Урок литературного чтения
по теме «О детях и для детей»
(2 класс)
Автор: Ваншина Елена Викторовна
МБОУ СОШ №11,
г. Новый Уренгой,
учитель начальных классов
Урок литературного чтения по теме «О детях и для детей» (2 класс)
Тип урока: обобщающий (Слайд 1)
Форма урока: игра «Крестики-нолики»
Цели:
-
Обобщить и систематизировать знания детей о произведениях данного раздела;
-
Выявить уровень сформированности умения правильно называть произведение (фамилия автора и заглавие);
-
Развивать интерес к предмету;
-
Воспитывать ответственность за результат коллективной работы.
Оборудование: проектор, компьютер, карточки, табло с названиями полей, костюмы для инсценирования.
Ход урока.
1. Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
— Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. На уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий.
-
Сегодня у нас с вами необычный урок чтения, он пройдет в форме игры «Крестики-нолики». Мы закончили очень интересную тему «О детях и для детей». На уроке еще раз встретимся с полюбившимися героями, покажем свои знания и познакомимся с одним рассказом Э.Шима, который писал свои произведения для детей.
2. Напоминаю правила игры «Крестики-нолики».
— Разбиваемся на 2 команды (дети вытягивают карточки, на которых нарисованы крестик или нолик) и рассаживаемся по командам.
На табло 9 полей. Каждая команда по очереди выбирает поле, отвечает на задание. Чья команда ответит быстро и правильно, той и присуждается победа в данном задании. Поле заполняется значком команды – победителя.
— Если команда выигрывает, то она продолжает игру, то есть выбирает поле. Если проигрывает, то ход переходит другой команде.
— Вы должны как можно больше набрать своих значков (крестиков или ноликов). Чьих значков на табло будет больше, та команда и победила.
— Чтоб не подвести команду, совещайтесь друг с другом.
— Будьте внимательны, не перебивайте товарища, давайте полные ответы.
3. Игру судит справедливое жюри (ученики из старших классов или учителя).
4. А кто начнет первым (крестики или нолики) проведем жеребьёвку. Приглашаю по 1 человеку от команды.
Продолжите пословицы:
Кто много читает, …………………………………
Чтение — ………………………………………….
Из какой команды игрок продолжил первым пословицы, та команда и начинает выбирать поле для игры.
Табло: (Слайд 2)
Наборщики | Кроссворд | |
Скороговорки | Домашнее задание | Почитаем |
Художники | Угадаем | Аукцион |
Вспомним!
(детям даются карточки с заданием)
Вам нужно прочитать имена героев и указать стрелкой, из каких они произведений.
2 команда | |||
1.Андрюша Рыженький
2.Бобка
3.Коля
4. Петя | 1. «Шар в окошке»
2. «Самое главное» 3. «Заплатка»
4. «Затейники»
| 1.Танюша
2. Федотка
3. Катя
4. Сапожник | 1. «Совушка»
2. «Смородинка»
3.«Снежный зайчик»
4. «Маленькие человечки» |
Скороговорки (Слайд 3,4)
(по 1 человеку от команды)
— Что такое скороговорка? (это словесная забава, быстрая речь, четкое произношение каждого слова).
Вы должны прочитать четко скороговорку и 3 раза её произнести, убыстряя темп.
Сыворотка из-под простокваши. |
Художники (по 2 человека от команды)
Вам нужно нарисовать обложку книги (к любому рассказу из нашей темы) и оформить её правильно. Вспомните, где обычно пишут фамилию автора, где и как название и т.д.
Наборщики (Слайд 5)
Вам нужно восстановить пословицы и сказать, к какому произведению они больше всего подходят.
Не им_й сто р_бл_й, а им_й сто др_з_й.
| |
Д_р_во см_три в пл_дах, а ч_л_века – в д_лах. | Без б_ды др_га не узн_ешь. |
Домашнее задание (по 2 человека от команды).
Ребята покажут сценки – отрывки из произведений, вы должны будете узнать произведение и вспомнить автора.
Команды по очереди показывают друг другу сценки- отрывки.
Н.Носов «Заплатка» |
Аукцион (по 1 человеку от команды)
Кто больше назовет литературных жанров (по очереди).
Угадаем (по 2 человека)
(Слайд 6 )
Я вам показываю рисунок, а вы по нему называете произведение и автора.
Картинки: черенок смородины, шарик, лягушка, зайчик, яблоко, горох, рак.
Произведения и авторы: «Смородина» Е. Пермяк, «Шар в окошке» А. Митта, «Две лягушки» Л.Пантелеев, «Снежный зайчик»В. Сутеев, «У страха глаза велики» — русская народная сказка, «Пятеро из одного стручка» Х.Андерсен, «Лебедь, щука, рак» И.А.Крылов.
Кроссворд
Тетрадь по чтению на печатной основе с .28.
Решаете все вместе, затем выбираете, кто будет отвечать.
Почитаем
Открыли книгу «О детях» Прочитаем рассказ Э.Шима.
Подходит ли этот рассказ к нашей теме? Почему? Кто главные герои? Что хотел сказать автор этим произведением?
Выразительное чтение (по ролям). Чья команда прочитает лучше. Оценивает чтение жюри.
Вывод: Э.Шим писал много о природе, но еще писал и о детях.
5. Слово жюри
6. Итог урока:
Мы с вами еще раз встретились с литературными героями; вспомнили, какие писатели пишут о детях и для детей.
7. Домашнее задание: (Слайд 8)
Прочитать любой рассказ о детях у авторов Драгунский, Зощенко, Успенский и др.
8. Рефлексия:
— Понравился ли вам урок?
— Что понравилось больше всего?
— Кому захотелось прочитать произведения о детях других писателей?
Литература;
1. Л. А. Ефросинина Учебник «Литературное чтение», М. Изд. центр «Вентана — Граф», 2010 г.
2. Литературная тетрадь (2 части) под редакцией Л.А.Ефросининой, М. Изд. центр «Вентана — Граф», 2010 г.
3. Беседы с учителем 2 кл., под редакцией Л. Е. Журовой., М., Изд. центр «Вентана – Граф», 2009 г.
4. Методическое пособие «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина
М. Изд. центр «Вентана — Граф», 2009 г.
Приложение
2 команда | |||
1.Андрюша Рыженький
2.Бобка
3.Коля
4. Петя | 1. «Шар в окошке»
2. «Самое главное» 3. «Заплатка»
4. «Затейники»
| 1.Танюша
2. Федотка
3. Катя
4. Сапожник | 1. «Совушка»
2. «Смородинка»
3.«Снежный зайчик»
4. «Маленькие человечки» |