Урок по литературному чтению во 2 классе
по программе «Начальная школа 21 века»
МОУ СОШ р.п.Красный Октябрь
Саратовского района Саратовской области»
Учитель первой квалификационной категории
Некрасова Татьяна Викторовна.
Тема урока: И.Соколов – Микитов » Узоры на снегу».
Цели урока: -прививать любовь к природе, учить понимать природу;
-работать над развитием выразительной речи, мышления,
-расширить кругозор детей.
Образовательные: способствует формированию читательских умений, сознательному усвоению материала, несет пропедевтические (подготовительные ) основы для изучения литературного произведения, обеспечивает межпредметные связи с уроками окружающего мира.
Развивающие: развивает наглядно-образное мышление учащихся, наблюдательность, зрительную память.
Воспитательные: способствует формированию у учащихся эстетического вкуса, умения чувствовать и видеть красоту зимнего леса,
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
— определять правила работы в группах;
— оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
— высказывать свое предположение на основе учебного материала;
— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в учебнике;
— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
— проводить анализ учебного материала;
Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина « Литературное чтение 2 класс», тетрадь, запись на доске, цветные карандаши, фильм «Узоры».
Ход урока.
-
Орг. момент.
— Подробный пересказ по плану рассказа «Как белочка зимует».
-
Разминка для глаз.
Игра » Фотоглаз».
На доске: зима
лес
сугроб
узоры
-
Сколько слов вы запомнили?
-
Назовите эти слова?
-
Какие слова вы прочитали?
-
Используя эти слова, скажите, какую картину можно нарисовать?
-
Какие узоры можно увидеть на снегу?
-
Новый материал.
1. — Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением И. Соколова – Микитова
» Узоры на снегу».
Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос:
-
Какие узоры на снегу увидел автор?
2. Приходилось ли вам встречать в зимнем лесу следы животных? (Да или нет).
-Могли вы определить, чьи это были следы? (Да, следы собаки, птиц)
-Хотелось бы вам увидеть, как выглядят следы тех животных, о которых написано в произведении И.Соколова — Микитова? (Да)
-Перечислите этих животных. ( Заяц, лиса, волк, горностай, лиса, лоси.)
-Какое животное вам мало знакомо? (Горностай)
3.Работа с текстом.
-Чьи следы вам больше всего запомнились? Почему?
-Следы каких животных похожи? (лисы и горностая) Чем? ( Форма цепочки)
-Следы волка похожи на следы домашнего животного. Как вы думаете, какого? (Собаки)
-
Работа по учебнику стр.145.
-
часть » Жужжащее чтение». 1 абзац.
Вопрос: Чтобы вы нарисовали к этой части?
-
Чем покрыта земля?
-
Что это за скатерть?
-
Какая она? Почему?
— Найдите и прочитайте эти предложения в тексте.
-
Какие сугробы в лесу?
-
Когда они могут быть глубокими?
-
Как автор говорит о лесе?
-
С чем он сравнивает снег? Почему?
— Как можно озаглавить эту часть? (Зима в лесу.)
5.Работа в тетради.
Пользуясь 1-м абзацам найдите и запишите слова – признаки (прилагательные) к словам:
На доске: 1 ряд – скатертью ( какой? )
2 ряд — сугробы ( какие ?)
Все – шапками ( какими?)
-
Прочитайте, что у вас получилось.
-
Что вы составили?
-
Что такое словосочетание?
Чтение за диктором 2 абзаца.
-
Что видят на снежной скатерти охотники?
-
Как эти узоры можно назвать по-другому? Прочитайте.
-
Как вы понимаете, выражение » читать следы».
4. Физминутка.
Вот метель гулять пустилась
Сюда снежинка прилепилась,
Вот она взлетает, порхает,
Следите за ней глазами.
-
часть. Чтение » Разведка».
Вопрос: » Внимательно прочитайте 2 часть и запишите в тетрадь названия животных, которые нарисовали узоры на снегу.
На доске: зайчик
горностай
лиса
волки
лоси
-
Прочитайте, название, каких животных вы записали в тетрадь?
-
Верните каждое слово по слогам так, как оно записано на доске.
-
Каких животных вы никогда не видели? Показываю картинки.
-
Найдите и прочитайте, как передвигался зайчик?
-
Найдите его следы на рисунке.
-
Чем питался зайчик?
-
Что нам рассказывает автор о горностае?
-
За кем он охотился?
— На что похожи следы старой лисицы?
-
Найдите ее след.
-
Как передвигались по опушке волки? Почему?
-
Как нам автор рассказывает о лосях?
-
Почему они копытами поднимали снег?
Работа в парах.
Чтение 2 части парами по одному предложению.
— Как можно озаглавить эту часть? Узоры на снегу.
-
часть. Самостоятельно. Подготовка к пересказу.
-
Каких еще птиц и зверей можно встретить в лесу?
-
Чем они кормятся?
Озаглавьте 3 часть. Лес – дом.
4. Итог урока.
-
Какова тема этого рассказа?
-
Какой характер у зимы?
-
Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям зимой?
-
Познакомившись с рассказом И. Соколова – Микитова, что вы можете сказать о нем, как о человеке?
-
Мог ли написать такой интересный рассказ человек, который редко бывает в лесу?
-
Что может заставить человека часто бывать в лесу?
-
Какие выводы вы сделали?
-
Оцените свою работу фишками.
5.Д/з. стр. 145-146 пересказ, ответить на вопросы.