Урок литературного чтения (букварный период) в 1 классе.

Тема «Согласные звуки [х] [х,], буквы Хх.

Педагогическая цель: создать условия для закрепления знаний учащихся о согласном глухом звуке [х] [х,], навыков плавного послогового чтения с буквами Хх; развитие речи, памяти, обогащать словарный запас.

Планируемые результаты: читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ на определённую тему.

Личностные: бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев, воспитание чувства ответственности.

УУД

Регулятивные: выполнение учебных действий в громкоречевой и умственных формах.

Познавательные: общеучебно-формированное понятие о родственных словах; решение проблем; способы решения проблем.

Коммуникативные: умение работать в парах.

Основное содержание темы, понятия и термины:

Буквы Хх, согласные звуки [х] [х,], скороговорка, пословица.

Образовательные ресурсы: «Лента букв»

Оборудование: УМК «Школа России», «Азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, с.42; электронное приложение; презентация «Как выращивают хлеб»; корзинка с «баранками» — картонные, с заданиями.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать, точно, бойко отвечать!

— Проверим готовность к уроку.

  1. Постановка учебной задачи.

— Продолжаем учиться читать слова и предложения с буквами Х, х, а также наблюдать над словами.

— Сегодня я вам расскажу сказку:

Жила-была девочка, которая ещё не ходила в школу, но больше всего любила… А что любила? Прочитайте.

ГРУША

АПЕЛЬСИН

ЛИМОН

ЯБЛОКО

— Назовите одним словом (фрукты)

— По первым буквам узнайте имя девочки (Галя)

И вот однажды мама посадила её обедать, налила борщ и дала кусок хлеба. Галя раскапризничалась: «Не буду есть этот невкусный хлеб!»

И только это сказала, как вдруг оказалась в незнакомой стране. А правил этой страной царь.

— Прочитайте, как его зовут: КАРАВАЙ

Рассердился каравай на Галю и пообещал её отпустить домой, если она выполнит его задания!

— Поможем Гале вернуться домой?

  1. Закрепление знаний и способов действий:

Речевая разминка.

1) Прочитайте скороговорку, чётко проговаривайте слова и звуки сначала медленно, затем ускоряя темп.

БУБЛИК, БАРАНКУ, БАТОН И БУХАНКУ

ПЕКАРЬ ИЗ ТЕСТА ИСПЁК СПОЗАРАНКУ.

ХОРОШ ПИРОЖОК — ВНУТРИ ТВОРОЖОК.

2) Чтение, наблюдение над словами.

— Прочитайте название жителей страны Каравая: БУЛКИ, ПИРОГИ, КАЛАЧИ, БАРАНКИ, ЛЕПЁШКИ, ПРЯНИКИ, БАТОНЫ

— Назовите одним словом (Хлеб)

— Что общего у этих слов (оканчиваются на -и/-ы, обозначают много предметов)

— Как думаете, на что указывает буква -и или -ы в конце слова?

ВЫВОД: в русском языке на множественность предметов, чаще всего указывают окончания -и/-ы.

— Образуйте слова, обозначающие много предметов, от слов: РЕКА, КНИГА, ЛЕС. (Обратите внимание на то, что иногда встречаются окончания -а/-я)

3) Прочитайте слова:

ХЛЕБ, ХЛЕБНЫЙ, ХЛЕБУШЕК, ХЛЕБОРОВ, ХЛЕБНИЦА

— Можно ли назвать эти слова родственными? (Да, у них общая часть есть, общее значение). Составим словосочетания с этими словами.

4) .Физминутка

Представьте себе, что вы маленькие зёрнышки и вас посеяли в землю. (Дети приседают)

Из зёрнышка вырастает колосок. (Вытягиваются вверх)

Чтобы вырос колосок, землю боронуют. (Изображают руками)

Удобряют и защищают от вредителей с самолёта. (Изображают самолёт)

Хлеб созрел, его убирает комбайн.

Везут на мукомольный завод и обмолачивают. (Имитация всех действий)

Из муки замешивают тесто.

Хлеб в печке становится пышным и румяным.

5) Чтение стихотворения «Хлеб» стр.42

— Прочитайте стихотворение.

— Кому и чему возносится слава?

6) Составление рассказа.

— Составьте рассказ, который заканчивался бы словами: «Делаю наспех — сделано на смех».

7) Работа с текстом (учебник с.42)

«ХЛЕБ — ВСЕМУ ГОЛОВА!»

— Прочитайте текст.

— как понимаете высказывание: «ХЛЕБ — ВСЕМУ ГОЛОВА»? (Повторное жужжащие чтение, чтение вслух по цепочке)

8) Физминутка для глаз.

9) Что можете рассказать о том, как хлеб на стол пришёл. (Азбука стр.39)

— Какие машины нужны, чтобы вырастить хлеб? Прочитаем:

ТРАКТОР, ГРУЗОВИК, КОМБАЙН, САМОЛЁТ

— Кто работает на этих машинах? Назовите профессии этих людей (тракторист, шофёр, комбайнёр, лётчик)

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

— Понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Галю, но напоследок сказал ей…

— Как думаете, что? (Бережно относится к хлебу, ведь в него вложен труд многих людей)

— Прочитаем вывод:

НЕ ВЕЛИК КУСОК ПИРОГА, А СТОИТ МНОГО ТРУДА.

— Как вы понимаете эти слова?

  1. На прощание Каравай подарил корзинку с баранками, но не простые баранки, с заданиями. На оранжевых баранках — задания труднее, на зелёных — легче.

Выберите себе любое и подготовьтесь к выразительному чтению стихов, пословиц о труде, хлебе. Большое спасибо за хорошую, серьёзную работу.

  1. Рефлексия

— Что особенного вам понравилось? Сегодня на уроке?

— Что вызвало затруднение?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here