Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5

г. Ртищево Саратовской области»

Конспект урока по литературному чтению
в 3 классе
УМК «Школа России»

«Дедушка Мазай и зайцы»
Н.А. Некрасов

подготовила

учитель начальных классов

Земцова Ирина Викторовна

г. Ртищево

2011

Слайд 1

Урок литературного чтения

Тема: Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».

УМК «Школа России» Класс: 3.

Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.

Цель: совершенствовать навык вдумчивого и выразительного чтения на основе изучения отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Задачи:

1. Обучающая: познакомить учащихся с новым произведением; учить детей делить текст на части, анализировать содержание прочитанного.

2. Развивающая:

развивать умение слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать словарь учащихся;

3. Воспитывающая:

создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок с применением ИКТ.

Используемые методы и приемы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

Оборудование:

1. Аудиозапись. Чайковский П.И. «Времена года – апрель».

2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, слайд-фильм Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы.

3. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с.: ил.

4. Выставка книг, толковый словарь.

Ход урока

  1. Организация начала урока

Слайд 2

Проверка готовности к уроку

Настрой учащихся на работу

Повторение домашнего задания:

1 группа – выразительное чтение стихотворения Н. А. Некрасова “Не ветер бушует над бором…”

2 группа – выразительное чтение стихотворения Н. А. Некрасова “Не ветер бушует над бором…” + образные средства языка поэтического произведения

Фронтальный опрос домашнего задания

  • Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы изучали отрывок из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”.)

  • Какая здесь основная мысль? (Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои.) (Ребята объясняют эти строки)

  • Чему оно учит? (Зима так же прекрасна, как и любое время  года.)

Загадка и пословица о весне

Разбор пословицы

Я раскрываю почки Вода потекла, весну принесла.

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна.

Зовут меня… (весна).

Слайд 3

  1. Подготовка к усвоению нового материала

Чистоговорка

а) вступительная беседа

Учитель: С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Вода затапливает поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем.

На доске табличка с надписью «половодье». Слово прочитывается вслух, ставиться ударение, повторяется значение слова.

Слайд 4

б) работа с иллюстрацией. Рассмотрим картину И. Левитана.

Где происходит действие, изображенное на картине?(На реке около леса)

Когда река выходит из берегов? (Во время весеннего таяния снегов река переполняется)

Что она может затопить? (Прибрежные луга, леса и населённые пункты)

Как это явление называют в народе? (Полая вода или половодье)

3. Изучение нового материала

а) чтение стихотворения учителем.

Слайд 5

Учитель: Один такой случай о половодье описал в своем стихотворении Николай Алексеевич Некрасов. Называется это стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». Слайд 6

(Аудиозапись – Н.А. Некрасов. Поэмы. Избранное 2CD. Часть 1. Читает Андрей Мартынов)

В учебнике дан отрывок из этого стихотворения. Сейчас вы прослушаете аудиозапись 1 части стихотворения, я прочитаю вам это стихотворение до конца, а вы внимательно послушаете.

б) проверка первичного восприятия

Понравилось ли вам стихотворение? (Да)

Чем? (Что Дед Мазай спасал зайцев)

Какой отрывок больше всего понравился? (Как Мазай прикрепил бревно к лодке)

Почему? (Потому что он спас так много зайцев)

О чем это стихотворение? (О русской деревне, о доброте простых людей, о весеннем разливе реки)

Слайд 7-8

4. Словарная работа

-Объясните значение слов (толковый словарь, презентация)

Багор, аршин, зипун, сажень, гуторить, исстари, кураж, пуделять.

Гуторить-разговаривать.

Исстари — всегда так было.

Кураж — это задор.

Пуделять — стрелять мимо цели.

Слайд 9-13

5. Разбор незнакомых слов на доске

Чтение с ударением

— Подберите близкие по смыслу слова к данным словам:

разболтался в сарае (разговорился),

копошится зайчиха (шевелится),

горемыка (тот с кем случилась беда- бедняжка).

