Муниципальное образовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

Центрального района г. Волгограда

Упражнения в чтении и письме. Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием. 1 класс.

Составила:

Чернявская Ольга Викторовна

учитель начальных классов,

стаж педагогической работы 25 лет,

«Образовательная программа

«Школа 2100» .

Волгоград 2013

Виды деятельности:

Выделение корня, формулировка признаков родственных слов.

Определение значения слов по толковому словарю.

Формулировка задания.

Составление предложений.

Соотнесение слов со схемами.

Предугадывание содержания текста по иллюстрации.

Чтение текста.

Цель:

Отработка навыков чтения и письма. (Интегрированный)

Тип урока: систематизация знаний.

Оборудование и материалы: ПК, мульти медиапроектор, раздаточный материал.

Структура урока:

1. Орг. момент.

2. Формулирование цели урока.

3. Словарная работа.

4. Чистописание.

5. Воспроизведение опорных знаний.

6. Формирование навыков.

7. Работа с текстом.

8. Итог урока.

ХОД УРОКА.

1. ОРГ. МОМЕНТ.

Учитель:

В начале урока давайте послушаем чтение рассказа Евгения Кузнецова «Ботинки», который дети готовились дома по желанию.

Чтение рассказа подготовленными детьми.

2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ УРОКА.

Учитель:

Вам понравилось чтение ребят?

Обуч-ся:

Да. Дети читали быстро, выразительно, не допускали ошибок.

Учитель:

Кто хочет научиться читать так же?

Дети поднимают руки.

Учитель:

Как достичь такого результата?

Обуч-ся:

Нужно читать много книг, упражняться в чтении.

Учитель:

Какую цель поставим для себя на уроке?

Обуч-ся:

Улучшать своё чтение.

Учитель:

Как добиться достижения этой цели?

Обуч-ся:

Упражняться в чтении.

3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Учитель:

Откройте страницу Букваря. Прочтите про себя первый столбик слов.

Дети читают про себя: тракт

трактор

тракторист

Учитель:

Как называется машина, которая нужна в сельском хозяйстве?

Обуч-ся:

Трактор.

Учитель вешает на доску рисунок трактора. (Приложение 1).

Учитель:

Кто управляет такой техникой?

Обуч-ся:

Тракторист.

Учитель:

Что заметили в словах?

Обуч-ся:

Есть общая часть, слова близки по смыслу, они однокоренные.

Учитель выделяет корень в словах на доске, ученики выделяют корень в этих словах простым карандашом в учебнике.

Учитель:

Все ли слова из первого столбика были понятны?

Обуч-ся:

Непонятно слово тракт.

Учитель:

Что нужно делать, если вам не понятно значение слова?

Один ученик:

Нужно обратиться к толковому словарю.

Учитель показывает толковый словарь Даля, объясняет, как найти нужное слово. Один из учеников читает вслух, что такое тракт.

Учитель даёт задание прочитать второй столбик слов: мрак

сумрак

крап

крапина.

Дети определяют, какие слова являются однокоренными, повторяют признаки родственных слов (наличие общей части и общего значения), выделяют корень, узнают о значении слов в толковом словаре. Подводят итог этого этапа урока:

повторили признаки родственных слов;

выяснили, что значение незнакомых слов можно узнать в толковом словаре.

4. РАБОТА В ПРОПИСИ. ЧИСТОПИСАНИЕ.

Учитель:

Предлагаю вам поработать в прописи (стр. 20). Что видите на рисунке и у меня на экране? (Презентация 1 слайд).

Обуч-ся:

Дождик, который капает, крапает, моросит. Дождинки это элементы изученных букв.

Учитель:

Вспомните написание знакомых элементов, обведите эти дождинки.

Дети обводят элементы изученных букв.

Учитель:

Отгадайте загадку. Когда идёт дождь, то два брата не могут расстаться: ночью к порогу, утром в дорогу.

Обуч-ся:

Сапоги.

Учитель вешает на доску рисунок сапог. (Приложение 2).

Учитель:

Прочтите это слово в прописи или на экране по слогам. (Презентация 1 слайд). Почему в нём подчёркнуты некоторые буквы? Какие они?

Обуч-ся:

Это безударные гласные – «опасные места» в слове, их нужно запомнить.

Учитель:

Напишите это слово рядом с образцом, постарайтесь запомнить.

