Тема: Сказки.
Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Цель урока:
— представление о русских народных сказках;
— обзорное представление о сказках других народов;
— работать над правильностью чтения;
Развивающий аспект урока:
— развитие интереса к уроку чтения;
— развитие речи учащихся, обогащение словаря;
— развитие эмоциональной сферы личности ребенка;
— формирование действий контроля и оценки.
Воспитательный аспект урока:
— воспитание познавательной активности;
— воспитание культуры восприятия нового;
— формирование уважительного отношения к людям других наций.
Оформление: картинки сказок с опорными словами на слайдах, кроссворд по сказке «Лиса и журавль», выставка поделок учащихся по русским народным сказкам, пословицы, выставка книг, надпись на доске «Урок – сказка», опорные слова.
Оборудование: ноутбук, диапроектор, экран, магнитофон.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Учитель: – Сказка по лесу идет-
Сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка умница и прелесть,
С нами рядышком живет!
2.Сообщение темы и формулирование целей урока учащимися.
— Ребята, прочитайте тему урока.
— Что мы будем на уроке делать, попробуйте начать свой ответ с буквы из темы урока. «Урок – сказка»
(учиться читать, работать, отвечать красиво, строить схемы, красить, анализировать, задания выполнять, кроссворд разгадывать…)
— Мы будем работать не просто со сказкой, а с русской народной.
— В конце урока вы дополните свои ответы.
3. Словарная работа.
-Ну, давайте начнем с того, что такое «сказка»?
(ответы детей)
— У вас на партах лежат листочки, на которых написано красным цветом.
Прочитайте текст и скажите более правильно и точно, что такое сказка?
(читают толкование слова, двое читают в словаре)
— Про сказку в старину говорили: «сказка – врака», «сказка – складка».
Сказки мы любим с детства, они согревают сердце. Сказки наполнены невероятными приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди. Они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди рассказывали сказку, часто изменяли или дополняли её.
4.Знакомство со сказками.
— Посмотрите на экран. Сейчас мы с вами вспомним уже знакомые вам сказки.
1. Как называется эта сказка? «Волк и семеро козлят».
— Кто расскажет, как она закончилась?
2. Как называется эта сказка и кто её герои? «Теремок».
-Чем она закончилась?
3.Кто главный герой этой сказки? «Колобок».
-Какую песенку напевал колобок?
4.Назовите следующую сказку? «Гуси – лебеди».
-Чем она закончилась?
5.Назовите героев следующей сказки?» Репка».
-Чему она нас учит? Какими мы должны быть?
-Ребята, а помните, ли вы какими словами заканчиваются русские сказки?
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Стали себе жить – поживать, да добра наживать.
Физ. минутка.
5.Работа над сказкой.
— Сейчас на уроке мы познакомимся ещё с одной русской народной сказкой. Посмотрите на экран, может, кто — то из вас читал эту сказку?
— Про кого будет эта сказка?
— Мы будем читать русскую народную сказку «Лиса и Журавль».
Но перед чтением мы подготовимся и прочитаем слова, которые вам встретятся в этой сказке.
Раз-ма-за-ла жу-равль при-го-то-вил
Длин-ным приг-ла-сил вер-тит-ся
— Какие слова непонятны?
Самостоятельное чтение.
Чтение хорошо читающими учениками.
— О чем рассказывается в этой сказке?
— Какая здесь представлена лиса?
— Как поступил журавль?
— Какая главная мысль выражена в этой сказке?
— Почему это произведение названо сказкой?
Прочитайте на доске пословицы и скажите, которая подходит к нашей сказке?
Работай до поту, так и поешь в охоту.
Как аукнется, так т откликнется.
— Как вы её понимаете?
6.Закрепление.
-Разгадаем кроссворд.
— Ребята, а ещё есть сказки не только русского народа, но и … (показать выставку книг).
7.Итог урока.
— Подходит к концу наш урок.
Давайте же скажем, что мы делали?
— А что интересного вам запомнилось?
— Покажите, какую оценку вы поставите себе за работу?
— А как вам понравился урок, поставьте оценку?
8. Дом задание.
— Кто хочет, тот берет себе раскраску по русским народным сказкам.
— Кто хочет, тот выберет себе книжку со сказками и прочитает её дома.
Спасибо за внимание, урок окончен, до свидания!