Урок литературы в 5 классе
«Тема Родины в творчестве С. Есенина» (урок — путешествие).
Класс: 5
Цели: расширить представления учащихся об эстетическом краеведении; воспитывать интерес и любовь к творчеству С.Есенина; формировать художественный вкус.
Тип урока: изучение нового материала (интегрированный).
Вид урока: игровой (урок — путешествие).
Технология: на игровой основе с элементами мультимедийной презентации.
Оборудование: мультимедийные слайды на основе комплекта открыток « На родине Есенина» фото Е.Гаврилова, экран, рисунки учащихся — иллюстрации к теме « Моя Родина», портрет Есенина.
Эпиграф: « Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким « Русь»».
( Сергей Есенин)
( На экране появляется слайд № 2)
Ход урока:
1. Оргмомент
Приветствие учителя. Психологическая подготовка к восприятию темы урока.
Вступительное слово учителя:
— Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в увлекательную поездку — на Родину великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. Побываем в старинном селе Константиново, где жил и работал над своими стихами Сергей Есенин. Познакомимся с особенностями лирики поэта, увидим не только необъятные просторы заливных лугов у горизонта леса Мещеры, но и родительский дом С.Есенина, второклассную учительскую школу, где поэт учился и получил звание « учителя школы грамоты». Усаживайтесь поудобнее в наш экскурсионный автобус — и в путь! А я буду вашим гидом. Желаю вам приятного путешествия!
2.Работа по теме урока
Сообщение учителя с элементами беседы и мультимедийных слайдов:
— Ребята! Какие стихи Сергея Есенина вы знаете? Что вас особенно удивило?
( дети читают стихи и отвечают)
Посмотрите на эпиграф нашего урока. Слово « Русь»- одно из самых излюбленных слов лирики Есенина, начиная с 10-х годов нашего века. Для него оно наполнено огромным эмоциональным содержанием. Здесь и родной дом, и образ матери, и лошади, пьющие воду из реки, где плавает отражение месяца, здесь весь мир и лирика Есенина.
(На экране слайд № 3)
Поэтому можно сказать, что тема Родины в творчестве поэта — основная, важнейшая тема, над которой он работал всю свою жизнь.
Родина великого поэта — старинное село Константиново привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, просматриваются у горизонта леса Мещеры.
( На экране слайд № 4)
Эти места — колыбель поэзии Есенина. И хотя название « Константиново» ни разу
не упоминается в его стихах и поэмах, в каждом есенинском слове чувствуется неразрывная связь с рязанской землей. Здесь он родился и провел более половины своей жизни, здесь впервые, очарованный красотой родного края, «выплеснул душу в слова».
Родина была тем источником вдохновения, к которому постоянно припадал поэт, черпая силу русского духа, силу любви к людям, отчему дому…
( На экране слайд № 5)
И в каких бы дальних краях ни приходилось ему бывать, он всегда оставался, связан глубинными корнями с этой исконно русской землей, на которой развивался его удивительный талант.
( На экране слайд № 6)
С ранних лет в душу мальчика запали народные сказания, песни, поговорки, загадки. Именно фольклор обусловил нравственный идеал юноши — любовь к народу, Родине.
Он поразительно тонко чувствует русскую природу, неотделимую от крестьянского дома с двором и хлевом, коровы, жующей солому, собаки, к которой поэт относится с особой нежностью. « А в сердце светит Русь», — пишет Есенин.
Творческое созревание поэта совпало с исторической вехой — Октябрьской революцией, и движение Сергея Есенина к новой жизни совершалось без противоречий.
В это время он пишет стихи, в которых ощущается сожаление об уходящем поэтическом
мире старой деревни, одиночество, потерянность.
( На экране слайд № 7)
Чувство любви к Родине выражается и через картины родного пейзажа. Человек и природа едины…
(На экране слайд № 8)
В природе поэт видит источник вдохновения. Мир природы наполнен цветом,
звуком, движением, любовью к жизни…
( На экране слайды № 9 и № 10)
До наших дней сохранился родительский дом, в нем до 1955 года жила мать поэта — Татьяна Федоровна.
(На экране слайды № 11 и № 12)
В глубине есенинского сада — избушка- времянка, около которой растет яблонька- дикарка, посаженная при жизни Есенина.
( На экране слайд № 13)
Недалеко от избушки среди вишен — амбар, где, по свидетельству Екатерины Александровны, старшей из сестер поэта, им были написаны многие стихи. А в самом углу усадьбы укрылась под золотистой соломой рига.
( На экране слайд № 14)
Музей, открывшийся в 1965 году, насколько это, возможно, воссоздает время и атмосферу жизни тех лет, помогает лучше понять поэтический язык Есенина, прочувствовать природу его творчества.
( На экране слайд № 15)
При музее создан фольклорный ансамбль « Радуница» — так назывался первый сборник стихов Сергея Александровича. Ансамбль собирает и исполняет песни родины Есенина, которые согревали и волновали поэта всю жизнь. Ведь все его стихи по мелодичности, богатству и гибкости ритма — кровная родня народной песни.
( На экране слайд № 16)
Сохранился в Константинове и дом, с которым связаны многие страницы жизни и творчества поэта. Это бывший усадебный дом помещицы Кашиной Л.И., послужившей прототипом героини поэмы «Анна Снегина».
Сергей не раз приходил сюда, с волнением переступая порог « дома с мезонином».
Осенью 1969 года здесь был открыт Литературный музей, экспозиция которого рассказывает о творческой биографии поэта.
( На экране слайд № 17)
Во время первого Всесоюзного праздника есенинской поэзии, посвященного 90 — летию со дня рождения С.А.Есенина, открыл свои двери филиал музея поэта в Спас — Клепиках. Была отреставрирована второклассная учительская школа, где Есенин учился с 1909 по 1912 год, воссоздана обстановка учебы и быта учащихся и учителей. Здесь он получил звание «учителя школы грамоты».
Сам же поэт относил начало сознательного творчества именно к этому периоду своей жизни.
( На экране слайд № 18)
В марте 1984 года. Литературно — мемориальный музей в селе Константиново реорганизован в Государственный музей — заповедник С.А. Есенина.
Неиссякаемым потоком идут сюда люди, чтобы в низком поклоне родительскому дому поэта понять самих себя и, полюбив простую красоту здешних мест, унести с собой «несказанный свет» и добрую память о есенинской земле.
(На экране слайды № 19 и № 20)
3. Подведение итогов урока
— Вот и закончилась наша экскурсия. Была ли экскурсия полезна?
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— С какой темой познакомились?
— Что понравилось больше всего?
— Как вы думаете, почему главной темой творчества поэта является Родина?
— Я надеюсь, что вам по — новому открылись стихи великого поэта, и он стал вам ближе и роднее. Давайте же будем любить Родину, беречь её прошлое, заботиться о настоящем, думать о будущем и гордиться такими поэтами, как Сергей Александрович Есенин.
4. Домашнее задание
— выучить наизусть стихотворение С.Есенина о Родине;
— написать сочинение — миниатюру « Мой родной город (село, деревня, поселок)».
Литература
Воронцов К. На родине Есенина. — Москва,1990.
Егорова Е.Е. Тема Родины в творчестве Есенина. — Москва, 1995.
Есенин С.А. Собрание сочинений в двух томах. Стихотворения, поэмы. — Москва, 1991.
Ивойлов В.А. Тема Родины в поэзии С.А.Есенина. — Москва, 1995.
Комплект открыток. На родине Есенина. Фото Е.Гаврилова. — Москва, 1990.