Урок литературы в 5 классе

«Тема Родины в творчестве С. Есенина» (урок — путешествие).

Класс: 5

Цели: расширить представления учащихся об эстетическом краеведении; воспитывать интерес и любовь к творчеству С.Есенина; формировать художественный вкус.

Тип урока: изучение нового материала (интегрированный).

Вид урока: игровой (урок — путешествие).

Технология: на игровой основе с элементами мультимедийной презентации.

Оборудование: мультимедийные слайды на основе комплекта открыток « На родине Есенина» фото Е.Гаврилова, экран, рисунки учащихся — иллюстрации к теме « Моя Родина», портрет Есенина.

Эпиграф: « Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким « Русь»».

( Сергей Есенин)

( На экране появляется слайд № 2)

Ход урока:

1. Оргмомент

Приветствие учителя. Психологическая подготовка к восприятию темы урока.

Вступительное слово учителя:

— Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в увлекательную поездку — на Родину великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. Побываем в старинном селе Константиново, где жил и работал над своими стихами Сергей Есенин. Познакомимся с особенностями лирики поэта, увидим не только необъятные просторы заливных лугов у горизонта леса Мещеры, но и родительский дом С.Есенина, второклассную учительскую школу, где поэт учился и получил звание « учителя школы грамоты». Усаживайтесь поудобнее в наш экскурсионный автобус — и в путь! А я буду вашим гидом. Желаю вам приятного путешествия!

2.Работа по теме урока

Сообщение учителя с элементами беседы и мультимедийных слайдов:

— Ребята! Какие стихи Сергея Есенина вы знаете? Что вас особенно удивило?

( дети читают стихи и отвечают)

Посмотрите на эпиграф нашего урока. Слово « Русь»- одно из самых излюбленных слов лирики Есенина, начиная с 10-х годов нашего века. Для него оно наполнено огромным эмоциональным содержанием. Здесь и родной дом, и образ матери, и лошади, пьющие воду из реки, где плавает отражение месяца, здесь весь мир и лирика Есенина.

(На экране слайд № 3)

Поэтому можно сказать, что тема Родины в творчестве поэта — основная, важнейшая тема, над которой он работал всю свою жизнь.

Родина великого поэта — старинное село Константиново привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, просматриваются у горизонта леса Мещеры.

( На экране слайд № 4)

Эти места — колыбель поэзии Есенина. И хотя название « Константиново» ни разу

не упоминается в его стихах и поэмах, в каждом есенинском слове чувствуется неразрывная связь с рязанской землей. Здесь он родился и провел более половины своей жизни, здесь впервые, очарованный красотой родного края, «выплеснул душу в слова».

Родина была тем источником вдохновения, к которому постоянно припадал поэт, черпая силу русского духа, силу любви к людям, отчему дому…

( На экране слайд № 5)

И в каких бы дальних краях ни приходилось ему бывать, он всегда оставался, связан глубинными корнями с этой исконно русской землей, на которой развивался его удивительный талант.

( На экране слайд № 6)

С ранних лет в душу мальчика запали народные сказания, песни, поговорки, загадки. Именно фольклор обусловил нравственный идеал юноши — любовь к народу, Родине.

Он поразительно тонко чувствует русскую природу, неотделимую от крестьянского дома с двором и хлевом, коровы, жующей солому, собаки, к которой поэт относится с особой нежностью. « А в сердце светит Русь», — пишет Есенин.

Творческое созревание поэта совпало с исторической вехой — Октябрьской революцией, и движение Сергея Есенина к новой жизни совершалось без противоречий.

В это время он пишет стихи, в которых ощущается сожаление об уходящем поэтическом

мире старой деревни, одиночество, потерянность.

( На экране слайд № 7)

Чувство любви к Родине выражается и через картины родного пейзажа. Человек и природа едины…

(На экране слайд № 8)

В природе поэт видит источник вдохновения. Мир природы наполнен цветом,

звуком, движением, любовью к жизни…

( На экране слайды № 9 и № 10)

До наших дней сохранился родительский дом, в нем до 1955 года жила мать поэта — Татьяна Федоровна.

(На экране слайды № 11 и № 12)

В глубине есенинского сада — избушка- времянка, около которой растет яблонька- дикарка, посаженная при жизни Есенина.

( На экране слайд № 13)

Недалеко от избушки среди вишен — амбар, где, по свидетельству Екатерины Александровны, старшей из сестер поэта, им были написаны многие стихи. А в самом углу усадьбы укрылась под золотистой соломой рига.

( На экране слайд № 14)

Музей, открывшийся в 1965 году, насколько это, возможно, воссоздает время и атмосферу жизни тех лет, помогает лучше понять поэтический язык Есенина, прочувствовать природу его творчества.

( На экране слайд № 15)

При музее создан фольклорный ансамбль « Радуница» — так назывался первый сборник стихов Сергея Александровича. Ансамбль собирает и исполняет песни родины Есенина, которые согревали и волновали поэта всю жизнь. Ведь все его стихи по мелодичности, богатству и гибкости ритма — кровная родня народной песни.

( На экране слайд № 16)

Сохранился в Константинове и дом, с которым связаны многие страницы жизни и творчества поэта. Это бывший усадебный дом помещицы Кашиной Л.И., послужившей прототипом героини поэмы «Анна Снегина».

Сергей не раз приходил сюда, с волнением переступая порог « дома с мезонином».

Осенью 1969 года здесь был открыт Литературный музей, экспозиция которого рассказывает о творческой биографии поэта.

( На экране слайд № 17)

Во время первого Всесоюзного праздника есенинской поэзии, посвященного 90 — летию со дня рождения С.А.Есенина, открыл свои двери филиал музея поэта в Спас — Клепиках. Была отреставрирована второклассная учительская школа, где Есенин учился с 1909 по 1912 год, воссоздана обстановка учебы и быта учащихся и учителей. Здесь он получил звание «учителя школы грамоты».

Сам же поэт относил начало сознательного творчества именно к этому периоду своей жизни.

( На экране слайд № 18)

В марте 1984 года. Литературно — мемориальный музей в селе Константиново реорганизован в Государственный музей — заповедник С.А. Есенина.

Неиссякаемым потоком идут сюда люди, чтобы в низком поклоне родительскому дому поэта понять самих себя и, полюбив простую красоту здешних мест, унести с собой «несказанный свет» и добрую память о есенинской земле.

(На экране слайды № 19 и № 20)

3. Подведение итогов урока

Вот и закончилась наша экскурсия. Была ли экскурсия полезна?

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— С какой темой познакомились?

— Что понравилось больше всего?

— Как вы думаете, почему главной темой творчества поэта является Родина?

— Я надеюсь, что вам по — новому открылись стихи великого поэта, и он стал вам ближе и роднее. Давайте же будем любить Родину, беречь её прошлое, заботиться о настоящем, думать о будущем и гордиться такими поэтами, как Сергей Александрович Есенин.

4. Домашнее задание

— выучить наизусть стихотворение С.Есенина о Родине;

— написать сочинение — миниатюру « Мой родной город (село, деревня, поселок)».

Литература

Воронцов К. На родине Есенина. — Москва,1990.

Егорова Е.Е. Тема Родины в творчестве Есенина. — Москва, 1995.

Есенин С.А. Собрание сочинений в двух томах. Стихотворения, поэмы. — Москва, 1991.

Ивойлов В.А. Тема Родины в поэзии С.А.Есенина. — Москва, 1995.

Комплект открыток. На родине Есенина. Фото Е.Гаврилова. — Москва, 1990.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here