Слайд 14-15

6. Физкультминутка для глаз

Слайд 16

7. Разминка перед чтением

Скороговорка

8. Вторичное чтение и анализ (дети читают самостоятельно вполголоса).

— От чьего лица ведется рассказ? (От лица автора)

— На сколько частей разбито стихотворение? (На 2 части)

(ученики читают стихотворение по частям и обсуждают прочитанное)

— О чем идет речь в первой части?(О том как автор рассказывает о Дедушке Мазае и его родном крае.)

— Почему стихотворение начинается со строк: «В августе около «Малых Вежей»»?( Каждое лето рассказчик приезжал на неделю в деревню Малые Вежи, чтобы погостить у старого охотника Мазая и вместе с ним поохотиться.)

— Как поэт и Мазай оказались в сарае?( Как-то раз во время охоты начался сильный дождь, и рассказчик с Мазаем укрылись в сарае.)

— Что автор говорит о деревне, где жил Мазай? (Летом она очень красивая, вся в зелёных садах, растёт хмель, домики в ней на высоких столбах)
— Какую картину вы представляли, читая описание этой деревеньки?(Деревенские бревенчатые домики на столбах, окружённые садами)

— Что вы узнали о Мазае? (Старый Мазай любит до страсти свой низменный край, он вдовец, бездетен, имеет лишь внука, может через лес напрямик сбегать за сорок верст в Кострому.
Дня не проводил Мазай без охоты, но стали хуже видеть его глаза и он начал на охоте промахиваться.)

— С каким чувством автор рассказывает о судьбе дедушки Мазая? (Мазай нравится автору, ему интересно слушать его рассказы)

— Каким вы увидели главного героя в этой части? (Добрый старик, в старой русской одежде, хороший охотник и рассказчик)

— Какие слова, выражения использовал автор, чтобы это нам показать? Найдите и прочитайте.

— Над чем поэт «от души хохотал»? (Как один охотник носит с собой горшочек с углями греть руки. Увидев дичь, он кладёт ружьё, греет руки, а потом палит по зайцу, будто бы он сидит и его ждёт)

— Объясните, что значит «от души хохотал»? (Искренне, сильно)

-Что показал нам автор, используя данное выражение? (Что разговор идёт задушевный, непринуждённый)

— Придумайте заголовок к этой части? (ученики читают вторую часть) (Беседа в сарае)

— О каком интересном случае рассказал Мазай поэту? (О том как однажды он собирал проплывающие брёвна на реке и спас тонущих и попавших в водяную западню зайцев)

— Как герой относиться к своим односельчанам? Объясните почему? (Они смеялись над, тем как он провозил зайцев по деревне, он не обращал на них внимания, просил и их ему не мешать)

Слайд 17

9. Музыкальная физкультминутка

Слайд 18

10. Вашему вниманию я предлагаю план этой части стихотворения

— Найдите и прочитайте строки, относящиеся к каждой части

— Как автор называет зайчишек? (Команда косая)

— Какие чувства он выражает, называя их так? (Он относится к ним с добротой, как к меньшим братьям)

— Как дед Мазай обращается с зайцами? (Зайчики)

— Найдите и прочитайте с помощью, каких выражений автор это показал?

— Что автор говорит об одном из своих героев (Столбик не столбик, зайчишко на пне)

— Как он его называет? (Горемыка)

— Как он относиться к нему? (Он его жалеет)

— Найдите и прочитайте, что он говорит о зайчихе?(У куста копошится зайчиха — еле жива, а толста как купчиха)

— А как он относиться к этой героине? (Он относится к ней с сочувствием, так как он накрыл её зипуном)

— С помощью чего он передает свое отношение? (Он называет её дуррой, показывая что она промедлила и не смогла спастись сама)

— Как автор показал, что ему было очень жаль зайцев на бревне? (Жаль их, однако, да жаль и находку)

— Как односельчане отнесли к поступку Мазая? (Бабы и ребятишки смеялись над тем как он вёз зайцев )

— Огорчало ли это Мазая? (Мазай говорил, чтобы любовались, но не мешали ему)

— Какие слова автора об этом говорят?

(Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
Ладно! любуйся, а нам не мешай!)

— Что дедушка Мазай сделал, когда он подплыл к берегу?

(К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и «с богом!» сказал…)

— Каким автор показал дедушку Мазая в этой части? (Добрым, сочувствующим)

— Прочитайте совет дедушки Мазая?( Он им сказал: «Не попадайся зимой!»)

— Что автор хотел показа нам в этих строках? (Что сейчас они беззащитные, он не воспользуется этим, тем более он не охотится на них ни весной не летом)

— Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении? (Он любит свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации)

— Какова главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край, быть патриотом своей Родины)

— Как автор относиться к своему герою? Почему? (Автор его уважает, он ему интересен, приятно с ним общаться)

— А как вы относитесь? (Он нам понравился, тем что он добрый, сообразительный)

— Почему так озаглавлено? (По главному рассказу Дедушки Мазая)

— Придумайте другой заголовок. (Случай весной)

Слайд 19-29

11. Работа с текстом

Найдите слова в тексте к картинке

12. Подведение итогов урока

а) обобщающие вопросы учителя:

Какое произведение мы читали сегодня на уроке? (Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»)

Кто автор этого стихотворения? (Н.А.Некрасов)

С каким хорошим человеком мы познакомились сегодня? (Дедушкой Мазаем)

Какие новые слова узнали на уроке? (Зипун, аршин, багор, гуторить, сажень, исстари, кураж, пуделять)

Слайд 30.

б) рефлексия.

в) Выставление оценок за работу на уроке с комментированием каждой оценки

Слайд 31

г) дифференцированное домашнее задание

1. Выразительное чтение стихотворения или отрывок наизусть.

2. Выразительное чтение стихотворения + характеристика главного героя с цитатами из текста.

3. Написать сочинение на тему “Мы спасены!”

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы. Изд – во «Детская литература» — М., 1969. – 20 с.: ил.

2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 320 с.

3. Репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

4. С.И. Ожегов. Словарь русского языка –М; 2002г

5. Чайковский «Времена года – апрель».

http://www.theseasons.ru/music/theseasons2007/tchaikovsky_april.mp3

7. Картинки:

Аршин http://mer.kakras.ru/img-mer/arshin.gif

Сажень http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000004/pic/000150.jpg

Зипун http://dress-history.sage-way.info/img/russian-dress-13.jpg

Багор http://www.saveplus.ru/upload/big/090421_ha3uhj7ndjy.jpg

Силки http://bigppc.do.am/_fr/0/6766134.jpg

Н.А.Некрасов http://www.bibliotekar.ru/kKramskoy/9.files/image001.jpg

И. Левитан «Половодье» http://4.media.tumblr.com/HLExrrEbdkiibx4kw6d05odHo1_400.jpg

8. Иллюстрации из рабочей тетради, Урок 43 (Литературное чтение уроки слушания 1 класс – автор Л. А. Ефросинина) к произведению “Дедушка Мазай и зайцы”.

9. «Дед Мазай и зайцы» http ://papa vlad .narod.ru/data/priroda/0-Vremena-goda-2.files/0003-005-Vesna-bolshaja-voda-I.jpg

10. Аудиозапись – Н.А. Некрасов. Поэмы. Избранное 2CD. Часть 1. Читает Андрей Мартынов. http://depositfiles.com/files/roi2cnjhe

11. http ://metodisty .ru /m /files /view /amelchenko _v -v -_n -a -nekrasov -_-dedushka _mazai _i _zaicy -_urok _s _multimediinym _prilozheniem _-l iteraturnoe_chtenie-_3_klass_2010_12_09

12. Физкультминутка http ://www .rusedu .ru /detail _4103.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here