Подведение итогов четвёртого этапа урока:

повторили написание знакомых элементов букв;

узнали новое словарное слово.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Один ученик читает стихотворение и показывает упражнения, остальные выполняют:

Друг за другом дружно встали,

Руки вверх скорей подняли!

На носочки поднимитесь,

Хорошенько потянитесь.

Руки в стороны теперь,

Спины держим всё прямей.

Прыгнем раз, ещё разок.

А теперь за парты сели

И продолжим наш урок.

5. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Работа с предложением.

Учитель:

Возвращаемся к работе в прописи. Прочтите предложение под картинкой. (Презентация 1 слайд). Какое задание нам предстоит выполнить?

Обуч-ся:

Изменив порядок слов, составить новое предложение.

Дети читают полученное предложение. Вспоминают правила оформления предложения при записи: начинается с большой буквы, в конце предложения ставится точка; с большой буквы пишутся имена собственные.

Учитель предлагает выполнить задание дифференцированно:

записать новое предложение, как требует задание:

кому трудно, списывают данное предложение на нижней строчке прописи без изменений;

«слабым» детям предлагается обвести образец предложения, данный в прописи.

Проверка задания.

Несколько учеников читают вслух свои новые предложения. Выполняется самопроверка. (Презентация 2 слайд).

МИНУТА ОТДЫХА.

Прислонитесь спиной к спинке стула, расслабьтесь. Закройте глаза, если удобно, опустите руки. Представьте, что в каждой руке по лимону. Ваша задача: выжить из лимона сок. Сожмите левую руку сильно-сильно, разожмите, сожмите правую руку сильно-сильно, разожмите. Повторите несколько раз.

Представьте, что на кончик вашего носа села муха. Сморщите нос так, чтобы согнать муху не пользуясь руками.

Представьте, что на вас бежит стадо слонов. Вдруг один слон наступил вам на живот. Напрягите его так, чтобы отодвинуть слона, расслабьте, напрягите, расслабьте.

Откройте глаза.

6. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ.

Учитель:

Возвращаемся к работе по букварю на той же странице. Найдите

слова в рамках. Что предстоит сделать с ними?

Обуч-ся:

Составить из них предложения.

Дети выполняют это задание в группах. Каждая группа получает карточки со словами, из которых составляет предложения. (Приложение 3).

Проверка задания:

ученики зачитывают полученные предложения вслух;

самопроверка по экрану. (Презентация 3 слайд).

Подведение итогов данного этапа урока.

Вспомнили правила оформления предложения при записи:

начинается с большой буквы, в конце предложения ставится точка;

с большой буквы пишутся имена собственные.

7. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Учитель:

Посмотрите на иллюстрацию в букваре. Как вы думаете, о чём этот текст?

Ученики высказывают предположения:

Будет описание природы, настроение грустное.

Дети читают заглавие текста («Туман»), на полях учебника находят опорное незнакомое слово ракита, находят его значение в толковом словаре. Учитель предлагает определить какая из трёх схем соответствует словам туман и ракита.

_________

______________ ракита

__________ туман

Самостоятельное чтение текста про себя.

Чтение текста вслух.

Работа по содержанию прочитанного текста.

Учитель:

Почему грустит ракита?

Обуч-ся:

Туман уплыл.

Ученики определяют настроение текста, какими словами оно передаётся (сонно, уныло, грустно).

Учитель обращает внимание детей на новый знак препинания в конце предложения (многоточие), объясняет, в каком случае он ставится: текст или предложение не закончены, автор как бы остановился, задумался).

Подведение итогов данного этапа урока.

предугадывали содержание текста по иллюстрации;

узнали значение нового слова ракита;

соотносили слова со схемами;

работали с содержанием текста;

узнали новый знак препинания.

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Учитель:

На следующей странице букваря прочтите название сказки Геннадия Цыферова.

Сказка называется «Про чудака лягушонка».

Учитель:

Какая это сказка?

Ученики отвечают, что сказка авторская, так как её сочинил один человек. Дети вспоминают, что сказки бывают ещё народными.

Учитель:

Эту сказку прочитаем на следующем уроке, а сейчас подведём итог всего урока. Вспомните, какую цель ставили в начале урока, для чего выполняли все упражнения и задания?

Обуч-ся:

Упражнялись в чтении. Старались научиться читать быстрее, выразительнее, без ошибок. Для достижения этой цели надо читать не только в классе, но и дома.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here