – сал
(род. в 1834 году)
Слайд 4
Назовите героев иллюстраций. Укажите автора и название произведения.
Сумел ли Сагит передать образ казахской девушки, воспеваемый поэтами-бардами? Если да, то как, с помощью каких средств изобразительности?
Слайд 5