Цели урока:

— познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков [х], [х’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа;

— учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;

— раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;

— продолжить формирование осмысленного чтения и чтения целыми словами;

— развивать внимание, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения;

— обогащать словарный запас уч-ся;

— воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: фишки-звуки, карточки с буквами и звуками, компьютер, проектор, учебник, шаблоны значимых слов.

Приветствие гостей хлебом-солью до звонка на урок.

Ученица (с караваем): (Все остальные уч-ся на местах.)

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,

То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.

Ход урока: (звенит звонок)

  1. Организационный момент.

Учитель:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

На вас надеюсь, как всегда.

У нас хороший, дружный класс,

И всё получится у вас.

II. Сообщение темы урока.

Учитель:

— Я вам прочитаю шуточное стих-ние, а вы мне скажете, какой звук чаще повторяется в этом стих-нии.

Хмурый-хмурый хнычет Хорь –

На хоря напала хворь.

Чахнуть стал и сохнуть,

Ни вздохнуть, ни охнуть.

— Какой звук чаще повторяется? (звук х)

— Произнесите ещё раз этот звук и скажите, какой он гласный или согласный? Почему?

(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие, задняя часть спинки языка сближается с мягким нёбом)

— Это звонкий или глухой согласный? (глухой)

— Есть ли ему парный звонкий согласный? (нет)

— Как смеются мальчики? (ха-ха)

— Как здесь звучит звук х? (твёрдо)

— Как смеются девочки? (хи-хи)

— Как здесь звучит звук х? (мягко)

— Итак, охарактеризуйте звук х.

(Согласный, глухой непарный, бывает твёрдый и мягкий)

Работа с карточками-звуками.

— Покажите карточку, которой вы обозначите согласный глухой твёрдый х. ()

— Приведите примеры слов, в которых звук х твёрдый. — Покажите карточку, которой вы обозначите согласный глухой мягкий х. (□’)

— Приведите примеры слов, в которых звук х мягкий.

III. Чтение одноуровневых моделей слов.

Презентация

— А теперь посмотрите на картинки.

Кто изображён на первой картинке? (муха)

К какому классу животных относятся мухи?(насеком.)

— Разбейте на слоги. (му-ха)

— Посмотрите на звуковую схему и скажите, в каком слоге находится новый звук? (во 2-ом ха)

— Дайте хар-ку первому звуку в этом слоге (согл., глух., тверд.)

— Почему твёрдый? (а не смягчает)

— А теперь посмотрите на второй русунок.

— Кто изображён? (мухи)

— Разбейте на слоги. (му-хи)

— Посмотрите на звуковую схему и скажите, в каком слоге находится новый звук? (во 2-ом хи)

— Дайте хар-ку первому звуку в этом слоге (согл., глух., мягк.)

— Почему мягкий? (и смягчает)

Итак, согл.глухой твёрдый звук [х] и согл. глухой мягкий звук [х’] обозначаются буквою Х, х. ха

Учитель показывает Х, х.

— Чем похожи? Чем отличаются?

Стих-ние на слайде «Х всё ходит…»

Конструирование Х, х на местах и на доске (1 уч-к)

Вживание в букву х.(изобразить на себе Х)

-Так что же мы сегодня будем делать на уроке чтения?

(читать слова с буквой Х и т.д.)

— Да, сегодня мы с вами будем выделять согласные глухие звуки [х], [х’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости и читать слоги и слова с буквою х.

Учитель вывешивает тему урока.

IV. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей слов(стр. 92).

— Рассмотрите иллюстрации. Кто здесь изображён?

Химик – специалист по химии, а также работник химической промышленности.

— Прочитайте слово «химик» по слогам и орфоэпически.

— Сколько в слове «химик» слогов?

— Какой слог ударный?

— Произнесите первый звук. Дайте хар-ку звуку [х’].

-Почему мягкий? (и смягчает)

— Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.

— Сколько слогов в слове «хорь»?

— Произнесите первый звук. . Дайте хар-ку звуку [х].

-Почему твёрдый? (о не смягчает)

— Соотнесите звуковую форму слова с буквенной в 1слове и во 2. Есть ли расхождение?

(1-нет, во 2- да : ь)

V. Чтение слогов по заданным схемам и столбиков слов с использованием 2-ух приёмов: чтение по слогам и орфоэпическое чтение.

— Рассмотрите схемы слогов на доске. Какие звуки обозначены «кружком»? (безударные гласные)

— Что объединяет все схемы слогов? (в данных схемах есть звуки [х], [х’].) (безударные гласные)

— На какие 2 группы можно разделить эти схемы? (слоги, которые начинаются с гласного звука. Слоги, которые начинаются с согласного звука.

А можно и [х], [х’].)

Чтение слогов в презентации по цепочке.

— Откройте учебники по теме нашего урока.

VI. Упражнение в чтении слов(стр. 93).

— Откройте учебники по теме нашего урока. В процессе чтения рассказываем о слове всё, что можем и видим и выясняем значение слов «хвоя-хвоинки», «хвост-хвостик».

— Составьте словосочетания со словами «хорьковая», «хлебный», «хвойный», «хвостатый», «хитроватая».

Хорьковая нора, хорьковая шкурка,

Хлебный завод, хлебный квас, …

Восп. момент: — Вспомните, на кружке «Доноведение» мы говорили, чем славится наш донской край? (он славится тем, что у нас в Ростовской области выращивают очень много зерновых культур, много хлеба.)

Хлебный край – так можно сказать?( да)

Хвойный аромат, хвойный лес,

Хвостатый кот, хвостатый кенгуру,

Хитроватая лиса, хитроватая мышь.

— Сравните полученные словосочетания.Чем они похожи? (Первое слово – признак, второе – слово-предмет.)

После чтения уч-ся составляют схемы-модели к некоторым прочитанным словам (хвоя, хитёр), указывают кол-во слогов, ударный слог, отмечают изученные звуки и буквы.

VII. Чтение пар слов на розовом и голубом фоне по цепочке. По ходу словарная работа: хилый – больной, хворь – болезнь, хлев – помещение для скота.

— В чём особенность слов в каждой группе? (заменили, добавили — на 1 больше)

— А какую ещё группу слов вы знаете? (перевёртыши)

Задание « Слова-перевёртыши».

Работа в парах «составь слово»

(смотреть по времени)

— А теперь посмотрим, как вы сами можете составлять слова. Сейчас вы будете работать в паре.

1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа. Я вам раздам слова на карточках с пропущенными буквами. Образуйте новые слова, вставив буквы.- Проверим ваш словарный запас.

— Используйте сигнальные карточки, если вы готовы, поднимите синюю карточку, если вам нужна помощь – красную.

После игры спросить особенность слов первой группы и второй группы.

VIII. Чтение стиха о крабе Нины Васильевны Пикулевой . По учебнику

— Назовите слова с новым звуком. Что их объединяет? ([х])

IX. Чтение загадок в презентации.

— Какие слова вам помогли узнать отгадку? (маленький, кругленький и т.д.)

Словарная работа: кафтан – мужская длиннополая верхняя одежда.

X. Загадочный рисунок.

— А теперь послушайте стих-е – загадку «Загадочный рисунок».

(дети-чтецы выходят к доске, рисуют и говорят)

— Слова «хлеб» и «каравай» близки по смыслу? (да, очень)

Каравай в презентации.

— Обычай приветствовать гостя караваем или хлебом с солью известен в России с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил и влияний. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения доверия. С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть.

Вы имели сегодня возможность наблюдать встречу наших гостей караваем.

Восп. момент: мы с вами неоднократно говорили об отношении к этому священному продукту. Давайте ещё раз вспомним, как нужно относиться к хлебу. (ответы уч-ся)

Далее учитель читает стих-е о хлебе

Хлеб”.

Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.

Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей —
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень! Ольга Стратонович

— Составьте звуко-буквенную схему слов «хлеб», «каравай» (можно по выбору – смотря по времени)

XI.Итог урока:

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Скажите, пожалуйста, в чём вам сегодня удалось разобраться, а в чём вы испытываете затруднение? (…)

— Это ещё раз говорит о том, что невозможно за один урок всего достичь. Завтра мы продолжим работу над глухими согласными звуками [х], [х’] и буквой х.

XII. Оценка своей работы

Дети сами оценивают и комментируют, учитель рядом даёт свою оценку, согласен или нет.

Спасибо за внимание!

Обучение ведётся по программе «Перспективная начальная школа». Учебник «Азбука». Авторы: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков, 2010 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here